Урок истории. История семьи.


МБОУ Привольненская СОШ

ТЕМА:
«История семьи»
Автор разработки: Сорока Людмила Феофановна – учитель истории
и обществознания
Адрес: Ростовская область 346623
Багаевский район
п. Привольный
ул. Северная, 2 кв.1



2014 год

Оформление: стенд "Помни о войне", экспонаты школьного музея (на столе: каска, гильзы, штык, санитарная сумка и др.), цветы, аудиозаписи песен о войне, (видеофрагменты). Место проведения: школьный музей
Вступление. Слово учителя
Чем старше становится человек, тем больше мечтает о том, что же сделать хорошего для своей Родины – посадить ли сад, вырастить ли сына? То, что уже сделано для нас – прекрасно, и хотелось не потерять, что имеешь и сделать ещё лучше!
Но самое главное – надо любить свою Родину, участвовать в её судьбе, печалиться её горестями, веселиться на её праздниках.
Молодое поколение не должно равнодушно относиться к истории своей Отчизны, своей малой Родины, к истории своей семьи.
Сколько семей – столько и историй, сколько людей – столько и судеб. А судьбы у всех разные, интересные и необычные.
Особенно это понимаешь, когда живёшь в небольшом населённом пункте, таком, как наш посёлок Привольный, в котором знаком каждый камешек, каждое деревце, каждый цветок, растущий у дороги или двора. И все эти цветы по-своему красивы. Только одни растут сами по себе, а другие выращивает и лелеет хлопотливая хозяйка. А что говорить о людях, которых знаешь всех почти по имени и отчеству, знаешь, чем живёт каждая семья, чем занимается, как воспитывает своих детей, какие истории хранят потомки.
У каждого времени есть свои герои. Кто-то выигрывает сражение, другой создаёт новое оружие, третий – совершает кругосветное путешествие.
А есть простые, обычные люди, судьба которых волнует и радует нас.
XX век в России – век серьёзных изменений и потрясений. Это и первая русская революция 1905-1907 гг., I Мировая война, коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР. За этими событиями стоят люди. Люди, которые творят историю.
А это и есть наши бабушки и дедушки. Это они переживали за судьбу своей Родины, защищали её рубежи, радовались победам и достижениям. А что такое Родина?
«Это - весь народ, совершающий на данной площади
своё историческое движение. Это прошлое народа, настоящее и будущее».
Толстой А.Н.
Мероприятие можно проводить на уроках истории и классных часах в 9-11 классах. Это помогает воспитывать у старшеклассников желание заниматься исследовательской деятельностью, изучать историю своего родного края, узнавать интересные факты из жизни своих земляков, участников Великой Отечественной войны. Память о войне не должна угасать. Поэтому главными задачами учителей, руководителей школьных музеев, классных руководителей является пропаганда истории родного края, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма у молодого поколения.
К этому мероприятию учащиеся готовятся заранее: приглашают гостей- своих земляков, готовят школьный музей, стенд, разучивают стихи и песни, исследуют совместно с учителями ряд вопросов, касающихся данной проблеме.
В результате учащиеся должны знать:
Что такое исследовательская деятельность?
Историю своего родного края
Уметь:
Рассказывать о своей малой Родине, беседовать с земляками, задавать вопросы.
Оценивать события ВОВ, толерантно относиться к окружающим людям.
Уважительно относиться к истории своей страны.
Мероприятие направлено на достижение следующих целей:
Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;
Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма;
Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;
воспитывать любовь к Родине, патриотические качества у учащихся, прививать интерес к истории своей страны, воспитывать уважение и чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.
Методы достижения поставленной цели:
Беседы, работа со стендом, с экспонатами музея.
Викторина.
Представление исследовательских материалов.
Слушание песен о войне.
Содержание разработки
Пояснительная записка
1)Вступительное слово учителя. Из истории одной семьи. (Презентация)
2) Воспоминания. Выступления гостей.
3) Вставай, страна огромная!
4) Практикум. Работа с документами, фотографиями (в форме беседы).
5) «Расскажу о войне!» - выступления учащихся.
6) Воспоминания.
7) Школьный краеведческий музей.
8) Викторина: «Исторические эстафеты»
1. Вступительное слово учителя. Из истории одной семьи – показ презентации
Сейчас хочется рассказать об одной очень большой семье Галушкиных, проживающих в нашем посёлке. Галушкины женились и выходили замуж и становились Бондаренко, Федотьевы, Глинкины, Василенко…
Конечно, каждая семья имеет свои корни, своё генеалогическое древо. Она берёт своё начало где-то в глубине веков, деревне или городе.
