Развитие познавательной активности детей в дошкольном возрасте

Развитие познавательной активности детей в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является самоценным этапом в развитии детей, ему присущи особые закономерности развития. Каждый ребенок должен иметь возможность полноценного его проживания, чтобы уверенно подойти к порогу школы.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы заключается в том, что в первый класс приходят воспитанники, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те качества, на которые опирается программа первого класса школы.
В целевых ориентирах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перечислены качества, которыми должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования для успешного обучения в школе: проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдать, экспериментировать. Качества, а не содержание образования, как это было раньше. Дело в том, что дидактически обработали множество вопросов, научить можем многому. Но мышление ребенка при всей этой массе усилий остается соответствующим его дошкольному возрасту, а не перепрыгивает через положенные этапы.
Для развития этих качеств особенно подходит метод экспериментирования, так как исследовательская деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания превращают процесс познания в основной вид деятельности детей – игру.
Полученная готовая информация отрицательно сказывается на развитии у ребенка способностей к выделению свойств явлений и связей между ними. Быстрее эта способность появляется у тех дошкольников, которым позволяют самостоятельно "экспериментировать" с вещами, водой, песком, пластилином... Задача взрослого тут не в том, чтобы давать ребенку готовые способы решения задач, а скорее в умении поставить перед малышом эти задачи, помочь ему задуматься, удивиться и захотеть решить их самостоятельно
Организуя образовательную деятельность, ставлю перед собой такие цели:
-стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов;
-развивать умение детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в условиях эксперимента;
- воспитывать познавательный интерес детей к окружающим нас явлениям и предметам;
-развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза в процессе познания окружающего мира. Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- развивать коммуникативные навыки: аргументировать своё мнение, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия, побуждать к деловому общению на основе общих интересов. Развивать стремление договариваться между собой;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать проявление доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому.
Проблемно-экспериментальная деятельность
в подготовительной группе детского сада
«Секреты водоплавающих».
Оборудование:
Мутимедиапроектор, прозрачная емкость с водой, ватные шарики, салфетки, поднос, проволока, блюдце, промасленная салфетка, широкое блюдо с водой, гусиные перья, синяя краска, средство для мытья посуды, кисточка.
Ход занятия:
- Воспитатель напоминает детям рассказ В. Сутеева «Цыпленок и утенок». Рассматриваем финальные иллюстрации (слайд 2)
- Что случилось с цыпленком?
- Вытащил утенок цыпленка (слайд 3,4). Посмотрите, какой стал цыпленок? А утенок? Странно?
- Почему цыпленок тонет, а утенок ныряет и сухим из воды выходит? (ответы детей.)
- Как вы думаете, почему утенок не тонет, а плавает? (ответы детей.)
Сегодня мы об этом и поговорим.

Начинаем рассуждать.
- Какие еще птицы могут плавать? Назовите их. (Показ иллюстраций, слайды 5-15).
Жизнь всех этих птиц связана с водоемами, в которых они плавают и добывают корм. Раз эти птицы могут плавать в воде, как их можно назвать одним словом?
-Водоплавающие. (слайд 16).
Давайте мы его прочитаем и измерим.
(Дети произносят по слогам: во-до-пла-ва-ю-щи-е , одновременно раздвигая ладошки.)
Вот каким длинным словом называют птиц, которые плавают в воде.

Физминутка «Гусак-физкультурник».
Наш гусак встает на зорьке, (стоя, дети потягиваются, руки за голову) Он к реке сбегает с горки
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку (руки к плечам, пооочередное сгибание-
разгибание рук вверх).
Для начала – бег на месте, (бегут на месте) Крылья врозь, а лапки вместе. (разводят руки в стороны) Упражнения для шеи, Чтоб росла еще длиннее, (круговые движения головой,) Тренировка для хвоста, (приседают) А потом – бултых с моста! (прыгают вперед) Он плывет на середину, (плавательные движения руками) Чистит лапки, моет спину. (отводят руки за спину) Крикнул селезень: кряк – кряк! (поочередно правую руку в сторону,
левую руку в сторону) Физкультурник наш гусак! (руки к плечам, вверх, к плечам, вниз).

- Почему же утенок и другие водоплавающие птицы не тонут?
У них есть секреты, о которых мы с вами сейчас поговорим. Для этого нам надо пройти в лабораторию и провести эксперименты. В лаборатории нужно быть очень внимательным и аккуратным.
Идем! Занимайте места, будьте внимательны и вежливы друг к другу.
Опыт 1.
Возьмем ватные шарики, как будто это птицы в перьях.
Опустим один ватный шарик в воду.
- Что происходит с шариком?
-Он плавает.
Воспитатель берет второй ватный шарик и пытается его притопить в воде проволокой.
-Что происходит теперь?
-Шарик выныривает, не тонет.
-Что будет, если я шарик погружу в воду и подержу его под водой? Погружаю.
-Что наблюдаем?
-Из шарика выходят пузырьки.
Что это?
-Это воздух.
Пузырьки воздуха кончились, теперь шарик отпускаю.
- Что наблюдаем?
-Шарик не выныривает, плавает под водой.
Почему же второй шарик не выныривает на поверхность, а первый плавает?
Вывод: шарик не тонул, когда в нем был воздух.
Утенок и водоплавающие птицы не тонут, потому что у них под перьями находится воздух (слайд 17).

