Презентация по экологии Экология и культура — будущее России


Урок экологии «Экология и культура – будущее России» Цель: - обратить внимание каждого студента на необходимость жить в мире с окружающим миром; Задачи: Обратить внимание студентов на: - проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.); - проблемы современной России; - то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»); - добиться понимания, что культура выступает как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России; - усвоить понятия: «экологические принципы», «экологические правила», «экологическое сознание»; - расширить представление об экологических законах. «Природа не прощает ошибок» Проблемная ситуация «Нужны ли комары?» Притча. Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен ... комарами. Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь иизучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Информационный блок «Законы экологии». Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Первый закон: «Всё связано со всем». Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая«улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Сейчас мы проведём рейд по улицам города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения«биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Червяк удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? «Обращение от имени Природы».1. Одинаковую самоценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.2. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего при­родного сообщества.3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе и человеку и не нарушает экологическое равновесие.4. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодейст­вие с миром природы.5. Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).6. Природа охраняется человеком в первую очередь ради нее са­мой. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Вывод по уроку: для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо выполнять общие правила экологии и культуры- будущего России. 2017 год – год экологии в России Спасибо за внимание!