«Святые места Киреевского района».


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Липковская средняя общеобразовательная школа № 2»
администрации муниципального образования
Киреевский район
Учебно - исследовательская работа:
«Святые места Киреевского района».

Руководитель работы:
Ходань Ольга Александровна,
учитель географии.
г. Липки
Киреевский район
2016 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
История православных храмов на Руси………………………………………..4
Храмы Киреевского района……………………………………………………..6
Свято-Никольский храм в селе Панино.........................................................6
Церковь Святой Мученицы Параскевы Пятницы, с. Дедилово…………...9
Свято-Покровский храм в селе Новоселебное…………………………….14
Храм во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в г. Болохово…………………………………………………………………......16
Свято-Казанский храм в селе Миленино…………………………………..17
Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
в г. Киреевске………………………………………………………………..20
Недействующие Храмы Киреевского района………………………………………24
Моё творчество………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………33
       
Введение.
Цель: Изучение культурно - исторического наследия Киреевского района. Воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания об истории святых мест своего района.
2. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Тема нашей исследовательской работы: «Святые места Киреевского района». Тема эта интересна и актуальна, потому что знамением нашего неспокойного времени стало возвращение людей к православной вере. Подтверждением этому служат слова архимандрита Иоанна (Крестьяникина) из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: «Время, в которое мы живем теперь - исключительное, Мы возвращаемся из 70-летнего плена, мы возвращаемся к жизни духовной, И время это - переосмысливание и переоценка ценностей». Церкви и храмы сплачивают людей в горе и в радости, становятся основным источником нравственности на фоне общей без духовности.
     Данная работа нацелена на обобщение сведений, содержащихся в различных источниках, о храмах нашего района, их истории, архитектуре, роли в жизни народа.
Работая над данной темой, я посетила все храмы (некоторые на занятиях по краеведению, а некоторые с родителями), изучила имеющуюся литературу, исторические документы, записи воспоминаний старожилов, беседовала с настоятелем Свято-Казанского храма протоиереем Геннадием Кравченко. Работа начата в июне 2011 года.
История православных храмов на Руси.
Начиная  работу над данной темой, я решила выяснить, что же такое храм, как появились первые христианские храмы и когда они пришли на Русь.
     Словарь русского языка С.И. Ожегова и «Большой толковый словарь русского языка» дают примерно одинаковые толкования слова храм: «Храм - здание для богослужения, церковь». «Храм - здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов». Сухие строки определений не дали нам полного представления о храмах, и мы обратились к другим источникам. В «Книге о церкви» мы прочли, что храм - это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. «Практическая симфония» Григория Дьяченко добавляет, что храм - это богоучрежденное вселенское училище благочестия, богоучрежденная врачебница духовная, богоучрежденное всемирное судилище духовное, место постоянного свидания с существами высшими. Молитвы, непрестанно возносимые в храмах, сближают между собою два мира - видимый и невидимый; наши сердца посредством их возносятся горе, дух небожителей низводится долу. Наконец, храм есть место лицезрения и поклонения твари Творцу. Храм - священное место для всех крещенных и живущих в вере православной, воистину ковчег спасения для всех верующих людей.
     Первый храм, по преданию, устроил Моисей. Он поставил шатер и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в нее. Скрижали с десятью заповедями Господь повелел хранить свято. Израильтяне сделали для них красивый ящик - ковчег. Ковчег разместили в главной части скинии, которая называлась «Святая святых». Никто не имел права входить в Святая святых.
Христианский храм, как и скиния, имеет свое внутреннее устроение. Вот основные части храма:
1.Притвор, или преддверие храма.
2.Неф, средняя часть храма, где люди молятся Богу.
3. Алтарь или Святая Святых, главная часть храма.
4. Престол в центре алтаря, на котором пресуществляются Святые Дары для Причастия.
5. Жертвенник, где приготовляются дары.
6. Иконостас, перегородка из икон, отгораживающая алтарь от нефа. Средние двери в иконостасе называются Царскими Вратами.
7. Солея - возвышение перед иконостасом, по боковым сторонам солеи могут размещаться клиросы для хора.
8. Амвон - выступ посреди солеи, на который выходит диакон для чтения Евангелия, а также священник для проповеди и причащения народа.
Чаще всего храм строился в форме корабля, как повелевали апостолы, «продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Это связано с тем, что Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Встречаются храмы в виде креста - символ спасения, круга - символ вечности, но духовное значение ковчега спасения сохраняется и при этом.
Крестово-купольная форма православного храма является самой распространенной на Руси и пришла к нам из Византии. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени князя Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, для которой была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек. И если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х века были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма в виде ступенчатой пирамиды. Благодаря такому соединению архитектурных традиций на Руси существует большое разнообразие православных храмов. Строгие одноглавые храмы, подобно всемирно известному храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли; многоглавый собор Василия Блаженного; пятиглавый Успенский собор Московского Кремля и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском, Воскресенскому в Новом Иерусалиме.
Храмы Киреевского района.
На территории нашего района действуют шесть храмов: Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в г. Киреевске; Храм во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в г. Болохово; Храм св. муч. Параскевы Пятницы в селе Дедилово; Свято-Казанский храм в селе Миленино; Свято-Покровский храм в селе Новоселебное; Свято-Никольский храм в селе Панино.
Самым древним в нашем районе является Свято-Никольский храм в селе Панино. Каменный Николаевский храм был построен в 1790 году на средства помещицы Пелагеи Александровны Чернцовой, в нем был устроен предел во имя Знамения Божьей Матери. В 1851 году была построена колокольня и появился второй предел во имя св.великомуч. Параскевы на средства отставного поручика Николая Александрова Белизарова.  В конце XIX века близ храма имелась каменная часовня, обозначающая, как уверяет предание, место прежней деревянной церкви. До революции в иконостасе храма имелась интересная икона Божьей Матери "Одигитрии", найденная, по свидетельству имеющихся на иконе надписей (1743 г.), в Сибири и уже из частных рук перешедшая в панинскую церковь. Сегодня храм имеет статус памятника архитектуры.
С конца XVI века сельцо Панино входило в состав Дедиловского уезда. Уже тогда Панино было центром вотчины князей Голицыных, в сельце имелся княжеский двор. В первой половине XVII века была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца.
   Сохранилось упоминание, что летом 1668 года село Панино было разграблено детьми боярскими Федором Бороткиным, Иваном Коротким с товарищами. Были убитые и раненые.