Опыт 2
Показываю картинку, как гусь клювом промазывает свои перья (слайд 18-19). Как вы думаете, что делают эти птицы? (ответы детей).
У всех водоплавающих птиц есть особое место, железа, из которой выделяется масло. Им-то птицы каждый день старательно промазывает свои перья. Перья птиц покрываются тонким слоем жира. Зачем?
А сейчас представьте, что наша ладошка – это тело гуся. Нам надо промазать перышки. Я макаю палец в масло и намасливаю ладонь. Посмотрите, какая стала ладошка?
-Жирная, блестящая.
Опускают ладошку в воду – наш гусь поплыл. Плавал, плавал, вышел на берег. Смотрите!
- Вода собралась в шарики-капельки.
Они не прилипают к руке, не смачивают руку. Капельки легко стряхиваются, и ладошка остается сухой. Перья птиц также покрыты тонким слоем жира. Вода легко скатывается с них и гусь, выходит из воды совершенно сухим.

Теперь вы, как утята смажьте свои перышки-ладошки маслицем. Мажьте всю ладонь, до пальчиков, старательно. Намазали? Какая стала ладошка? (ответы детей).
Опускаем ладонь в воду, поплыли. Плаваем на намасленной стороне, ладонь касается воды и не погружается полностью. Вылезаем на берег. Смотрим. Что видим?
-Вода собралась в шарики.
Стряхните руки. Сухие? Прилипла вода к масляным рукам?

Вывод: на намаслянную поверхность вода не прилипает, не смачивает её. Вода превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же происходит и с водой на перьях водоплавающих птиц.


Что же помогает утенку выходить сухим из воды?
(ответы детей.)
Благодаря воздуху и жиру водоплавающие птицы не тонут. Есть даже такая поговорка «Как с гуся вода». А неприспособленный плавать цыпленок промок, вид у него был жалкий. Глядя на него, вы поймете выражение «Как мокрая курица».
Руки вытираем салфетками и продолжаем эксперименты.

Опыт 3.
Теперь возьмем миску с водой и добавим синей краски. Подкрасим воду, чтобы капельки воды были виднее.
Что будут, если я макну кисточку в воду и промокну ее салфеткой?
(ответы детей.)
Воспитатель демонстрирует.
Теперь беру перо водоплавающей птицы, макаю в воды, стряхиваю, промакиваю. Что мы наблюдаем?
-Следа воды нет! Перо осталось сухим, «как с гуся вода».
Теперь воду «загрязним», добавим в нее мыльное моющее средство для мытья посуды. Осторожно размешаю, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опускаю в воду второе перо.
Достаю перо, провожу по салфетке. Посмотрите на салфетку. Сделайте вывод, ребята.
Вывод: перо намокло, набрало в себя воду с краской.
Сможет теперь плавать наш гусь?
(ответы детей.)
Этот опыт показывает, как загрязнение воды влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная вода попадает в природную среду, в реки, озера и другие водоемы. Мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, птица становится в воде "тяжелой", намокает и тонет.

Мы столкнулись с проблемой:
Мыло нам необходимо? Для чего?
(ответы детей.)
Руки мыть нам нужно, посуду мыть нужно, стирать нужно.
Куда нужно выливать загрязненную мыльную воду, чтобы не навредить водоплавающим птицам и природе?
(ответы детей.)

Грязную мыльную воду нельзя выливать в водоемы, ручьи, реки, даже просто на землю
Грязную мыльную воду выливаем в раковину в канализацию. Из раковины загрязненная вода попадает на очистку. Её очищают в специальных очистных сооружениях, которые есть в каждом городе. И у нас в Зеленодольске есть очистные сооружения. Наш город заботится о чистоте окружающей природы, бережет ее (слайд 20-22).

Давайте ответим на такой вопрос: можно ли мыть легковую машину на улице?
Где надо мыть машины?
(ответы детей.)
-На специальных автомойках (слайд 23).

Сегодня мы с вами узнали секреты плавучести водоплавающих птиц – это воздух и жировая смазка. Еще мы узнали, что люди могут навредить водоплавающим птицам, если будут загрязнять водоемы (слайд 24).
Узнайте у родителей, как очищают воду?
15