Презентация Особенности разработки рабочих программ по учебным предметам естественнонаучного цикла


Особенности разработки рабочих программ по учебным предметам естественнонаучного циклаМБОУ Кантемировский лицейФоменко О.М. 11.5. Естественно-научные предметыИзучение предметной области «Естественно-научные предметы»должно обеспечить:формирование целостной научной картины мира;понимание возрастающей роли естественных наук и научныхисследований в современном мире, постоянного процесса эволюциинаучного знания, значимости международного научного сотрудничества;овладение научным подходом к решению различных задач;овладение умениями формулировать ГИIIOтезы, конструировать,проводить экспсрименты, оцснивать lIOлучеШIЫС рсзультаты;овладение умением сопоставлять ЭКСIIеримептальпые и теоретическиезнания с объективными реалиями жизни;воспитание ответственного и бережного отношения к окружающейсреде;овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение вцелях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасностижизни, качества окружающей среды;осознание значимости концепции устойчивого развития;формирование умений безопасного и эффективного использованиялабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватнойоценки полученных результатов, представления научно обоснованныхаргументов своих действий, основанных на межпредметном анализеучебных задач. Функции рабочих программ:информационно-методическая (позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета);организационно-планирующая (предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала). Рабочая программа по биологии:конкретизирует содержание образовательного стандарта,дает рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета Содержательные линииМногообразие и эволюция органического мира.Биологическая природа и социальная сущность человека.Уровневая организация живой природы. РазделыЖивые организмы.Человек и его здоровье.Общие биологические закономерности. Рабочие программы по учебным предметам естественнонаучного цикла Рабочие программы по биологии разработаны для 5-8 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ООО), примерной программой по биологиипредметной линии учебников «Сферы» для 5-9 классов на основе УМК авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, издательством М.- «Просвещение», 2011год Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образованияУтвержден приказом Минобрнауки Россииот 17 декабря 2010 г. №1897Зарегистрирован Минюстом России №19644 от 01 февраля 2011 г. Линия УМК «СФЕРЫ» 5-9 классы Рабочие программы учебник Тетрадь – тренажер Тетрадь – экзаменатор Электронное приложение к учебнику Методические рекомендации Тетрадь – практикум Линия УМК «СФЕРЫ» 5-9 классы Естествознание раскрывает пути познания человеческой природы, формирует у школьников потребность в изучении окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.В результате изучения пропедевтического курса ученики получают представление о:- о физических и химических явлениях;- молекулярно - кинетической теории строения вещества;- строении атома;- о современной науке и производстве, средствах связи;- как люди познают окружающий мир;- роль автоматике, электронике, компьютеризации производства;о средствах связи и передачи информации.Учатся:- обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;производить простейшие измерения;- обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;- составлять планы конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней практики. Структура рабочей программы Программы по учебным предметам естественнонаучного цикла содержат: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материального обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. 1.пояснительная записка, конкретизирует общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; Обоснованность и цели учебного предмета, курса•     освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;•     овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты;•     развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;•     воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;• использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде Основная образовательная программа ООО ОУ Программа по химии Программа по биологии 7 класс Программа по географии 2. общая характеристика учебного предмета Курс «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии. Особенности раздела 7 класса «Разнообразие живых организмов» состоит в том, что он начинается с теоретического введения: положений систематики, эволюционного учения, экологии. Задачи систематики – упорядочить разнообразие представителей четырёх царств живой природы (а также лишайников и вирусов) в стройную систему. При этом сосредоточить внимание на наиболее крупных таксонах, играющих огромную роль в природе и деятельности человека. Показана сложная иерархическая структура живой природы: организмы входят в состав популяций, популяция – часть вида; совокупность популяций разных видов – компоненты природного сообщества; природное сообщество - живая часть экосистемы. Экосистема – компонент биосферы. Идея системной организации природы на стадии ее формирования связана с идеей эволюции, благодаря чему содержание выстроено в единую целостную систему. Обращение к понятию «экосистема» во введении в курс позволяет при изучении разнообразия живых организмов говорить о видах, играющих в экосистеме средообразующую роль, например, раскрывать значение сфагновых мхов в образовании болот, хвойных растений в формировании экосистемы тайги. Это, в свою очередь, дает возможность познакомить не только с видовым, но и экосистемным разнообразием, что важно для формирования понятия о биоразнообразии в целом и опасности его обеднения.Задачи эволюционного учения – осмыслить разнообразие жизни как результат эволюции и затем, при изучении разнообразия таксонов, выявить на основе их сравнения черты более высокой организации, установить филогенетические связи между ними.  