Презентация Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся


Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся Муратова О.В.Учитель начальных классовОктябрьской СОШ Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. По ФГОС основным результатом деятельности современной школы должна стать не система знаний сама по себе, а набор ключевых компетенций, т.е. универсальных навыков и умений в интеллектуальной и других сферах В начальной школе выделяют компетенции: 1. Учебно-познавательные. Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных программ, действия в разных ситуациях. 2. Ценностно-смысловые.Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение 3. Коммуникативные Навыки работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию 4. Информационные. Известная истина, выраженная словами К.Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности» легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познанияСтруктура урока, проведенного в интерактивном режиме, включает 7 этапов.Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами нужно использовать различные сценки, статьи, статистические данные, разные определения одного понятия.Сообщения целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели связанные со знаниями учащихся, затем ставятся цели, связанные с умениями. На третьем месте стоят цели, называющие ценности.Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно, что непонятно, незнакомо. Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учащимся предлагается сделать самостоятельные выводы, высказать свою точку зрения, выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.Оценивание. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях.Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала. Ключевые компетенции формируются на опыте собственной деятельности обучающихся при изучении различных дисциплин на уроках и во внеурочной деятельности. В этом хорошо помогают интерактивные методы обучения.Для достижения успешного интерактивного взаимодействия используется:-полилог – многоголосие, возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой проблеме.- диалог – восприятие участниками себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия.- мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. - смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по обсуждаемой проблеме.- свобода выбора – сознательное регулирование и активизация соего поведения. - ситуация успеха - целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявление положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию.- рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:Творческие заданияРабота в малых группахИнтерактивная экскурсияВидеоконференцияСоциально-психологический тренингМетод портфолиоМетод проектовМетод «Дерево решений»«Мозговой штурм»Мини-лекцияКонтрольный лист или тестРолевая играИгровые упражненияРешение ситуационных задач Приглашение визитераДискуссия группы экспертовИнтервью ИнсценировкаПроигрывание ситуацийВыступление в роли обучающегоОбсуждение сюжетных рисунковРабота в парахНезаконченное предложение«Пазлы»РазминкиСмысловые ассоциацииАнализ казусов«Займи позицию»«Карусель» Интерактивные методы обученияпозволяют решать следующие задачи:активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышение познавательной мотивации; обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка; воспитание лидерских качеств;умение работать с командой и в команде; принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.