Так, 15 ноября 1914 года в хуторе Усть – Быстрый Тацинского района родился Михаил Захарович Галушкин. Отец Михаила – каменщик и печник, мать – домохозяйка, воспитывала детей. Только вот судьба распорядилась так, что из семнадцати рождённых детей осталось только трое, где Михаил Захарович – младший.
Детство его проходило в необыкновенно красивом хуторе. Природа наградила это тихое местечко двумя речками: Северский Донец и Быстрая, где водилось очень много рыбы, поэтому Михаил с детства очень любил ловить рыбу. За хутором был красивый густой лес, где жители наслаждались ароматом свежего утреннего воздуха. В каждом подворье росли сады, а летом ребятня уплетала свежие яблоки, сливы, вишни и груши.
В этом же посёлке Михаил Захарович учился, закончил школу. Уже в школе он научился играть на балалайке, да так увлёкся этим инструментом, что по окончании школы долго думал, кем же ему стать: музыкантом или садоводом.
2. Воспоминания. Выступление гостей.
(Рассказывает старшая дочь Михаила Захаровича Любовь Михайловна): «В семье у отца занимались садоводством, и он всегда помогал родителям сажать и поливать деревья, прививать их, убирать плоды. Дед Захар всегда отцу пророчил судьбу агронома за его старание и терпение. Отец очень хорошо играл на балалайке. В хуторе Усть – Быстрый образовался ансамбль, и в клубе, по выходным под такую музыку танцевала молодёжь»
Окончив школу, Михаил пошёл работать на шахту. В Усть-Быстром были шахты, но проработал там недолго. В 1934 году он поступил в Новочеркасский Азово-Черноморский сельскохозяйственный институт на агронома – полевода.
В это же время в институт устроилась на работу лаборантом Коржова Мария Максимовна. Михаил и Мария познакомились и сразу полюбили друг друга. Вскоре они поженились, а через год у них родилась дочь Люба.
Так и жили – Михаил Захарович учился, а Мария Максимовна воспитывала дочь. Они помогали друг другу. Михаил был прилежным учеником, Мария – заботливая мама. После занятий молодой отец торопился домой, где его ждали любимая жена и дочь. В 1939 году он окончил институт, получил диплом агронома – полевода.
(Представление учащихся)
Его послали по направлению работать по своей специальности в Ульяновскую область. Накануне грозных испытаний, Великой Отечественной войны он со своей семьёй возвращается на Дон. У них с Марией Максимовной уже было трое детей: Люба, Лида и Михаил Захарович стал работать агрономом, обустроили дом, начали привыкать к новой жизни.
3. Вставай, страна огромная! (звучит песня « Вставай, страна огромная!»
Выступление ученика
22 июня1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий из 5,5 млн. человек, около 5 тысяч самолётов, свыше 3 тысяч танков, изрыгающих огонь и свинец – всё это двигалось на наших дедушек и бабушек, которые были ещё очень молоды.
Страна пела:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!»
В. Лебедев – Кумач
4. Практикум. Работа с фотографиями, документами(в форме беседы)
И вот во все семьи нашей великой Родины пришла беда. В июне 1941 года Галушкин Михаил Захарович был призван на фронт Тацинским райвоенкоматом Ростовской области. А дома остались жена и трое детей.
Часть жизни этого человека можно назвать так: «Человек на войне»
А на войне, как на войне…. Всем хотелось поскорее победить, выстоять, защитить своих детей, жён, матерей! Хотелось домой, пахать и сеять, жить и творить добро. Но в руки надо было брать оружие, чтобы мечты стали реальностью. Несмотря ни на что!
Каждый день на войне были ранены и погибали люди, каждый день с фронта матери и жёны получали похоронки. Сколько зла принесла с собой эта война!
Рассказывает дочь Михаила Захаровича Любовь Михайловна: «Отец дважды был ранен. Первый раз 14 июля 1942 года в боях под городом Лисичанск, второй раз 27 сентября 1943 года в боях под Тифоноруном»
Есть сведения из Центрального Архива Министерства обороны СССР, взяты они в июне 1986 года.
Контужен, ранен, но жив! Сам Галушкин М.З. своим детям рассказывал разные военные истории. Особенно дочь запомнила рассказ отца о том, как он чуть-чуть заживо не был похоронен.
Рассказ Михаила Захаровича (из воспоминаний): «Был очень трудный день.