церковь Николая Чудотворца
После упразднения Дедиловского уезда в конце XVIII века, село Панино вошло в состав Крапивенского уезда. Панино было центром волости, в которую входили кроме самого села еще деревни Сетинка и Ослоново. В 1870-1880-е годы Панинская волость была упразднена, а её бывшие населенные пункты вошли в Должанскую волость, с центром в селе Долгое. Храм не закрывался.

церковь Николая Чудотворца
Среди старшего поколения этот храм считается самым «намоленным». Здесь крестили мою маму, а потом и меня. У меня, когда приезжаешь сюда, наворачиваются слезы, а потом становится очень легко. Даже страшно становится, сколько мольбы выдержали эти стены.
Церковь Святой Мученицы Параскевы Пятницы, с. Дедилово.

Церковь Святой Мученицы Параскевы Пятницы, с. Дедилово.
Храм был построен как памятник победы над крымским ханом Дивлет – Гиреем в 1552 г. Деревянная церковь Параскевы Пятницы была построена в к. XVII в., но она сгорела. Пожар поглотил и новую церковь, возведённую в 1723 г. В 1745 г.  церковь отстроили заново, просуществовала она до 1860 г. В 1869 г. на месте старого храма был построен новый каменный. Он просуществовал до 1929 г. Более 60 лет церковь служила складом. В начале 90 –х годов XX в. прихожане решили восстанавливать храм на свои средства,но оказалось,что фундамент не подлежит реставрации. Храм отстроили заново. И вот теперь церковь радует не только прихожан, но и просто проезжающих мимо: красоты она необычайной.
Дедиловский храм Параскевы Пятницы - не такой, как все. Он стоит на берегу реки Шиворонь, в самой низине, в болотистом месте. Кстати, когда речушка разливается, талая вода доходит почти до стен храма. Такое расположение церкви удивляет: обычно наши предки строили храмы на самом высоком месте, чтобы их было видно издалека. Другие дедиловские храмы, расположенные рядом, стоят по всем правилам - на холмах.
Хотя точное место последней битвы войск Ивана Грозного с крымскими татарами в исторических документах не указано, историки предполагают, что крымского хана Девлет-Гирея разгромили именно в том месте, где сейчас стоит Пятницкий храм. Здесь есть удобный брод через реку. Видимо, им и воспользовались татары, чтобы быстро форсировать Шиворонь.
В XIX веке через Шиворонь в этом месте решили построить мост и наткнулись на большое скопление человеческих костей. Поэтому исследователи истории тульского края решили, что, скорее всего, после сражения у русских было время захоронить павших и поставить памятный крест погибшим. А уже пришедшие сюда позже казаки поставили на месте креста церковь. 
А этот памятный крест установлен в честь 450-летия битвы на р. Шиворонь с войсками Девлет-Гирея. Рядом - святой колодец.

