Программа по ПДД Зеленый огонек


Российская Федерация
Ханты Мансийский автономный округ-ЮграМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования города Нягань«Гимназия»
Согласовано
Зам.директора по ВР
________Е.В.Сальникова«____» _________ 2012г. Утверждаю
Директор МБОУ МО г.Нягань«Гимназия»
_________Н.В.Пономарева«____» _________ 2012г.
Вариативная программа в сфере профилактики детского дорожно – транспортного травматизма
«Зеленый огонек»
на 2012-2015 учебный год
для учащихся 5 – 11 классов
(срок реализации – 3 года)
Программа разработана и составлена преподавателем - организатором ОБЖ А.А.Мочаловым
г. Нягань, 2012
ПАСПОРТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫНаименование Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек»
Основание для разработки Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблеей 20.10.1989г.;
Закон РФ «Об образовании» №12-ФЗ от 13.01.1996 г.;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г.;
Семейный кодекс РФ от 8.11.1995 г.;
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года №100;
Городская целевая программа МО г.Нягань «Повышение безопасности дорожного движения в городе Нягань на 2010 – 2013 годы»;
Закон РФ «О безопасности дорожного движения». №196-ФЗ от 10.12.1995г.
Разработчики программы А.А.Мочалов преподаватель – организатор ОБЖ
Цели программы Повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений города, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города.
Задачи программы Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД.
Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.
Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведении поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей, а также ключевые воспитательные идеи, на основе которых необходимо развивать мотивы правопослушного поведения на разных этапах возрастного развития детей. Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Сроки и этапы реализации Программа рассчитана на 2012-2015 годы.
Исполнители программы Заместитель директора по УВР, заместитель директора по BP, социальный педагог, преподаватель – организатор ОБЖ, методическое объединение классных руководителей, педагогический коллектив, управляющий совет гимназии, отряд «ЮИД»
Ожидаемые конечные результаты Разработка эффективных механизмов совместной деятельности различных подразделений участвующих в профилактической работе по предупреждению дорожно–транспортного травматизма в гимназии. Снижение и доведение до минимума случаев ДТП с участием школьников. Сформированное у подростков представление о правилах дорожного движения.
Система организации
контроля исполнения программы Посещение и анализ проводимых профилактических мероприятий;
Отчетность по итогам работы ответственных за определенные участки профилактической работы по предупреждению дорожно-трнаспортного травматизма в школе;
Контроль со стороны администрации гимназии.
Объемы и источники финансирования В соответствии с бюджетным финансированием школы гимназии и решениями управляющего совета гимназии.
Пояснительная записка
Актуальность
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
По статистики дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в неположенном месте, в 9% - нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд на своих детей. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв от стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Таким образом, проблема ДДТТ на сегодняшний день очень актуальна и не говорить о ней нельзя. В соответствии с этим была разработана Вариативная программа в сфере профилактики детского дорожно – транспортного травматизма «Зеленый огонек».
Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей, что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими, кого и как следует обучать или предостеречь.
Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.
В связи с этим, наряду с преподаванием комплекса знаний по охране жизнедеятельности в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного на перманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностей детей.
Надо отметить большое количество внешних факторов, которые могут привести к травме ребенка. Но в данной программе раскрывается только одна, немаловажная, сторона профилактической работы с учащимися, ведущая к сохранению их здоровья – профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Цель программы:
Повышение эффективности педагогической профилактической деятельности и как следствие уменьшение детского дорожно-транспортного травматизма, а также повышение уровня знаний учащихся по правилам дорожного движения.
Задачи программы:
Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД САО.
Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.
Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведении поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей, а также ключевые воспитательные идеи, на основе которых необходимо развивать мотивы правопослушного поведения на разных этапах возрастного развития детей. Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Особенности программы:
Программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся начальной школы и их родителям;
В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
В программе изложены формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа предусматривает такие содержательные линии:
учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения 5- 11 классы;
работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Место программы в плане развития школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Основные принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – безопасная дорога”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные методы реализации программы
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному. Детям старшего возраста уже, что-то внушить становиться трудно. Здесь главное детям доказать и обосновать правильность тех или иных действий.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки.
В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Особенности построения программы
Программа по профилактике предусматривает следующие направления работы:
работа с учащимися:
Работа с учащимися в основном построена на внеклассной работе. Совместно с сотрудниками ГИБДД был разработан совместный план по профилактики ДДТТ. Перед каникулами классные руководители 5-11 классов проводят в различной форме классные часы освещают вопросы ПДД. Кроме того, внеклассную работу можно рассматривать как некий контрольный момент, с помощью которого можно определить те стороны знаний, которые западают у учащихся.