Наши войска оказались подвержены бомбардировке немцами с воздуха. Суматоха, суета, снаряды рвутся то тут, то там. И вот тишина. Товарищ Михаила Захаровича Иван Мурзин видел, как друга, командира батареи засыпало землёй. Он подбежал и начал быстро откапывать этот «сугроб» земли. И вот, чудо – друг – жив! Иван и Михаил не могли поверить в то, что остались живы после такой «лихорадки». Что же спасло Михаила Захаровича?
(Со слов дочери) Вспоминал отец: «Я укрылся плащом с головой, когда увидел вокруг себя столб земли, в одно мгновение понял, что из этой мясорубки можно живым не выбраться. И пока лежал, засыпанный землёй хватило воздуха, пока товарищи не подоспели.».
Война разлучала, заставляла людей страдать. Дети хотели играть со своими отцами, а отцы – прижать к груди своих детей. Вот и Михаил Захарович спешил домой, к детям, каждую минуту отодвигая фашистских варваров по сантиметру подальше от своей Родины. Он писал письма с фронта домой, что очень сильно скучает и скоро вернётся. Просил, чтобы ждали.
Как поётся в песне: « Ещё немного, ещё чуть-чуть…». Но когда будет этот последний бой? Гвардии лейтенант, командир батареи ПТО, 1026 САП прошёл войну от начала до конца. Был дважды ранен, о чём подтверждают сведения из Центрального Архива Министерства обороны СССР от 24 июня 1986 года. Из документа: « Галушкин Михаил Захарович, гвардии лейтенант, командир батареи ПТО, 1026 САП, 380 ИПАБр, ныне слушатель батареи резерва Управления Командующего артиллерией 47 армии, 1914 года рождения. Русский, беспартийный в Великой Отечественной войне:
25.05.42 г.-14.07.42 г.- Южный фронт,
28.11.42 г.-27.09.43 г. – 4-й Украинский фронт,
20.01.44 г. – 3-й Украинский фронт,
05.06.44 г.-08.09.44 г.- 1-й Белорусский фронт.
К началу 1944 года Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% её танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и миномётов (54,6 тыс.), самолётов (более 3 тыс.)
Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 году, германская армия перешла к стратегической обороне. Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной Армии не только в численном составе (6.3 млн. человек), но и в самолётах (10,2 тыс.), орудий и миномётах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и самоходных артиллерийских установок силы примерно были равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).
Ставка Верховного Главнокомандования приказала в1944 году обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение СССР.
Наконец, время начало отсчитывать месяцы, дни, часы, минуты. Ещё немного оставалось до тех победных дней, когда закончится самая кровопролитная и разрушительная война.
И вот, чудо свершилось! Наши войска вошли в Берлин!
В это время Михаил Захарович Галушкин воевал в составе 1-го Белорусского фронта. За взятие Берлина Михаил Захарович получил Благодарственную грамоту, в которой записано:
«Командиру 1 батареи I д-на 1191 ЛАП гвардии лейтенанту Галушкину Михаилу Захаровичу.
Приказом Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза товарища Сталина, от23 апреля 1945 года №339 за успешные действия при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин всему личному составу нашего соединения, в том числе и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность».
Командир части 1191 ЛАП
гвардии майор - Мороз
Также Михаилу Захаровичу были объявлены благодарности:
- от 2 мая 1945г. №359 за отличные боевые действия по овладению
Берлином;
- от 2 мая 1945г. №357 за ликвидацию немецких войск восточнее Берлина.
Благодарственные грамоты, которыми был отмечен Михаил Захарович:
от 19 января 1945 г. №233 за отличные боевые действия в боях за освобождение города Лодзь:
от23 февраля 1945 г. №284 , по разгрому окружённой группировки противника и овладение городом и крепостью - Познань.
Берлин взят! 8 мая гитлеровская Германия капитулировала.
Вспоминает об отце Любовь Михайловна: «Он очень гордился тем, что дошёл до Берлина и всегда говорил: « Да, взяли мы Бе'рлин!».
Сохранилось фото Михаила Захаровича, привёзённое из Берлина. Это для него была самая важная память о победе над фашистами.
«Расскажу о войне» - выступления учащихся.
На рассвете 22 июня 1941 года, Германия начала войну против Советского Союза. Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.
Казалось, было холодно цветам,И от росы они слегка поблекли,Зарю, что шла по травам и кустам,Обшарили немецкие бинокли.Цветок, в росинках весь, к цветку приник,И пограничник протянул к ним руки.А немцы, кончив кофе пить, в тот мигВлезали в танки, закрывали люки.Такою все дышало тишиной,Что вся земля еще спала, казалось,Кто знал, что между миром и войнойВсего каких-то пять минут осталось.