Рядом с Свято-Параскево-Пятницкого храмом недавно был построен еще один, храм Серафима Саровского. Внутри - купель для крещения детей и крестильня, выполненная в виде креста, для взрослых. Она достаточно большая для того, чтобы можно было окрестить взрослого человека, не просто окропив его святой водой, а с полным погружением, как это положено по церковным канонам. Отец Трифон рассказал нам, что художника для росписи обоих храмов он нашел в свое время в Киреевске на одном из предприятий. Парень оказался очень талантливым. Кстати, оба храма (и снаружи, и изнутри) он расписывал один. Правда, времени на это он потратил много - целых 11 лет.

храм Серафима Саровского
Кстати, в этом храме крестили героя Великой Отечественной войны Семена Кутепова (прообраз генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мертвые»). Город вятичей Дедиславль (или Дедослав) впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 и 1147 годами (соответственно 6654 и 6655 годами от сотворения мира). В XIII веке город был разорён татарами. По приказу Ивана Грозного в 1553 году город был возобновлен и вошёл в пограничную оборонительную линию против крымских татар. На холме в 1554 году была построена дубовая крепость, окруженная рвом, под руководством князя Димитрия Жижемского, на стенах поставили 87 пищалей и 2 пушки. Крепость была не жилым местом, защитники жили в слободах у стен крепости (Луговая и Дергилева казачьи, Стрелецкая, Пушкарская и Затинная, Новоприборных казаков, Казенных плотников, Воротников). Неоднократно ходили крымские татары через этот форпост украйны Московского царства.
Внутри крепости пространство делилось на осадные дворы и клети, в соответствии с сословным положением. Каждый из осадных людей имел свое место под защитой крепости. Сейчас на этом месте пустырь. Рядом есть «Старое городище». Там установлен крест на братской могиле воинов, погибших в 1552 году, когда 15-тысячное войско князя Щеняева и воеводы Курбского настигло отряд орды Дивлет Гирея у реки Шиворона, разбило его и потом одержало ещё одну победу над подоспевшим 30-тысячным отрядом крымских войск, в составе которых шли турецкие янычары с «вогненным боем», которые использовались для осады Тульского кремля.
Также в с. Дедилово при полевых работах были найдены три наконечника копий. Один из них длинной 25 см., сделан из железа, с одной стороны на лезвии по центру имеется выступ, другая сторона плоская, края втулки между собой не сварены, на втулке имеется отверстие для гвоздя, можно отнести к IX - XIII веку, другой длинной 16 см. имеет четыре грани, явно выраженная бронебойная форма, ниже лезвия имеются 4 диаметральные бороздки, выполнена из железа, на втулке имеет сквозное отверстие через обе стороны для крепления, можно отнести к XII - XV векам. Третий наконечник копья имеет длину 30 см, длинна лезвия 20 см, по кромке лезвия с каждой стороны имеются по три отверстия, ниже лезвия имеется крючок, с другой стороны такой же крючок отломан, ниже круговое металлическое утолщение, затем идет втулка. Данное копье выполнено из стали, его можно отнести к рогатинам, которыми была вооружена, в основном, пехота. Датируется ориентировочно XVI - XVII веком. На Покровке на территории к северу от «Нового городища» за рвом условно обозначим ее как «Укрепленный лагерь передового полка». У старой дороги на Тулу найден железный обруч диаметр 178 мм, толщина 4 мм. Данный обруч кованный, сварен кузнечной сваркой, имеет коническую форму. Учитывая размеры обруча, и качество обработки, можно предположить, что данный обруч был на небольшом бочонке, в котором находилось быстрее всего зелье (порох).
Остаток стены около с. Дедилово
Остаток стены около с. Дедилово свидетельствует о постройках прошлого.
Подробную информацию о Дедославле нам предоставили в замечательном краеведческом музее г. Киреевска, где работают образованные и интересные люди. Мы не раз посещали его на занятиях по краеведению. На заднем плане нашей фотографии можно увидеть макет древнего Дедославля.
макет древнего Дедославля
Свято-Покровский храм в селе Новоселебное.
Храм носит свое наименование со дня его существования. Построен он был в начале XIX столетия купцом Жуковым Иваном Ивановичем. На месте сгоревшего, деревянного храма вскоре был построен кирпичный, и с того времени до сей поры, он служит по своему назначению. Первоначально храм был деревянный, ныне существующий, кирпичный, был построен в 1897 году.
Свято-Покровский храм имеет три престола: левый придел в честь свт. Иоанна Предтечи, правый - в честь свт. Николая, чудотворца, центральный -Покрову Божией Матери. Храм носит свое наименование со дня его существования. Построен он был в начале XIX столетия купцом Жуковым Иваном Ивановичем. На месте сгоревшего, деревянного храма вскоре был построен кирпичный, и с того времени до сей поры, он служит по своему назначению - спасению людей. В 30-х годах храм был закрыт безбожной властью и служил долгое время в качестве зернохранилище. В период Отечественной войны в нем содержались пленные немцы. Во время войны часть икон и церковной утвари была спрятанна и сбереженна жителями села. В 1946 г. храм был вновь открыт. В 1984г. 26 февраля храм сгорел; сгорели две ризницы - старая и новая, левый иконостас, церковная библиотека, архив, многие иконы, стенная роспись, ковры и другие предметы церковного назначения. За полтора года храм вновь был восстановлен.

