Воспитание патриотических чувств у обучающихся на уроках математики через работу добровольческого отряда «Юные тимуровцы»


Воспитание патриотических чувств у обучающихся на уроках
математики через работу добровольческого отряда
«Юные тимуровцы»
Патриотизм – это не значит
одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше. Это
сознание своей неотъемлемости
от Родины и неотъемлемое
переживание вместе с ней её
счастливых и её несчастных дней.
А.Н.Толстой Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В.В.Путин в одном из интервью отметил : «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Значимость патриотического воспитания учащихся особенно остро обозначились в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встанет вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
1)      через содержание образования;
2)      через методы и формы обучения;
3)   через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
4)      через личность самого учителя.
Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных людей, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.
Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук.
При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
использование историко-математического материала;
проведение нестандартных уроков;
решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
внеклассная работа.
Работа с учениками проводится по двум направлениям:
Учебное. Это организация и проведение уроков математики с использованием краеведческого материала. Внеурочное: непосредственно знакомимся с историей села через оказание посильной помощи .  
Cначало хочу рассказать о своём любомом 6 б классе, хороших, замечательных ребятах, которые с 4 класса уже состоят в добровольческом отряде «Юные тимуровцы».
Наш отряд считает, что участие в волонтерском движении – это огромный заряд энергии для молодого человека. Энергии, направленной в позитивное русло. Волонтерство дает тот багаж знаний, практических навыков и опыта общения, с которым человеку, начинающему свой жизненный путь, будет все по плечу.
Добровольцы имеют широкий спектр своей работы. Вот уже почти три года принимали и принимаем участие в различных городских и областных акциях.
В своём селе мы шефствуем над территорией памятника погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войне и Могилой Неизвестного солдата на местном кладбище. Мы выращиваем рассаду цветов и весной высаживаем её на территории памятника. Оказываем посильную помощь ветеранам войны и труда и готовим ко Дню Победы своими руками поздравительные открытки.
Убираем урожай и помогаем в озеленении Троекуровского Свято -Иларионовского Димитриевского женского монастыря.
Принимаем участие в субботниках на территории школы и села. Весной разбили клумбу около школы на космическую тему «Мы – первые», посадили цветы и водрузили ракету.
Тесно сотрудничаем с Домом Культуры с.Троекурово. Помогаем в поисках экспонатов в Комнату деревенского быта и в уборке территории.
Принимали участие в акции «Малые реки». Приводили в порядок берег пруда в Верхнем Брусланово . Участвовали в акции «Покормите птиц зимой». Изготовляли кормушки , развешивали их на территории школы и следили за тем, что там всегда был корм.
Помогали в своей школьной библиотеке приводить в порядок книги.
Были в гостях у Детского дома г.Лебедяни с театрализованными представлениями.
Проводили мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и правил
дорожного движения в деском саду «Ёлочка».
В нашем классе есть девочка , Беленикина Вика, которая находится на домашнем обучении. Живёт она от нашей школы далеко, почти 10 км, но мы стараемся как можно чаще приезжать к ней в гости с подарками.
Весной все вместе делали скворечник и разместили его на территории школы.
И , конечно, не забываем нашим младших школьников. Для них мы проводим внеклассные мероприятия.
За наше волонтёрство мы получаем благодарственные письма. Вот уже три года подряд мы участвуем в областном конкурсе «На лучших добровольческий отряд» и три раза выходим в финал. Все три раза были награждены дипломами и ценными подарками. В этом году награждение состоялось в г.Липецке отель «Меrkuri».
Говорить о работе волонтёров могу долго, но главное – не количество «подвигов», а результат.
Самое важно развивать у детей милосердие, толерантность, терпимость и гуманность, чувство долга, инициативу в наше непростое время.
Ну и, конечно, воспитание – это та неустанная работа, которая должна проводиться не только во внеурочное время, но и на уроках.
Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни.
Ещё одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике, но и патриотического содержания.
Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинства человека: знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н.ТолстойЭпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Эпиграф можно не записывать в тетради, но найдутся ученики, которые обязательно это сделают или хотя бы задумаются над смыслом.