(Фрагмент видеофильма о начале Великой Отечественной войны.)
1418 дней шла Велика Отечественная война1941-1945 гг. Советская Армия завершила войну победительницей. И всё это благодаря мужеству и героизму советских людей на фронте и в тылу.
Никогда воспоминания о тех страшных событиях не покидали Михаила Захаровича, шли с ним рука об руку. Всегда рядом были его заслуженные ордена и медали. Поэтому своим близким дал такой наказ – сохранить память о войне для будущих поколений.
За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с гитлеровскими захватчиками гвардии старший лейтенант Галушкин Михаил Захарович награждён тремя орденами и двенадцатью медалями.(работа по презентации)
6. Воспоминания.
Много повидал и дом Галушкиных в Усть-Быстром. В 1942 году их дом был немецким штабом. В одной комнате находились Мария Максимовна с детьми, Бабушка и дедушка, а в другой – немецкие командиры.
Вспоминает Любовь Михайловна (записанные воспоминания):
« В комнате у немцев стояли две кровати, но они никогда не ложились на них, кровати постоянно были убраны. Немецкие командиры постоянно сидели за столом, что-то рисовали, чертили, разговаривали. Младший брат Николай уже ползал и всё время к ним начал подползать. Они потом стали перегораживать дверь стульями, чтобы он им не мешал. Но иногда они эти стулья убирали и сами звали брата к ним в комнату, угощали его конфетами. А мне один раз показывали фотографии своих детей, говорили: « Киндер! Киндер! У одного немца даже слёзы на глазах были. Я тогда думала, почему же люди убивают друг друга, ведь у каждого есть семьи, мамы, дети, жёны, дедушки и бабушки. Кому нужны эти войны?».
В феврале 1943 года дом Галушкиных стал госпиталем для советских солдат. В это время в Усть-Быстром проходили тяжёлые бои. В хуторе стояли советские войска, а через реку Северский Донец - немцы. Бои длились двадцать три дня. Сначала Мария Максимовна семью в подвале, но потом их ночью увезли в тыловой соседний хутор.
Рассказывает Любовь Михайловна:
« Дед Захар и бабушка Матрёна ехать никуда не захотели, жили в подвале. В «дом – госпиталь» стали привозить раненых советских солдат. Всё, что было в доме, использовалось для лечения, простыни и полотенца служили бинтами. Солдат, которые шли на поправку куда-то увозили, другие оставались. Тогда-то и случилась беда. Дед Захар с бабушкой решили выйти из подвала отдохнуть. В одной комнате за столом сидели советские солдаты, что-то ели. Дед Захар решил прилечь немного на кровать. И вдруг где-то рядом разорвался снаряд. Осколки через окно залетели в дом, и попали в деда и в молодого солдата, который сидел за столом. Они сразу умерли. Несколько мелких осколков попало в бабушку. Надо было хоронить убитых»
Мария Максимовна узнав об этом, ночью пришла из хутора домой. Она сразу же вытащила осколки из Матрёны Васильевны. Потом они вместе похоронили деда Захара и помогли раненым похоронить солдата. Под утро Мария Максимовна опять вернулась к детям в тыл. Любовь Михайловна рассказывала о том, как жили они в этом хуторе у какой-то женщины. Вся семья помещалась на одной кровати, а рядом, на полу отдыхали советские солдаты, приходившие с передовой. Когда солдатам выдавали пайки, то они делились с детьми. Их всегда дети ждали с нетерпением, расспрашивали у них про бои и как скоро они закончатся.
Но вскоре в Усть-Быстром появилась «Катюша». Немцы очень боялись «Катюш» и, узнав об этом, покинули эти места. Когда семья Галушкиных вернулась в свой дом, то увидели, что в дом попал снаряд. Не было ни окон, ни дверей. Поселились опять в подвале, пока Мария Максимовна занималась ремонтом дома. Забила фанерой окна, сделала двери. Потом из подвала перебрались в дом. Матрёна Васильевна помогала Марии Максимовне ухаживать за детьми. У каждого из Галушкиных была своя война – война за выживание! Главной целью Михаила Захаровича была Победа любой ценой, целью Марии Максимовны - сохранить детей, во что бы-то ни стало!
8 мая 1945 года Гитлеровская Германия подписала акт о беззаговорочной капитуляции. Главная цель достигнута! Советский народ выстоял, победил! Прошло много лет, но события военного времени не забыты – они живут в воспоминаниях, запечатлены на страницах книг.(«День Победы» - песня)
Каждый год. 9 мая мы чествуем ветеранов, всех наших земляков, которые работали в тылу. Это они тогда встали на защиту Отечества и отстояли право на мирную жизнь. Время неумолимо бежит вперёд, уходят от нас ветераны, оставляя память о тех трагических днях из поколения в поколение. Мы должны её сохранить!
