Педагогический проект Профилактика социальных страхов в младшем и дошкольном возрасте

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
г. Бузулука «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Басманова Владимира Ивановича»






ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Профилактика социальных страхов детей
дошкольного и младшего школьного возраста»



Учитель начальных классов
Бахышова Фидан Арзуман гызы
(Фидан Арзумановна)











г. Бузулук, 2016 г.

Нормативно-правовое основание для разработки проекта.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ,
Гражданский кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ,
Закон «Об образовании в Российской Федерации»,
федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Устав школы.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы определяет цель программы: обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентно способного человеческого потенциала.
2. Актуальность проекта.
При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. В этот период важно помочь ребенку разрешить и преодолеть эти трудности. Поэтому наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
В настоящее время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.
Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, например, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен; и отечественные В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина и др.
Проблема влияния страха на развитие личности актуальна в любом возрасте. Особую значимость ее изучение имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это период, когда у человека интенсивно развивается эмоционально-волевая сфера, формируется самосознание. Чтобы помочь ребенку справиться с возникающими в процессе обучения и школьного общения трудностями, педагогам и родителям необходимо иметь достаточные знания по проблеме развития эмоций у детей младшего школьного возраста.
В своем проекте за основу мы взяли концепцию развития страхов в онтогенезе, разработанную А. И. Захаровым. Страх трактуется им как «своеобразное средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом, страх может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности».
Проект проводился с использованием следующих методов – изучение и анализ психолого-педагогической литературы, опытно – практическая работа, анкетирование, тестирование, беседа.
В этих условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении уровня психического здоровья школьников является совместное работа учителей, детей и родителей. По определению ВОЗ «здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия».
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
3. Цели проекта.
При определении целей деятельности по профилактике социальных страхов мы исходили из полученных сведений о фактическом психологическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере профилактики и др.
Психическое здоровье  – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.
С каждым годом неуклонно растет число новорожденных детей с различными недостатками развития. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей.
Поэтому в качестве основы нашей деятельности по профилактике социальных страхов стала тех методик и приемом, где приоритетом является забота о сохранении психического здоровья воспитанников и учителей. При этом главной целью в рамках программы является создание организационно-психологических условий. Обучение навыкам сохранения и укрепления здоровья.
Нами было проведено исследование социальных страхов, где было выявлено, что:
среди 18 учащихся 70% бояться опоздать в школу, поэтому в начальных классах не так часто опаздывают, как в старших;
30% учащихся 2 класса бояться быть одни;
страх боязни других людей объясняется таким образом: у мальчиков практически этот страх отсутствует, а 25% девочек испытывают этот страх;
98% детей не испытывают страх боязни учителя;
страх того, что тебя накажут, присутствовал у 36% детей.
79% дошкольников боятся школы.
4. Задачи проекта «Профилактика социальных страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте»:
подбор диагностического инструментарий, направленный на изучение особенностей социальных страхов у младших школьников;
разработка комплекса профилактических мероприятий по преодолению страхов у младших школьников;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
развитие психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию устойчивого психологического состояния;
участие в обобщении опыта путем посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме;
разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в школе;
внедрение программ гигиенического обучения и воспитания школьников.
5. Основополагающие принципы построения проекта:
использование технологий и методов, отвечающих особенностям дошкольного и младшего школьного возраста, влияющих на эмоциональное состояние ребенка как средства для профилактики социальных страхов;
организация социально-культурной среды, в которой находится обучающийся, которая соответствует его возрастным особенностям (фильмы, книги, игры, темы для обсуждения, занятий и другое);
создание диалоговой основы взаимоотношений учеников со взрослыми и сверстниками как аспекта личностного становления и профилактики возникновения социальных страхов;
подготовка участников педагогического процесса, в том числе родителей, к деятельности по профилактике социальных страхов у дошкольников и младшего школьного возраста;
проведение мониторинга по результатам деятельности по профилактике социальных страхов у обучающийся, находящихся в детских общественных организациях.
Принцип системности предполагает преемственность знаний, создание целостной системы, органически объединяющей все ступени образования.
6. Гипотеза.
Если мы обеспечим благоприятную социально-психологическую атмосферу, взаимодействие в системе «учитель-ученик» на уважении и принятии личности ученика, систематически проводить мероприятия терапевтического характера: арттерапия, синтезтерапия, зоотерапия, игротерапия, то мы создадим условия, сохраняющие, укрепляющие и формирующие психологическое состояние обучающегося.
7. Участники проекта
Обучающиеся начальной школы (дошкольники 6-7 лет, 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс).
Классные руководители начальной школы.
Учителя-предметники.
Фельдшер, закрепленный за школой.
Родители.
Техперсонал.
8. Ожидаемые конечные результаты программы
Предметом профилактики чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации профилактической работы – лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно профилактика (групповая, индивидуальная). Успех в профилактической деятельности в значительной степени определяется тем, какие положения, принципы положены в основу ее. К таковым относят, прежде всего, принцип единства диагностики и профилактики, принцип «нормативности» развития, принцип профилактики «сверху вниз», принцип системности развития, деятельностный принцип профилактики, принцип активного вовлечения в профилактическую работу родителей и других, значимых для ребенка лиц, так полагают учёные Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.
Повышение приоритета здорового образа жизни в том числе психологическое.
Повышение мотивации к образовательной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении психологического здоровья школьников.
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе.
В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятий происходит адаптация детей к жизни.
Реализация проекта «Профилактика социальных страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте» направлена на формирование у чувства безопасности, частичному отсутствию социальных страхов:
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями).
Реализация в учебно-воспитательном процессе приёмов и подходов проекта здоровьесбережения «Профилактика социальных страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте» позволит:
проводить урок на более качественном уровне;
снижать уровень тревожности ученика;
повышать психологическую комфортность и мотивацию обучения;
облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период;
преодолеть однообразие пауз для отдыха во время урока;
стабилизировать состояние здоровья младших школьников;
оптимизировать учебный процесс.
9. Основные направления реализации проекта
1. Диагностический мониторинг
мониторинг психологического комфорта;
мониторинг организации учебного процесса;
мониторинг удовлетворенности родителей условиями обучения детей.
2. Работа служб психолого-педагогического и социального сопровождения
коррекционная деятельность;
индивидуальное сопровождение;
социальное сопровождение;
координационно-развивающая работа;
тренинги с детьми группы риска;
профилактические мероприятия (профилактика вредных привычек).

3. Оптимизация условий образовательного процесса
осуществление адаптационных мероприятий в рамках преемственности программ обучения;
использование коррекционных технологий на уроке и во внеурочное время.
4. Здоровьесозидающая деятельность на уроке
создание условий для личностно-ориентированного обучения;
психологическая безопасность урока;
технологическое обеспечение здоровьесозидающей деятельности на уроке;
создание условий гигиенической направленности урок.
5. Коучинг
Родители (индивидуальные коуч-сессии с родителем, которые полезны как для классного руководителя-коуча, так и для самих родителей. Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно смогут использовать в общении с ребенком).
Обучающиеся (игра, рисование, тест тревожности (Р.Теммл, сказкотерапия, анализ данных, методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой)
Педагогический персонал (коуч–сессии с педагогами).
10. Показатели эффективности реализации проекта:
повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов;
уменьшение числа учащихся, испытывающих социальный страх;
уменьшение числа детей, относящихся к различным «группам риска».
В рамках данных направлений необходимо осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах;
предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми;
создание развивающей предметно-пространственной среды;
тесная взаимосвязь учителя и ученика, а также учителя-родителя;
частое поощрение со стороны родителей своих детей.





11. План мероприятий по реализации проекта.

Содержание мероприятий
Сроки выполнения
Ответственный

1
Выявление социальных страхов: индивидуальные беседы, анкетирование, анализ данных.
Составление банка данных обучающихся, нуждающихся в коррекции восприятия окружающего пространства.
В течение года
Педагог-психолог

Классные руководители

2
Работа с семьями учащихся, проведение родительского всеобуча.
Постоянно
Педагог-психолог
Классные руководители

3
Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказания помощи.
в течение года


4
Индивидуальные беседы с обучающимися.
сентябрь-май
Педагог-психолог

5
Оформление выставок, стендов, пропагандирующих борьбу с социальными страхами.
2 раза в полугодие.


6
Провести коррекционные занятия по профилактики социальных страхов:
«Я управляю стрессом»
«Профилактика социального страха»
Тренинг «Выявление страхов»
Тренинг «На тропе доверия»
Январь-май
Педагог-психолог


Психологический тренинг по профилактики страхов у детей младшего школьного возраста.



7
Совещание при зам. директоре по ВР
«Профилактика социальных страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Ноябрь
Зам. директора по ВР

8
Собрание и индивидуальные консультации с родителями будущих первоклассников «Профилактика социальных страхов у детей дошкольного возраста».
Ноябрь
Зам. директора по УР
Педагог-психолог


Университет педагогических знаний для родителей начальных классов «Профилактика социальных страхов у младших школьников».

Педагог-психолог
Классные руководители

9
Классные часы:
«Учимся бороться со страхами»;
«Наши чувства и действия»;
«Почему трудно преодолеть страх?»;
«Обидчивость, несдержанность, раздражительность»;
«Дружба – главное чудо»;
«Наша дружная семья»;
«Дети и родители. Давайте понимать друг друга».
По графику проведения классных часов
Классные руководители

10
Конкурс стенгазет «Скажи страху – нет!» в рамках Недели здоровья
Апрель
Старший вожатый

11
Организация работы с обучающимися на каникулах
Ноябрь, январь, март, летний период.
Воспитатели детского школьного оздоровительного лагеря

12. Условия реализации проекта
В соответствии с условиями проекта следует учитывать наличие кабинета для проведения арттерапии, синтезтерапии (кабинет педагога-психолога).
13. Создание здоровьесберегающих условий для обучения.
В соответствии с Концепцией и программой развития для реализации поставленных целей и задач в школе созданы необходимые материально-технические и педагогические условия.
В соответствии с СанПиН 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в рамках реализации программы необходимо создавать следующие, отвечающие санитарным нормам, условия для обучения:
воздушно-тепловой режим;
световой режим;
питьевой режим;
требования к использованию школьной мебели;
школьное здание и двор;
игровая площадка.
14. Организация урока
Важная составная часть профилактической работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе;
применение методик и приемом по профилактике социальных страхов.
В рамках указанного проекта можно выделить следующие приёмы и методы для организации здоровьесберегающего урока:
релаксация или релаксационные упражнения – упражнения на расслабление, релаксация позволяет снимать мышечное напряжение, усталость;
психологический настрой. От того, как ребенок настроен на урок, на определенный вид деятельности, зависит не только результативность, но и самочувствие каждого участника учебного процесса. К данному приему можно отнести и создание ситуаций успеха в качестве элемента психологической комфортности;
личностно-ориентированный подход.
Требования к уроку с позиции ликвидации социальных страхов.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д., норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания, норма – не позже чем через 10-15 минут;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
14) в конце урока следует обратить внимание на следующее:
а) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
б) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
в) задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
15. Воспитательная работа
проведение классных часов;
индивидуальные беседы с обучающимися;
проведение утренников, конкурсов, игр, экскурсий;
работу агитбригады;
проведение факультативов оздоровительной направленности и занятий по внедрению ЗОЖ.
16. Работа с родителями
анкетирование;
родительское собрание, лекторий, практикум;
консультации;
индивидуальные беседы;
коучинг;
совместные мероприятия родителей с детьми.


17. Этапы реализации проекта
«Профилактика социальных страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте»
Название этапа
Сроки
Задачи проекта
Основные направления деятельности.
Мероприятия.
Ответственные
Ожидаемый результат
Форма представления отчета

Подготовительный (проектировочный) этап
январь – август 2015 г.
1. Разработка проекта
 2. Оценка условий, при которых возможно достижение цели.
 

1. Постановка целей и задач проекта, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов.
2. Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и передового опыта.

Педагог-психолог, классный руководитель.

Рациональная организация процесса образования в тесной связи с вопросами профилактики социальных страхов у обучающихся.
Представление на заседании ШМО начальных классов.



3. Выявление проблемы проекта и обоснование.
 
На первом этапе профилактики необходимо:
провести первичную психодиагностику;
снять напряжение и боязнь страха;
научить осознавать, выражать и ощущать полярные чувства и эмоции;
помочь осознать приемлемость и полезность страха;
научить преодолевать страх, меняя к нему отношение, т.е. «вытащить страх наружу»





Формирующий этап
сентябрь 2015 г.
Осуществление инструктивно-методической работы с участниками проекта.