Урок математики становится для учащихся не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Составлять такие задачи не так и сложно. Главное. выбрать тот материал, который оставит яркие впечатления в душе ребёнка. Можно составит целый урок. Посвященный определённой теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание. После решения которого сообщить интересную информацию.
Современное поколение детей не могут и представить себе всё, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге народа.
Задачи:
1. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строчки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос. (1418 дней)
2.Отметьте на координатной плоскости точки с заданными координатами и соедините их отрезками строго по порядку номеров. При правильном выполнении задания получится рисунок, символизирующий главную награду нашей страны. (награждение медалями наших земляков)
3. В Великую Отечественную войны из нашего села по данным сельского совета было призвано 435 человек , 229 наших односельчан не вернулись. Рассчитайте процент оставшихся в живых. ( 48 %)
4. Общий ущерб, нанесённый народному хозяйству СССР второй мировой войной, составил 2569 млрд руб. Сколько школ можно было бы построить на средства, потерянные нами в годы войны, если считать, что стоимость строительства новой 4-этажной школы составляет 8 млн 600 тыс руб ( в ценах на 1 января 1961 г) (298 721 школу)
5. Решите уравнение: 2х + 2045 = 5787 (1871 г) торжественное открытие женского монастыря.
Патриотическое воспитание также должно осуществляться на примерах героической борьбы и талантов россиян. 2014 год – особенный для нашего народа. В Сочи завершились 22 зимние Олимпийские игры. Большинство спортсменов – патриоты своей страны. Те, кто хоть раз стоял на пьедестале почёта и слушал родной гимн, по-другому начинают относиться к Отечеству. У многих спортсменов при звучании мелодии Александрова на глаза наворачиваются слёзы. И плачут спортсмены абсолютно искренне! Потому что знают, какую цену им пришлось заплатить за эту медаль и сколько труда вложить, чтобы добиться поставленной цели. Олимпиада в Сочи стала самой успешной: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей. Хочется сказать огромное спасибо нашим спортсменам! Олимпиада в Сочи показала, что патриотизм – это чувство, не зависящее от партийности и политических побуждений. Благодаря этой Олимпиаде многие начали заниматься спортом и в нашей школе. Участвуют в различных соревнованиях и становятся победителями и призёрами. Добровольческий отряд также участвует в пропаганде здорового образа жизни и был проведены уроки, посвященный спорту.
Задачи: 1. Рассчитать время, за которое мы можем доехать из Троекурово в Сочи, если расстояние равно 1700 км, а скорость автобуса 80 км/ч. (21,25 ч)
2. Могут ли в лесах Сочи жить белые медведи? (невозможное событие)
3. Рассчитайте средний бал, который поставили нашим фигуристам судьи, если на табло высветились цифры: 6,0 ; 5,9 ; 5,9 ; 6,0; 6,0.
Следующий год в России объявлен Годом Экологии. И поэтому, участвуя в областном конкурсе «На лучший добровольческий отряд, мы защищали проект презентации на экологическую тему «Страна моей мечты» и готовили выступление агитбригады «Мы спасём красоту, красота спасёт мир». Это воспитывает у учащихся бережное отношение к природе и ко всему, что нас окружает. По этой теме мы решали комплексную контрольную работу «Мусорное дело», из которой ребята при решении узнали много интересного: в городах появляются аппараты «ФАНДОМАТЫ», предназначенные для покупки у населения алюминиевых банок и пластиковых бутылок. Хорошо бы и нам такие.
Осуществляем мета предметные связи. Свой проект «Страна моей мечты» мы вместе с учителем иностранного языка перевели на немецкий язык и отправили в немецкое посольство в Москве для участия в Международном экологическом конкурсе «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать»
Можно ученикам в конце урока или на дом раздать карточки с заданиями и буквами. В результате вычислений составить пословицу о Родине, например, «Родина – мать, умей за неё постоять».
За 11 лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остаётся задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математики патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.