Таким образом, программа выстроена так, что с новым учебным годом каждая группа попадает на новый виток спирали, а, следовательно имеет более глубокие знания.
Кроме теоретических знаний, у учащихся должен быть сформирован определенный набор практических умений. Поэтому в программе заложены практические занятия в автогородках, выездные практические занятия по ОБЖ и отработка знаний в пределах школы.
Чтобы ребенок, более старшего возраста, осознавал социальную значимость проблемы ДДТТ, необходимо проводить различные акции, как в пределах школы, так и вне. Все соц.акции должны проводиться совместно с сотрудниками ГИБДД.
работа с родителями
Работа с родителями строится по системе «семинар-лекция», в ходе которой обсуждаются вопросы, касающиеся профилактики ДТП с участием детей. Всего запланировано 3 лекционно-семинарских занятий в рамках родительских собраний.
работа с педагогами
Инструктивно-методическая работа с педагогами состоит в проведении совещаний, консультаций для педагогов по обучению в организации профилактической работы с учащимися. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций по профилактической работе. Помощь в оказании методической помощи для классных руководителей оказывают сотрудники ГИБДД .План профилактической работы в течение учебного года.
№ п/пНаименование мероприятия Срок выполнения Ответственный
за выполнение
Анализ работы за прошлый учебный год. Планирование работы на новый учебный год. Август – сентябрь 2012г. Заместитель директора по воспитательной работе, организатор ОБЖ
1 Оформить в гимназии уголок по безопасности дорожного движения. сентябрь 2012г. Заместитель директора по воспитательной работе, организатор ОБЖ
2 Провести перед началом учебного года со всеми учащимися инструктаж по предупреждению дорожно- транспортного травматизма» Сентябрь 2012г. Классные руководители
3 Участие в городском конкурсе «Безопасное колесо» Сентябрь
2012г. Организатор ОБЖ
4 Проведение конкурса плакатов и рисунков на тему «Безопасность дорожного движения» Сентябрь
2012г. Заместитель директора по воспитательной работе
5 Провести классные часы на тему «Безопасность дорожного движения» с приглашением работников ГИБДД В течение года Классные руководители
6 Включить в родительские собрания вопросы на тему «Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма» В течение года Классные руководители
7 Провести перед началом каникул со всеми учащимися инструктаж по предупреждению дорожно- транспортного травматизма» Октябрь, декабрь, март, май Классные руководители
8 Участие в месячнике «Безопасности детей!» Сентябрь 2012г. Заместитель директора по воспитательной работе, организатор ОБЖ, Классные руководители
9 Приглашение с профилактическими беседами инспекторов ОГИБДД полиции
по г.НяганиВ течение года Заместитель директора по воспитательной работе, организатор ОБЖ, инспектора ОГИБДД полиции
10 Работа с отрядом ЮИД В течение года Заместитель директора по воспитательной работе, организатор ОБЖ, инспектора ОГИБДД полиции
11 Участие в городских мероприятиях по отдельным планам В течение года Заместитель директора по воспитательной работе, организатор ОБЖ, Классные руководители
План работы отряда ЮИД.
№ п/пНаименование мероприятия Срок выполнения Ответственный за выполнение
Проведение конкурса плакатов и
рисунков на тему «Безопасность
дорожного движения» В течении года Организатор ОБЖ, члены ЮИД
Подготовка к городскому конкурсу
«Безопасное колесо» В течении года Организатор ОБЖ, члены ЮИД
 Рейды отряда на нерегулируемом пешеходном переходе (возле гимназии). 1 раз в месяц Организатор ОБЖ, члены ЮИД
 Обновление стендов «Уголок безопасности ДД». В течении года Организатор ОБЖ, члены ЮИД
 Конкурсы рисунков, агитлистовок по ПДД. В течении года Организатор ОБЖ, члены ЮИД
 Анкетирование по ПДД для 5 – 11 кл. с целью анализа полученных данных на занятиях ЮИД. Апрель 2013 Организатор ОБЖ, члены ЮИД
Выступления на родительских собраниях. В течении года Организатор ОБЖ, члены ЮИД
Выступления на классных часах по темам: «Знай и соблюдай правила  дорожного движения». «Особенности движения транспорта и пешеходов в осенне-зимний период». «Осторожно, гололед»! «Где можно кататься на санках, коньках, лыжах». «Пусть ничто не омрачает твой отдых (перед каникулами)» «Для вас велосипедисты». «Здравствуй, лето! (о поведении на улице и дороге по время летних каникул)» Памятки родителям по ПДД «Советы родителям» В течении года Организатор ОБЖ, члены ЮИД
 Создание презентаций по ПДД. В течении года Организатор ОБЖ, члены ЮИД
Встреча с инспектором ГИБДД «Ученик будь осторожней!» Март 2013 Организатор ОБЖ, члены ЮИД
Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно Март 2013 Организатор ОБЖ, члены ЮИД
Занятия по изучению ПДД 2 раза в месяц Организатор ОБЖ, члены ЮИД
История развития автомототранспорта; Обязанности водителей и пешеходов; Светофорное регулирование движения Сигналы регулировщика; Основное содержание практической части программы (направления).
