Конспект классного часа на тему Берегите хлеба каждую крупицу















РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

ПО ТЕМЕ « Берегите хлеба каждую крупицу!»

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

3 КЛАССА













Составила учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
МБОУ СШ № 20,
г. Дзержинск, Нижегородская область,
Кистанова Марина Федоровна







2015 год

Тема: «Берегите хлеба каждую крупицу».
Цель:
- закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания;
- воспитывать бережное отношение к хлебу;
- способствовать воспитанию уважения к труду земледельца и пекаря;
- развивать словарный запас детей и кругозор.
Оборудование:
колосья, картина И.И.Шишкина «Рожь», плакаты с изображением
сбора урожая, диск с музыкой И.Дунаевского «Урожайная», толковый
словарь С.И.Ожегова, выпечка родителей: каравай, пироги, плюшки,
ватрушки.

Эпиграф: -Отчего ты, рожь, золотая?-
Ветерок спросил, пролетая.
А в ответ колоски шелестят:
-Золотые руки растят.

Ход мероприятия.
1 Организационный момент.
Звучит музыка И. Дунаевского «Урожайная»
2 Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
а бывает подгорелый.
(Хлеб)
3 Сообщение темы :
- Прочитайте эпиграф.
- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
4 Беседа по теме.
- Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица говорит:
« Хлеб - всему голова».
Как вы это понимаете?
( Выступления детей)
- А что мы понимаем под словом «хлеб»? ( каравай, батон, булка,
ватрушка, плюшка)
5 Работа со словарем С.И.Ожегова.
каравай – от слова кара – круг, каравай – большой круглый хлеб;
батон – получил своё название от французского слова «батон – палка», белый хлеб продолговатой формы;
булка – произошло от польского слова «булла», что означает круглый, сдобный хлеб из пшеничной муки;
плюшка – маленькая сдобная булочка, обычно плоская;
ватрушка – вид открытого пирога с творожной начинкой.

- Обобщение детских выступлений учителем.
- Это значит, что хлеб – главный продукт питания. А наша страна огромная и нам нужно много хлеба. Щедра наша земля – кормилица, только руки и душу прикладывай к ней и она тебя не оставит в нужде, воздаст тебе добрым урожаем за труд. Несколько тысячелетий люди совершенствовали своё умение растить хлеб. Долог путь от посеянного в поле зёрнышка до каравая на столе.
- Кто же выращивает хлеб для всех?
- Кого все люди благодарят за трудный и почётный труд по выращиванию хлеба?
Во время нашего разговора мы и попробуем ответить на все эти вопросы.
Итак, в поле весной выходит трактор – большая машина, которую ведёт тракторист.
6 Рассказывают подготовленные ученики.
У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю,
приготовить мягкую и тёплую постель для зёрен. Готовить землю нуж-но быстро. Чтобы собрать большой урожай, нужно подготовить землю
и посеять зерно вовремя. Иногда трактористы работают день и ночь, сменяя друг друга. В каждом крошечном зёрнышке до весенних тёплых
дней, как в чудесной почке, спрятаны листочки.


Стебелёк и колосок бронзового цвета,
станет мне под поясок он к началу лета.
В кулачке у колоска зёрнышки – малышки,
в каждом зёрнышке мука, пироги и пышки.
Прибегут за стол ко мне весело ребята –
в каждом солнечном зерне щедрый праздник спрятан.


3 И вот на вспаханное поле вышли машины – сеялки. Сеялка сеет сразу в три ряда. Зерно падает в землю ровно. В деревнях поля огромные! Только используя машины, можно быстро засеять. Идёт время, зерно прорастает из земли, появляются всходы. И вот уже всё поле в золотых колосьях. Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны. Но осень приближается, стали колосья золотыми, созрела рожь. Пришла пора урожай убирать. Нельзя медлить: колосья могут осыпаться, и зёрна ржи, пшеницы упадут на землю.


В поле вышли комбайны. Управляет машиной комбайнёр. Комбайн
срезает колосья, обмолачивает. Спешат люди убрать урожай, пока по-
года хорошая. Работают комбайнёры днём и ночью. Если погода будет благоприятная, то соберут горы хлеба.


Окончание сбора урожая в деревнях отмечают большим праздником.
« Праздник урожая» - праздник труда. А потом на машинах везут всё
зерно в новый дом – огромный элеватор – зернохранилище. Там зерно
хорошо сохраняется. Потом по воде и по суше зерно отправляют в города на мукомольные заводы, где зерно размалывают в муку. Затем
муку везут на хлебозаводы, в пекарни. Из пекарни буханки хлеба, бато-ны, булки везут в магазины, и в магазинах мы с вами этот хлеб покупа-ем.

Вот какой долгий путь от посеянного в поле зёрнышка до хлеба на столе.

7 Работа с загадками.

Отгадайте загадки:

Былинкой была – всё воду пила,
побелела растолстела, словно сахар, захрустела.
Вот я лето прожила много платьев сберегла
одевалась, одевалась, а раздеться не смогла.
(колос пшеницы)

Встанем мы, когда вы спите,
и муку просеем в сите.
До красна натопим печь,
чтобы хлеб к утру испечь. Кто же это?
(пекари)

Вырос в поле дом, полон дом зерном,
стрелы позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на стебле золотом. Что же это?
(колос)

Тёплым жёлтым круглым хлебом
солнышко спустилось с неба.
Долго пахарь полем шёл хлеб тот осенью нашёл. (урожай)

8 Правила пользования хлебом:

- Во все времена люди относились к хлебу с большим почтением, берегли его. А сейчас часто вместо уважительного отношения к нему у некоторых ребят можно видеть пренебрежение к хлебу. Иногда куски хлеба валяются на полу, в столовой ребята играют им, не понимая, что во время еды не играют вообще.
А у людей, которые сами растят хлеб, есть другое правило: Каждую крошку – в ладошку. Его берегут, не дают пропасть не от жадности, а от глубокого понимания его истинной цены.
« Мне больно, когда я, случается, вижу,
что хлеб недоеденный брошен бесстыже».

- Хлеб – это труд многих и многих людей. Взял кусок хлеба – съешь
его, не хочешь есть – не бери! Не покупай лишний хлеб, чтобы он не черствел.

9 Читает подготовленный ученик.

Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.
Говорим мы: « Берегите! берегите, хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде, - к нам полей живая речь;
« Берегите хлеб, Вы – люди, научитесь хлеб беречь!»

10 Заключительная часть. Угощение гостей и детей выпечкой.

- Ребята, а сейчас предлагаю всем отведать выпечку, которую приготовили ваши мамы и бабушки.
















ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

20 000 русских пословиц и поговорок / Сост. Михайлова Л. М. – М.: Центрполиграф, 2010. – 382, (2) с.
Стихи из детских книг.
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова
Иллюстрация картины И.И.Шишкина «Рожь».
500 загадок на любые темы