В нашем посёлке уже ветеранов нет. Но есть их потомки, которые должны знать, что их отцы и деды не забыты! Есть братская могила – памятник погибшим воинам, мы помним, что благодаря тем, кто погиб, мы смеёмся, дружим, учимся и работаем. И этому мы обязаны им!
(Минута молчания)
7. Школьный краеведческий музей. (Экскурсия по музею)
Историю Великой Отечественной войны можно изучать не только из книг, а по вещественным источникам, которые хранятся в школьном краеведческом музее. Музею 24 года, но всё это время он хранит память о войне, о том, что на территории нашего посёлка шли тяжёлые бои. В музее есть стенды, где можно увидеть оружие, снаряды, патроны, каски советских и немецких воинов, фляжки, солдатские котелки. Есть также уголки с фотографиями ветеранов и тружеников тыла.
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какой ценой
завоёвано счастье!
9 мая 1945 года советские войска прекратили кровавую эпопею фашистской Германии и водрузили знамя над Рейхстагом.
Пора возвращаться с фронта домой, где ждут матери, жёны, дети!
8 . Викторина: « Исторические эстафеты»
Цели и задачи:
Формирование у учащихся уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Содействие развитию интереса учащихся к изучению истории.
Развитие чувства патриотизма.
Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности, умение обобщать и систематизировать знания.
Участники: Две команды 9-11 классов в количестве 5 человек.
Порядок и условия проведения:
В пяти школьных кабинетах организуются КП.
На каждом КП участники команд должны выполнить определенные задания.
Члены жюри на КП отмечают количество правильных ответов в протоколах.
По окончании прохождения эстафеты всеми командами осуществляется подсчет результатов.
Подведение итогов:
Победители выявляются по количеству баллов, набранных в процессе игры, награждаются дипломами
Этапы исторической эстафеты:
Вступительное слово учителя.
Представление членов жюри, выбор капитанов команд.
Объяснение правил проведения эстафеты (прохождение командами участков ) и порядка начисления баллов (за каждый правильный ответ 1 балл), итоги, награждение
ЗАДАНИЯ НА УЧАСТКАХ
Участок 1. О каком событии идет речь в документах?
1) Из дневника убитого немецкого офицера: “1 сентября. Неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие… 11 сентября. Безрассудное упрямство… 13 сентября. Дикие звери… 16 сентября. Это не люди, а черти… 27 октября. Русские - это не люди, а какие-то железные существа”.
2) Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г.
Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией…Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.
3) Из воспоминаний командующего 5-й гвардейской танковой армии П. А. Ротмистрова.
Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины.Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко-фашистских войск, стремительной сквозной атакой, буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. Управление в передовых частях и подразделениях врага было явно нарушено. Его “тигры” и “пантеры”, лишенные в ближнем бою своего огневого преимущества, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга ...) 4) Из воспоминаний командующего 1-й гвардейской танковой армии М. Е. Катукова.16 апреля в пять утра оглушительный грохот тысяч орудий возвестил о начале последнего, решающего наступления советских войск на столицу рейха. В небе не смолкал гул наших бомбардировщиков. После артиллерийской подготовки вспыхнуло 140 прожекторов…Бои на Зееловских высотах достигли наивысшего накала.
Участок 2. Назвать советских полководцев, изображенных на портретах:

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Участок 3. Перечислить города-герои.
Участок 4. Соотнести авторов и произведения.
1) Д. Шостакович    А) “Василий Теркин”
2) А. Александров    Б) Седьмая симфония
3) М. Шолохов    В) “Родина-мать зовет!”
4) И. Тоидзе    Г) “Они сражались за Родину”
5) А. Твардовский   Д) “Священная война”
Участок 5. Перечислить сражения по кодовым названиям операций (отметить советские и немецкие).
1) “Тайфун”.
2) “Уран”.
3) “Цитадель”.
4) “Багратион”.
5) “Кутузов”.
Библиография:
Фотографии из семейных архивов семьи Галушкиных.
Подлинники благодарственных грамот, полученных Галушкиным М.З.
Копия из Центрального архива Министерства Обороны СССР.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России – 20 век, Москва
«Просвещение», стр.238
Орденская книжка (к ордену Отечественной войны I степени)
Удостоверения к медалям.
Высказывания о Родине (А.Н. Толстой)
8. Справочник « Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»