Работа с детьми
Обучающие тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения в конце каждого месяца.
Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.
Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Основные внеклассные мероприятия, викторины направлены на закрепление теоретического материала - знаки дорожного движения, знаки регулировщика, обязанности пешеходов, водителей, правила пешеходного перехода.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.
Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями.
Данная программа предлагает три формы занятий с родителями: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них.
На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Таким образом, на родительских собраниях в течение года освещаются следующие вопросы: «Профилактика ДДТТ и соблюдение правил дорожного движения. Информация о ДДТТ за летний период. Правила личной безопасности для учащихся – создание индивидуальных маршрутных листов»; лекция - «Психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде»; «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма. Особенности зимнего периода в профилактике дорожного травматизма»; «Ваш пассажир ребенок»; «Если Вы купили ребенку велосипед и скутер»
Работа с педагогами. Инструктивно-методическая работа с педагогами состоит в проведении совещаний, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций по профилактической работе (работа в автогородках, оформление тематических классных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения и тд.) Создаётся видеотека по ПДД.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке игры “Безопасное колесо”, в проведении анкетирования учащихся, в снабжении методической литературой, памятками и проспектами для учащихся 5-11 классов по изучению правил дорожного движения.
Таким образом, разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
•  Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
•  Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
•  Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
•  Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
•  Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
Где должны ходить пешеходы.
Почему нельзя ходить на проезжей части.
Части улиц и дорог.
Как надо переходить улицу.
Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
Как надо пересекать перекресток.
Свой путь в школу и обратно.
О переходе улицы группой.
Места ожидания общественного транспорта.
Правила поведения в общественном транспорте.
Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
Для чего служит пешеходная дорожка.
Правила движения пешеходов на загородной дороге.
Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
Сигналы регулировщика.
Для чего служат дорожные знаки.
Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?
Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
Группы дорожных знаков.
Уметь.
Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.
Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.
Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
Применять на практике полученные знания.
Финансовый план программы
№ п/пПланируемые мероприятия Срок выполнения Необходимые объемы финансирования (тыс. руб)
Приобретение грамот 2012 – 2015гг. 6000
Приобретение призов 2012 – 2015гг. 20000
Изготовление полиграфической продукции 2012 – 2015гг. 20000
Приобретение оборудования для ЮИД. 2012 – 2015гг. 20000
Повышение квалификации 2012 – 2015гг. Список литературы1. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1. - С.63-65.
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология як наука. // Валеология. - Тернополъ: 1996, №6. - С.4-9.
3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. - М., 1997. - 140 с.
4. Богоявленский М.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Л., 1985. - 180 с.
5. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995. - 76 с.
6. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // "Педиатрия"-1991. №1. - С.69-70.
7. Методические рекомендации № 2 (обучение детей безопасности движения в школах и дошкольных учреждения). Из опыта работы школьных, дошкольных учреждений и ГИБДД г. Ставрополя, 2000. - С.46-49, 62-67, 91
8. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1997. - 130 с.
9. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Аист, 2005. - 120 с.
10. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997, № 2.
11. Низкодубова СВ., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В. Низкодубовой. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 196 с.
12. Низкодубова СВ., Куликова Н.В., Байков А.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. - Томск, 1999. - 210 с.
13. Профилактика детского травматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Под ред.В.Л. Андрианова. - Л.: Просвещение, 1981. - 120 с.
14. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. - 420 с.
15. Соколов Л.П. Курс травматологии и ортопедии: Учебное пособие. - М.: Медицина, 2005. - 285 с.
16. Соколов Л.П. Предупреждение и лечение травм у детей: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. - 96 с.
17. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001, № 4.
18. Что может быть сделано для предотвращения травм среди детей и лиц старшего возраста? /Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ Октябрь 2004 г.
19. Шумада И.В., Векслер М.М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. - 1987. №5. - С.123-124.
20. Яцек Е. Палкевич. Выживание в городе. - М.: Карвик, 2002. - 160 с.