Свято-Покровский храм в селе Новоселебное.

Храм во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в г. Болохово.

Известно с 70-80-х гг. 16 в. как село, принадлежавшее князьям Болховским. В 19 в. деревня Болоховка. В 1934 г. близ села построены одна из крупнейших шахт Подмосковного угольного бассейна и шахтёрский посёлок. Храм «Споручница грешных» известен 1897 года. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в Болоховском районе в ноябре 1941 проходили ожесточённые бои с немецко-фашистскими войсками. Церковь была разрушена, восстановлена в 90-е годы прошлого столетия.
Свято-Казанский храм в селе Миленино.

В глуши, в деревне, а конкретнее, в селе Миленино Киреевского района стоит Свято-Казанский храм. Храм был построен в середине 18 века на средства помещицы Крюковой. Каким то чудом сохранился надгробный камень благотворительницы, который сейчас установлен справа от церковной колокольни. В 1929 году храм закрыли, иконы и церковную утварь вывезли в неизвестном направлении. Церковь стали использовать как склад, где хранили удобрения. С годами строение разрушалось, развалины зарастали травой. Только спустя более шести с половиной десятилетий храм был восстановлен.
При этом храме работает Воскресно-приходская школа. Работает она уже десятый год. Посещать эту школу могут все желающие: и дети, и взрослые. В школе дети обучаются 3 года. По окончании срока обучения учащимся торжественно вручаются «Свидетельства об окончании Воскресной школы».
Кроме изучения учебных предметов ребята подготавливают и проводят концерты, спектакли для всех жителей. Концерты посвящены храмовой иконе. Главной иконой храма является икона Казанской Пресвятой Богородицы. Празднование в честь Неё установлено православной церковью два раза в году, 21 июля и 4 ноября. Вот дети и показывают для всех прихожан храма праздничный концерт, из которого люди узнают об этой иконе, учатся чтить её.
В здании Воскресно-приходской школы есть великолепная библиотека. Собрана она трудами церковных работников. Книги из этой библиотеки могут брать все желающие, что и делают учащиеся, которые приобщаются к чтению.

Все учителя школы истинно православные люди, грамотные, имеющие многолетний опыт работы с детьми. По окончании школьных уроков – чаепитие. На Рождество каждый ученик получает новогодний подарок. В основном все ученики Воскресно-приходской школы жители города Липки. Деньги на проезд в автотранспорте им выделяет церковь. Жизнь каждого ученика школы знает настоятель храма отец Геннадий (Кравченок). Под его руководством и возникла эта школа.
Примерно в километре от храма есть святой источник, он находится в лесу. Говорят, что вода из него помогает от зглаза и головной боли. Источник довольно симпатичный - колодец, из него через две трубы вытекает вода. Рядом есть некое подобие купальни: набираете в ведро воду, заходите туда, раздеваетесь и производите обливания. Мы ограничились тем, что просто попили водички, посидели на лавке.


Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в г. Киреевске.
23 апреля 2000г с благословения святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия, было положено начало жизни храма в честь иконы Божией Матери "Нечаянная радость" в г.Киреевске. В этот день в празднование Вербного Воскресения была отслужена первая литургия, настоятелем был назначен иерей Александр Солдатенков.

