Презентация Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте


Отчет по самообразованию за период 2013 – 2014 уч.годГруппа № 11 МБДОУ № 79 Шувалова Татьяна Сергеевна Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Изучить развитие диалоговой речи у детей среднего возраста. - Дать характеристику диалоговой речи;- Описать особенности развития, умений диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста;- Развитие свободного общения со взрослыми;- Совершенствовать диалогическую форму речи;- Развивать монологическую форму речи;- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта. пальчиковые игры (с использованием скороговорок, стихотворений, физминуток, пальчиковой гимнастики); работу с крупой (перебор круп разного размера, рисунки на крупе)аппликации (мозаичную, обрыванием, из палочек); бисероплетение; шнуровку; работу с бумагой; цветы из шерстяных ниток; картины из яичной скорлупы; штриховку; обвод рисунка по контуру; графические диктанты; задания вида «закончи рисунок»; лепку с применением природного материала; графические упражнения; - рисование по трафаретам; работу с водой (переливание воды пипетками); строительство колодца из спичек; - работу с дыроколом; дидактические игры и упражнения с применением природного, хозяйственно-бытового материала. - Разговор по картинке - он подразумевает рассказ по сюжету иллюстрации. Такое задание позволяет подбирать близкие по смыслу слова (синонимы), запоминать значение слов. Для занятий подходят специальные печатные издания, в которых имеются тесты и разнообразные упражнения, направленные на развитие данных навыков. - Скороговорки, чистоговорки, пословицы и поговорки не только расширяют словарный запас детей среднего дошкольного возраста, но и помогают скоординировать речевой аппарат. Такие упражнения позволяют исправить дефекты речи, когда ребенок в процессе разговора заглатывает окончания слов или, наоборот, растягивает слова при разговоре. - Игры вида «Что это значит?» или «Почему так говорят?» позволяют подбирать слова, близкие по значению, при объяснении того или иного понятия. Для этого рекомендуется использовать фразеологизмы, пословицы и поговорки. - Игра «Журналист» позволяет детям развивать навыки диалоговой речи. Ребенок учится составлять вопросы для «интервью», последовательно и четко излагать свои мысли. Влияние сказкотерапии на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Театральное искусство, сказкотерапия, чтение и описание рассказов, заучивание детьми стихов наизусть действительно должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, развитие диалогической речи, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации