Программа по ПДД Зеленый огонек (1-4 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №15»
г. Нижневартовска



Программа
по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
«Зеленый огонек»
(1-4 класс)






















Автор программы:
Шульская Елена Владимировна,
учитель начальных классов







г. Нижневартовск, 2014г
Паспорт программы

Наименование учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №15» г. Нижневартовска

Наименование программы
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек».

Авторы программы
Шульская Елена Владимировна, учитель начальных классов

Нормативно-правовая база
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
-Федеральный компонент государственного стандарта общего (среднего) образования, 2004г.;
-Примерная программа среднего (полного) общего образования. Министерства образования и науки РФ, 2004 г;
-БУП 2012,приказ №4165/12 от10.07 2012г «Об утверждении БУП ОУ РТ, реализующих программу общего образования»
-Учебный план МБОУ СШ №15 на 2014-2015 учебный год.
- Устав МБОУ «СШ №15»
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Срок реализации программы
4 года


Этапы
1 этап – Организационный
2 этап – Основной
3 этап – Аналитический

Принципы программы
-научности
- доступности
- активности
- сознательности
- систематичности
- целенаправленности
- оптимальности

Основные направления программы:
Профилактическое:
-обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах;
- предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия;
- решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Организационное:
- организация предметно-развивающей среды в МБОУ «СШ №15» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики;
- изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов.

Разделы программы:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с ГИБДД г. Нижневартовска;

Участники программы:
-дети;
- педагогический коллектив;
- родители (законные представители);
- ГИБДД г. Нижневартовска

Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах.
-Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.
- Повышение научно - методического обеспечения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в условиях образовательных учреждений. Усовершенствование предметно-развивающей среды в обучении детей правилам дорожного движения.
-Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.






Пояснительная записка
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.     Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался. Ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по дороге.
Актуальность.
Программа «Зеленый огонек», разработана в силу особой проблемы - обеспечения безопасности школьников на дорогах и улицах города. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа по обучению детей школьного возраста правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий «Зеленый огонек» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Цель программы: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи программы:
1. Создать систему организации педагогами школы профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму.
2.Совершенствовать образовательный процесс по развитию, воспитанию и обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
3. Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.
4. Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
5. Воспитывать культуру поведения на улице и транспорте.
Место занятий в учебном плане.
Реализация программы рассчитана на 4 года. Обучение правилам дорожного движения начинается с 1 по4 класс, с последующим усложнением программы. Программа рассчитана на 33 часа (1 класс) и 34 часа (2-4 классы) в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Важным в обучении школьников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия педагогов и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Зеленый огонек» включены различные формы взаимодействия с родителями. Поэтому поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с детьми и родителями в практическом обучении должен дать положительные результаты.
Новизна программы: Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данной программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми школьного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей, родителей и сотрудников ГИБДД в решении проблемы.
Практическая значимость: Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с 1 класса.

Этапы реализации программы

I этап – подготовительный
- разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, школьников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров;
- разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения;
- определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.

II этап – основной
- реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- разработка и апробация мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ;
- освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы;
- формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров;

III этап – заключительный
- осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, школьников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ;
- обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения;
- внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности;
- определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.










Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)

Личностные:
·  принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
·  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
·  уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
·  осознание ответственности человека за общее благополучие других людей;
·  этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость водителей и пешеходов;
·  положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
·  способность к самооценке;
·  начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:
·  навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
·  умение ставить и формулировать проблемы по ДДТТ;
·  навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
·  установление причинно-следственных связей в ситуациях по ПДД.

Регулятивные:
·  использование речи для регуляции своего действия;
·  адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок на правила дорожного движения;
·  умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить по ПДД;
·  умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
·  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
·  ставить вопросы;
·  обращаться за помощью;
·  формулировать свои затруднения;
·  предлагать помощь и сотрудничество;
·  слушать собеседника;
·  договариваться и приходить к общему решению;
·  формулировать собственное мнение и позицию;
·  осуществлять взаимный контроль;
·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ресурсное обеспечение программы
Материально - техническая база.
Помещения и участки для проведения мероприятий: автокласс, физкультурный зал, музыкальный зал, групповые комнаты, прогулочные участки.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД, информационно-просветительские стенды в классах, развивающие пособия, методическая литература, видео-установки и проекторы; DVD – плееры, ноутбуки, телевизоры; аудиоустройства: музыкальные центры, магнитофоны.

Кадровые ресурсы
Директор школы, заместитель директора, преподаватели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель ОБЖ.
III. Информационно-содержательное:
1. Создание информационного банка данных (разработка НОД, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.; консультаций для педагогов).
2. Сбор текущей информации о результатах мониторинга детей.
3. Функционирование проблемных семинаров, практикумов; проведение консультаций.
4. Контроль за проведением НОД; проверка документации педагогов.
5. Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции); взаимодействие с сотрудниками ГИБДД.
6. Систематическое оформление информационного стенда по профилактике ДДТТ «Знаем правила движенья как таблицу умноженья»












Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригат, театрализованные представления, КВН, рейды, выпуски стенгазет, встречи с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры, праздники.
Разработанная Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения. В работе с детьми используются различные методы и технологии:
-интерактивный метод обучения
-технология игрового обучения
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
-метод наблюдения и беседы
-личностно-ориентированная технология
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, не формальность, творческий поиск позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Для учителей начальных классов разработан учебный план и перспективно-тематическое планирование работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Приложение 1)

Работа с педагогами по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения».
Методическая работа занимает особое место в системе управления школьным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого учителя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя. В связи с этим, в работе с педагогами по направлению обучения детей правилам дорожного движения были использованы следующие формы организации: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары практикумы, открытые просмотры занятий, контроль, проектная деятельность. Перед учителями были поставлены следующие задачи по обучению детей правилам дорожного движения:
-Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
-Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
-Выработать систему воспитательно-образовательной работы
- Оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных приемов и методов детей младшего школьного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Разработан перспективный план работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. (Приложение 2)















Совместная работа с родителями по направлению «Профилактика дорожно-транспортного травматизма».
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям учителя ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются памятки по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (Приложение 6), а также папки-передвижки, ширмы и т.п. Педагоги школы регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проводятся также анкетирование (Приложение 5), консультации (Приложение 7). Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания школьников о правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбирая проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения. В школе систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения правил дорожного движения. Педагоги ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с педагогами, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр. Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Для совместной работы с родителями по направлению профилактики дорожно-транспортного травматизма был разработан перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. (Приложение 3)





Выводы.
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства! Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения». То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.



















Приложение 1
Учебный план
№п.п.
Содержание раздела, темы
Количество часов 1класс
Количество часов 2класс
Количество часов 3класс
Количество часов 4класс

1
Дорожная грамота.
10
10
10
10

2.
Транспортные средства.
3
3
3
6

3
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
3
3
6

4
Наш друг – светофор.
3
3
3
3

5
Правила дорожного движения.
10
10
10
4

6
Дорожные знаки
4
5
5
5

 
Итого
33
34
34
34




Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
формы




План
Факт



Дорожная грамота.
10





Дорога в школу и домой.



беседа


Как устроена дорога?






Дорога в городе.






Дорога в посёлке.






Что такое улицы?






Кого называют пеш
·