Введение положений эволюционного учения способствует объяснению возникновения признаков более высокой организации у растений, животных, установлению филогенетических связей в растительном и животном мире. Завершается курс также теоретической главой «Биологическое разнообразие и пути его сохранения». Учебный предмет Биология 7 класс 3. описание места учебного предмета в учебном плане; Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Кантемировский лицей» для 7-го класса на изучение биологии на углубленном уровне выделен дополнительный 1 час. Итого 105 часов (3 часа в неделю). В целях индивидуализации и дифференциации образовательной программы в рамках основного учебного времени 30% учебного времени (21ч) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Занимательная лаборатория». Рабочая программа рассчитана на преподавание в 7 классе по учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов» (УМК «Сферы»). В процессе обучения предусматривается использование электронного пособия к учебнику, тетради-тренажёра. Учебный предмет Биология 7 класс № Дата проведения Тема занятия Формы и виды внеурочной деятельности 1 Осенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 1213 Изучение одноклеточных водорослей.. Изучение многоклеточных водорослей.. Строение зеленого мха кукушкин лен.*. Строение мха сфагнум. Строение папоротника. Строение побегов хвойных растений.. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.Признаки однодольных и двудольных растений.Признаки растений изучаемых семейств.Признаки растений изучаемых семейств.Признаки растений изучаемых семейств. Лабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работа 14 15 16 17 18 19 Внешнее строение дождевого червя.Строение раковины моллюска.Внешнее строение насекомого.Внешнее строение рыбы.. Внутреннее строение рыбы. Внешнее строение птицы. Лабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работаЛабораторная работа 20 21 Строение плодовых тел шляпочных грибов.Определение съедобных и ядовитых грибов. Лабораторная работаПрактическая работа 21 Биологический турнир Урок-соревнование «Тематическое планирование модуля «Занимательная лаборатория» 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Личностные результаты обучения в основной школе включают: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Метапредметные результаты обучения включают: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ 5. Содержание учебного предмета Организация живой природы (7 ч)II. Эволюция живой природы (7 ч)III. Царство Растения (30 ч)IV. Царство Животные (44 ч)V. Бактерии, грибы, лишайники (7 ч)VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (15 ч) №Урока Тема урока Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) УУД Лабораторные работы, экскурсии Домашнее задание 1 2 3 4 5 6 7 I-Организация живой природы (7ч) 1 Организм — единое целое ТБ на уроках биологии. Предмет изучения биологии в 7 классе.Организация живой природы на Земле. Общие признаки живых организмов. Воздействие организмов на среду обитания. Называть основные уровни организации живой природы.Описывать общие признаки живых организмов.Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов. Использовать различные источники информации для подготовки и обсуждения рефератов о разнообразии живых организмов. Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение информации;умение  строить речевое высказывание; Стр.8-9 2 Вид. Общие признаки вида. Организм и вид – различные уровни живой природы. Общие признаки вида. Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции и виды.Сравнивать организменный и популяционно-видовой уровни организации живой природы. Приводить примеры близких видов.Объяснять связи между особями одной популяции. Познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Стр. 10 3 Популяция – часть вида Популяция – часть вида. Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции и виды.Сравнивать организменный и популяционно-видовой уровни организации живой природы. Приводить примеры близких видов.Объяснять связи между особями одной популяции. Познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Стр. 11 6. Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности. 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Учебно-методическое обеспечение На параллели седьмых классов использую УМК «Сферы», который включает: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: Разнообразие живых организмов: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология: Разнообразие живых организмов: поурочные методические рекомендации – М.: Просвещение, 2014.Сухорукова Л.Н. Биология: Разнообразие живых организмов. Тетрадь- тренажер. Пособие для учащихся 7классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 20014.Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся 7классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.Биология. Разнообразие живых организмов. Электронное приложение. Издательство «Просвещение», 2014.Дополнительная литература:1. «Методические рекомендации к учебнику «Биология - 7. Разнообразие живых организмов» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2008 г. (УМК «Сферы»)2. «Биология. Многообразие живых организмов» учебник 7 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И- М.: «Дрофа» 2007-20083. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».5 .http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология". 6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии 7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования 8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» 9.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». 8.Планируемые результаты изучения учебного предметаПредполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковуметь осуществлять синтез как составление целого из частей;уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;уметь устанавливать причинно-следственные связи;уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии;владеть общим приемом решения учебных задач.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себяжелание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:выбирать средства для организации своего поведения;запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;