Конспект урока истории Нет предка более чтимого, чем хан Абылай


По страницам истории
550-летие образования Казахского ханства
Алимгиреева Ляззат Муратовна
КГУ «Саумалкольская школа-гимназия № 2»
Айыртауского района
Северо-Казахстанской области
Тема: Нет более чтимого предка, чем хан Абылай (к празднованию 550-летия образования Казахского ханства).
Цель: учащиеся дадут всестороннюю оценку личности хана Абылая как правителя, политика, дипломата и человека, узнают о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления
Критерии успешности:
- я знаю годы жизни и годы правления хана Абылая- я знаю и могу назвать этапы жизни и деятельности Абылая- могу дать оценку политической жизни Казахского ханства в период правления хана Абылая.
Ресурсы: интерактивная доска, ПК, презентация Power point, видеофрагменты «Казахское ханство», «Абылай хан», портрет Абылай хана, маркеры, ватманы, стикеры.
Эпиграф: Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана — объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Н. А. Назарбаев, «В потоке истории»
Ход урока:
Учащиеся вытягивают листочки с именами ханов. Затем по очереди садятся на стул и говорят «Я хан который...», остальные должны угадать хана.
Керей
Касым Тауекель Жангир Абулхаир Уали Жангир
Жанибек
Хакназар Есим Тауке Аблай Букей Кенесары
Учащиеся делятся на 3 группы, по цвету карточек
Учитель. В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» Глава государства Нурсултан Назарбаев высказался о праздновании в 2015 году 550-летия образования Казахского ханства. Его обращение дало огромный импульс научному поиску, исследованию и углубленному изучению этого вопроса. Сегодня наше мероприятие посвящено этому событию.
Просмотр демонстрации об образовании Казахского ханства. На ее фоне ученица читает стих.
Ты слышишь? – Песня!. Вольная, степная
Звенит все громче в небе голубом:
«Цвети, моя Республика родная!
Мой Казахстан! Ты мой родимый дом!»
Ты сыновьям своим, как воздух, нужен.
О Казахстан! Будь счастлив твой народ!
Послушай песню – вольная, степная,
Звенит все громче в небе голубом:
«Цвети, моя Республика родная!
Мой Казахстан! Ты мой родимый дом!
Учитель. В истории казахской земли немало замечательных государственных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели – служению народа. В этой плеяде особо яркой звездой светит имя хана Абылая, искусного дипломата, вся жизнь которого была посвящена борьбе за целостность и независимость казахского ханства.
Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Мухтар Ауэзов писал: «У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан!».
Сегодня, в рамках празднования 550-летия образования Казахского ханства, мы рассмотрим тему: Нет более чтимого предка, чем хан Абылай.
Целеполагание: учащиеся на стикерах пишут «Что я хотел бы узнать сегодня?» (приклеивают стикеры на доску).
Ребята, до конца урока, мы вместе с вами попытаемся ответить на поставленные вопросы.
Учащийся читает стих:
О Абылай хан - великий хан,
Казахского народа радость,
Изгнал джунгар ты из степи,
И подарил свободы сладость.
Тяжёл и труден был твой путь,
И сил и пота пролил много,
Батыром все тебя зовут,
Ты хан-кумир для своего народа.
Любовь ты наша и оплот,
Мы у тебя должны учиться,
В Истории оставил след,
Наш Казахстан тобой гордится!!!
Учитель: Ребята, кто из Вас получил ответ на свой вопрос?
Близким другом и советником Абылай хана был Бухар жырау. Сейчас я вам предлагаю поработать с произведениями этого жырау.
Работа с отрывками стихотворений Бухар-жырау.
Задание: Выявить основные этапы жизни Абылай хана, его характерные черты, взаимоотношения с окружающими.
1 группа – Ай, Абылай2 группа – Аблай, Аблай (пер. Цыбина)
3 группа - Ну, если ты послушаться меня, не хочешь…
Составляют рассказ об Абылае на основе предложенных отрывков. Работу представляет учащийся, у которого наклеен стикер.
(Убираем с доски вопросы, на которые учащиеся получили ответы)
Просмотр видеофрагмента об Абылае.
(Убираем с доски вопросы, на которые учащиеся получили ответы)
Работа в группах по различным этапам жизни Абылая.
Задание: Пользуясь предложенными текстами, составьте опорный конспект, и подготовьте рассказ об этапе жизни Абылая на 1 минуту.
1 группа: Казахское ханство в XVIII веке до прихода к власти Абылай хана
2 группа: Абылай как полководец и политический деятель
3 группа: Казахское ханство в период правления Абылая.
Игра «Посланники» (один учащийся из группы передвигается в другие группы и рассказывает свою часть текста).
(Убираем с доски вопросы, на которые учащиеся получили ответы)
Метод «Точка зрения».
Каждая группа получает по одному высказыванию о хане Абылае и высказывает свою точку зрения.
Группа 1:
Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Н. А. Назарбаев, «В потоке истории»
Группа 2:
В советский период имя хана Абылая упоминалось как реакционного государственного деятеля. В оценке его личности утвердились негативные стереотипы: «жестокий», «двуличный», «коварный», «корыстолюбец» и т.п.
Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Группа 3:
«...Султан Аблай в то же самое время становился день ото дня сильнее. Аблай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды. Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властителем независимым. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом».
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей.
Убираем с доски вопросы, если на доске остались стикеры, то совместно даем ответ.
Рефлексия: «Жесты рукой»
Согласно критериям урока оцените себя:
Палец вверх – справился
Палец параллельно полу – необходимо еще почитать информацию по теме
Палец вниз – не справился
Учащийся читает стихотворение об Абылае.
Алла берген батырым,
Ашты өзінің шатырын.
Ашты көңілін қызына,
Жаны Абылай ханның – қазына!
Айтты өзінің өмірін,
Салды жүрегінен жүрекке көпірін.
Батырым, жүрегің сенің асыл.
Өткен ізің сенің жасыл.
Көкті әкелдің өзінмен жерге.
Жермен байлығың қосылып,
Сүйіспеншілік, бірлік бердің жүрегіңнен елге.
Жасыл – тірі жанның сәні.
Айтылды жүрегіңнен тілектестік әні.
Учитель: Казахское ханство было первым в Центральной Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками. И мы с вами должны отдать должное всем тем людям, которые создавали, защищали и укрепляли наше государство

Список литературы и интернет ресурсов:
Учебник. Казахская литература 10-11 класс.
Бухар Жырау Ай, Абылай – Алматы: Жалын. -1993 г.
Учебник. История Казахстана. 8 класс. Авт. Касымбаев Ж.К. Мектеп - 2004
Сайт www.kazakh.ruСайт magic-vernissage.com
Индустриальная Караганда//1993. –с.3//Жаик Бектуров
Сайт HYPERLINK "http://www.tarikh.kz(видео" www.tarikh.kz(видео. Абылай-хан)