14 мая 2000г в престольный празлник и день святых жен мироносиц храм посетил преосвященнейший Кирилл, епископ Тульский и Белевский. В 1998 году была зарегистрирована  православная община в честь иконы  Божией Матери «Нечаянная Радость» в городе Киреевске.  Храма не было  и люди собирались для молитвы в квартире у одной из членов  общины  Моисеевой Раисы Владимировны. После регистрации члены общины стали просить Главу администрации  выделить помещение для создания прихода, а в дальнейшем и для строительства храма в честь иконы  Божией Матери «Нечаянная радость». Два года просьбы людей Администрация игнорировала.  В 1999 году   с благословения епископа Тульского и Белевского Кирилла был назначен на должность председателя общины иерей Александр Солдатенков. Жизнь общины приняла приходской характер, в квартирах совершались частные богослужения, а здания так и не было, несмотря на то, что прошения людей излагал представитель Православной Церкви отец Александр. Лишь после опубликованной статьи Владыки Кирилла в областной газете о положении православной общины в городе Киреевске весной в 2000 году было предоставлено  главой администрации Киреевского района  Поповым Н.В. гаражное здание пожарной части на  улице Токарева. И вот тогда трудами прихожан была  очищена территория и само  здание от мусора и деревьев. В гараже смонтировали фанерный алтарь, временный престол, жертвенник и, накануне праздника Вход Господень в Иерусалим, 23 апреля 2000 года, владыка дает свое благословение на проведение первой Литургии в этом помещении.  В сам день праздника народу было не много, так как не все знали, что теперь и в  городе открылся приходской храм в здании бывшей пожарной части. 27 апреля, по благословению владыки Кирилла, наместником Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска, архимандритом Лавром был совершен чин малого освящения храма. Этот день принято считать, как день основания храма. Во время крестного хода, когда все выходили из ново освященного храма, на небе было явлено чудо. На бирюзовом небе был явлен Крест Господень из облаков, а вокруг ни одного облачка. Тогда отец Лавр сказал, что это Господне благословение.  Так благодатно началась жизнь нового прихода в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, ради чудотворного Ея образа именуемого” Нечаянная Радость”.
В Пасхальную ночь пришло множество народа на  богослужение, многие, из-за тесноты, молились на улице, разделяя Пасхальную радость. 14 мая, в неделю  Святых Жен Мироносиц и празднование иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»   епископ Тульский и Белевский Кирилл в  сослужении  отцов Тульской епархии: митрофорного протоиерея Геннадия Ковалевского, архимандрита Лавра (Тимохина),  секретаря епархии настоятеля Всесвятского кафедрального собора протоиерея Сергия Резухина, протоиерея Владимира Патрина, благочинного  протоиерея Владимира Лысикова, игумена Трифона  (Бортунова), протоиерея Виктора Ильина, настоятеля храма иерея Александра Солдатенкова, протодиакона Вячеслава Чернышова, протодиакона Георгия Войнакова совершил божественную литургию и крестный ход вокруг храма. За богослужением пели хор Тульского храма, и сестринский хор Свято-Казанского монастыря села  Папоротка. Затем начались работы по строительству храма. Так как здание, которое было передано  Администрацией, не имело юридической формы, а могло быть изъято, отец Александр поспешил пристроить 2001году  алтарь, что бы  в дальнейшем избежать  претензии владельцев  гаража. В  2002 году помощью Калужского хлебозавода  был заложен фундамент вокруг гаража размером 22  метра  на 24метра.  В 2002 году был  построен  туалет.       Окормляя русских десантников в Сербии отец Александр  на спонсорские деньги,  изготовил в Калужской области деревянный сруб для  возведения в воинской части, что стояла в Сербии, храма в честь святого преподобного Илии Муромца.  Но в аэропорту Москвы военные отказались отправить столь большой груз,  и тогда сруб был доставлен  в город Киреевск.  В 2003 году на территории  прихода был заложен фундамент и собраны стены   нового деревянного храма, а в 2004 году  закончена крыша церкви. В июне  2004 года протоиерея Александра Солдатенкова, согласно его прошению,  перевели в  Московскую епархию.  И в июне того же года указом  Архиепископа Тульского и Белевского   Алексия,  настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» города  Киреевска,  был назначен клирик Свято-Сергиевского храма г.Тулы – протоиерей Сергий Ковалевский.Отец Сергий начал активно занимать строительством и благоустройством храма.    В 2005 году построили водосвятную часовню. А весной в 2006 –м году началось  возведение  стен  сперва на три метра, затем в 2007-2008 годах, стены подняли до десяти метров. В алтаре пол покрыли паркетной доской и отштукатурили потолок.
С сентября 2009 года протоиерей Сергий Ковалевский был назначен благочинным Киреевского округа, а храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» стал центральным храмом благочиния

