Заочное путешествие «Берегите хлеба каждую крупицу».


Заочное путешествие
«Берегите хлеба каждую крупицу».
Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в заочное путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы научиться относиться к хлебу бережно. Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу»! В путешествие мы отправимся на поезде «Колосок».
Сядьте удобнее, закройте глазки. Наш поезд стремительно мчится мимо городов, деревень, лесов, полей и рек. Вот он подъезжает к первой станции, которая называется... Откройте глазки и прочитайте название хором.
Станция Легенд.
Эта станция очень древняя. Люди, живущие на ней, знают много легенд и преданий. Послушайте предание о том, как пришёл к людям хлеб.
Было это давным - давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды человек останавливается, срывает траву, кладёт в рот семена. Какими вкусными показались семена. Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень.
Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать раздробленные зёрна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки из густой зерновой каши- теста. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение. Учёные полагают, что во время варки жидкая каша перелилась через край горшка и с шипением вылилась на раскалённые камни. Она превратилась в румяную лепёшку, приятно
пахнущую и аппетитную на вид. Позже основой для лепёшки стало тесто, а не каша.
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру человека, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, лепёшки были испечены. И они оказались вкуснее, румянее тех, которые готовились раньше. Вместо наказания он заслужил похвалу. Да, не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле!
Прощаемся с жителями станции Легенд и отправляемся в путь. А пока мы будем ехать, послушайте немного интересных сведений о хлебе.
В старину рожь называли житом - от слова жить. Есть хлеб,есть и жизнь.
В России хлеб, испечённый из муки, просеянной через сито,называли решётным, через сито - ситным.
Землю называли матушкой, хлеб - батюшкой.Итак, мы приехали на станцию...
Станция «Горячий хлеб»
Отгадайте загадку.
Мягкий, пушистый и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
И бывает подгорелый.
(Хлеб)
О чём мы будем говорить на этой станции?
Давайте прочитаем пословицы.
Хлеб - всему голова.
Худ обед, коли хлеба нет.
Сытый считает звёзды на небе, а голодный думает о хлебе.
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.
Хлеб на столе, и стол -- престол.
Как же приходит хлеб к нам на стол?
1 .Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
2. Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Ребята, как же хлеб приходит на стол?
1) Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками.
Отгадайте, какая техника приходит на помощь? (Загадка о тракторе)
2)Но выращенные в поле колосья - ещё не хлеб. Их надосжать. А труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит на помощьтехника. На полях разворачивается настоящая битва - жатва.Какая же техника приходит на помощь?
(Загадки о комбайне, колосе.)
Показ колосьев пшеницы, ржи.
3)Затем зерно обмолачивают. После его надо провеять,рассортировать, просушить и перевезти на зерносклады. Затемоттуда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. Измуки готовят тесто и выпекают хлеб.
Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу.
И самое трудное - искусство быть хлеборобом! Многие люди
удостоены за свой труд высоких наград.
Н. Костарёв «Волшебники труда».
В нашем селе высокого звания «Герой труда» удостоен
Лилейченко А. Т. и награждён золотой медалью «Серп и
молот».
Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах зерно, чтобы
засеять пашню, а затем вместе с ним пройти трудный путь
рождения хлеба.
Кто же заботится о хлебе зимой?
(Стихотворение «Агроном».)
Слава тем, кто любит землю, Тем, кто трудится на ней!
Вот он - Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он-
Тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
-В каждый дом,На каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
-В нём - здоровье, наше сила,В нём -- чудесное тепло:Сколько рук его растило,Охраняло,
Берегло!
-В нём — земли родимой соки,Солнца свет весёлый в нём...
Уплетай за обе щёки
-Вырастай богатырём.
Учитель:
Если мы хотим кого - то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим
–Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук!
- Итак, продолжим наше путешествие. Мы прибываем на станцию...
Станция Бережливых( Чтение сказки о девочке, которая наступила на хлеб.)
-За что была наказана девочка?Можно ли поступать так?
Ребята, как вы думаете, правда ли, что, если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишься?
Наступишь на хлеб - от стыда провалишься.
Мне больно, когда я, случается, вижу, Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
-Ты мать оскорбил, ты обиду нанёсЗемле, на которой родился и рос.
- Дети, помните всегда, что хлеб - труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой будет измеряться совесть ваша. Знаете, почему ваши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому, что они помнят годы войны, помнят блокадный Ленинград, когда на долю человека выдавали в день по 125 граммов хлеба. Много людей умерло без хлеба. В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Несмотря на этот малый паёк людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит победа! В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

/
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова: Хлеб - всей жизни голова!
- Ребята, а можно ли прожить без хлеба?
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Ребята, не забывайте нашего путешествия и бережно
относитесь к хлебу.