Заочное путешествие «Берегите хлеба каждую крупицу!»

ГБОУ Зилаирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ.
Воспитатель Ильина И.А. Занятия для 6-9 классов.
Заочное путешествие «Берегите хлеба каждую крупицу!»
Программное содержание:
Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
Развивать логическое мышление.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаем, вас принять участие в заочном путешествии. Отправимся мы в путешествие, чтобы убедить всех ребят в том, что к хлебу надо относиться бережно. Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!» В путешествие мы отправимся на поезде «Колосок». Наш поезд будет делать остановки на различных станциях, указанных на карте. А вот что это за станции, вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Сядьте удобнее, закройте глазки. Наш поезд стремительно мчится мимо городов, деревень, лесов, полей и рек. Вот он подъезжает к первой станции, которая называется . . Откройте глазки и прочитайте название хором.
Дети (хором). Станция Легенд.
Ведущий. Эта станция очень древняя. Люди, живущие на ней, знают много легенд и преданий. Послушайте предание о том, как пришёл к людям хлеб.
Инсценировка 1. (Ильгизар, Галимьян)
Ведущий. Было это давным-давно. Открывается одна часть сцены. Появляется дети в костюмах первобытных людей. Они бредут устало, понурив головы
Ведущий. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды... Вдруг один человек останавливается, срывает траву, кладёт в рот семена и радостно кричит: «О-о-э!» К нему подбегают другие, пробуют зёрна, радостно пританцовывая, уносят зёрнышко.
Ведущий. Какими вкусными показались семена людям! Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень.
Инсценировка 2. (Айнур)
Ведущий. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать раздробленные зёрна диких злаков, смешивал их с водой. Открывается вторая часть сцены. Там около костра сидит человек и мешает кашу
Ведущий. Во время варки, жидкая каша перелилась через край горшка и с шипением вылилась на раскаленные камни. Она превратилась в румяную лепёшку, приятно пахнущую и аппетитную на вид. Позже основой для лепёшки стало тесто, а не каша. Костёр тухнет. Человек встаёт и рассматривает около костра, лежавшую на камни лепешку, берёт её в руки , нюхает, кусает и радостно у бегает забыв про кашу.
Инсценировка 3. (Алёша Г., Рустам)
Ведущий. А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испёк лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше. Раб выносит булку хлеба и подаёт хозяину. Он рассматривает и пробует, затем обнимает раба.
Ведущий. Вместо наказания раб заслужил похвалу.
Ребёнок. (Галлия) Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий .Попрощаемся с жителями станции Легенд
Отправимся в путь! Закройте глазки. А пока мы будем ехать, послушайте немного интересных сведений о хлебе.
Ребёнок. (Айгуль) В старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.
Ребёнок.(Айнур) В России хлеб, испеченный из муки, просеянный через решето, называли решётным, через сито – ситним.
Ребёнок.(Расуль) Землю называли матушкой, хлеб – батюшкой.
Ведущий Откройте глазки, мы приехали на станцию .
Дети (хором). Станция «Горячий хлеб»
Ведущий. Мы будем говорить. Как приходит хлеб к нам на стол?
Ребёнок.(Рустам) Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Ведущий. Ребята, кто знает, как хлеб приходит на стол.
Прежде чем из семян будет получено зерно, что сделать нужно?
Ребята. Прежде чем из семян будет получено зерно, нужно землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками.
Ведущий. Но выращенные в поле колосья – ещё не хлеб. Что нужно делать дальше?
Ребята. Но выращенные в поле колосья – надо сжать. А труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит человеку на помощь техника. На полях разворачивается настоящая битва – жатва.
Ребята. Затем зерно обмолачивают. После его надо провеять, рассортировать, просушить и перевезти на зерносклады. Затем оттуда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.
Ведущий. Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. И, наверное, самое трудное – искусство быть хлеборобом! Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах зерно, чтобы снова засеять пашню, а затем вместе с ним пройти трудный путь рождения хлеба.
Ребёнок (Галемьян) Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
Ребёнок (Вова) Вот он –
Тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
Ребёнок (Галемьян) В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
Ребёнок (Руслан) В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло:
Столько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
Ребёнок (Вова) В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём
Уплетай за обе щёки –
Вырастай богатырём.
Девочка в национальном костюме выносит каравай. Звучит песня «Шумят хлеба» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова). Девочка (Галлия) в национальном костюме. Отведайте нашего хлебушка. Девочка разносит хлеб каждому ребёнку и гостям. Они по русскому обычаю отламывают кусочек, макают в солонку. Через некоторое время продолжается разговор о хлебе.
Ведущий. Итак, продолжим наше путешествие. Мы прибываем на станцию
Дети (хором). Станция «Бережливых»
Ребёнок (Гульсия) Мальчишке было десять лет,
Он шёл по переулку.
И нёс домой в плетенке хлеб.
Жуя дорогой булку.
В пути гружёную песком
Он встретил пятитонку.
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, правильно поступил мальчик?
Ребёнок (Алёша С.) Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Ребёнок (Рома) Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ребёнок (Гульназера) Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс
Земле, на которой родился и рос.
Ведущий. Дети, помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой будет измеряться совесть ваша.
Ведущий. На станции Бережливых вы нигде не увидите брошенного кусочка хлеба, т.к. люди, живущие на ней, знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел, или как приготовить из него различные вкусные блюда.
Некоторые рецепты вы можете прочитать после занятия.
Ведущий. Наше путешествие подходит к концу. Давайте закончим его стихотворением Ирины Токмаковой «Что такое хлеб?»
Ребёнок (Руслан) Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим:
Дети (хором). «Хлеб».
Ребёнок. (Айгуль) Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим:
Дети (хором). «Хлеб».
Ребёнок (Галемьян ) Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим:
Дети (хором). «Хлеб».
Ребёнок. (Айнур) Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим:
Дети (хором). «Хлеб».
Ребёнок (Руслан) Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Ведущий. Ребята вам понравилось наше путешествие? .
Все ребята убедились в том, что к хлебу надо относиться бережно.





15