.   В 2009 году были выведены  четыре колонны внутри храма и заказан проект крыши и купола храма, который отец Сергий получил летом 2010 года. Работу с проектом передали Киреевскому заводу  легких металлоконструкций. Большая работа еще предстоит впереди.  При храме открыта Воскресная школа для детей, а в дни  Рождества Христова и Пасхи дети проводят праздничные   утренники  для прихожан.
Недействующие Храмы Киреевского района.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Богучарово.
Построена в 1763 г. на средства помещика Михаила Семёновича Извольского и расположена близ с.Богучарово рядом с кладбищем. Церковь не служит с 1930 – х годов. До недавнего времени памятник использовался под склад, сейчас находится в заброшенном состоянии.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Богучарово
Церковь Иоанна Предтечи в селе Крутое.
Построена по типу «церкви под колокольней» в 1772 г. на средства князя Ивана Ивановича Гагарина. В храме было два придела: северный во имя Св. Николая и южный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь не используется и находится в заброшенном сосоянии. По композиционным особенностям памятник является уникальным образцом архитектуры русского классицизма начала 70 –х годов XVIII в. Имя зодчего неизвестно.

Когда-то рядом с церковью был населённый пункт, сейчас же пустое поле. У церкви была пристройка, сейчас тоже нет. Есть доступ на верхний ярус по винтовой лестнице в стене. Фрески не сохранились.
Церковь Михаила Архангела, с. Крутицы.
Расположена близ р. Упы на месте существовавшего прежде, по преданию, Крутицкого монастыря. До 1708 года эта территория относилась к Соловскому уезду. Позднее длительное время Крутицы входили в состав Крапивенского уезда Тульской губернии. В конце XVIII века село именовалось "Архангельское Крутицы тож". Исходя из "Плана генерального межевания", составленного в 1780-х годах, видно, что село было небольшим, гораздо меньше соседнего сельца Уткина, где имелся господский дом. Но со временем наличие церкви привело к росту села. В 1825 году на месте старого храма была возведена каменная Архангельская церковь в стиле позднего классицизма. В ней имелось два престола: главный - во имя Архистратига Михаила, в приделе - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского. Финансировал строительство помещик Сергей Иванович Толбузин. В1930 г. церковь была закрыта и приспособлена под зерносклад. В настоящее время не используется.

Церковь  Воскресения Христова, с.Долгое. 
Церковь возведена на месте сгоревшей деревянной церкви на средства тульских купцов братьев Ливенцовых. Изначально — каменная, построена не позже 2-й половины XVIII в. В конце XIХ — начале ХХ в. переделана в кирпичный храм русско-византийского стиля, с восьмериком и пятью барабанами под каркасными шатрами. По документам и печатным материалам Государственного архива Тульской области значится, что село Долгое получило свое название от урочища, при котором оно находится и церковный приход кроме села Долгое включал в себя деревни - Крутая, Смирновка, Липки. Церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова или (Воскресения Славущего) изначально была деревянная и построена в 1768г. на частное пожертвование.
Затем в 1888 г. она была уничтожена пожаром и в том же году на средства тульских купцов бр. Ливенцовых была временно выстроена из каменного здания земской школы.  Освящёна в 1914. Трапезная с Никольским и Всехсвятским приделами и колокольня построены в 1885-1893. Закрыта в тридцатые годы, в настоящее время заброшена и частично разрушена. Особый интерес представляют замечательно сохранившиеся практически на всех внутренних сводах фрески.
На сегодняшний день почти завершена прокладка дороги к святому источнику, с которого и начал своё существование приход. В 1786 г. на этом источнике была чудодейственно явлена икона Божией Матери "Всех скорбящих радость". По народному преданию икона эта явилась 5 мая по ст. ст. 1855 г. на колодце, при котором в 1856 г. и устроена в память этого события часовня, деревянная, шестигранная на колоннах, крытая железом. Престол в ней один, во имя Обновления Храма Воскресения Христова. Один предел освящен в честь преподобной Марии Египетской.
Богорождественская церковь в с. Майское.

Основана в 1799 году. Село Майское раньше имело название Кобелево – Пречистенское.
Моё творчество.
Чувства, которые переполняли меня, после посещения святых мест моей малой Родины, мне тяжело было выразить словами. Но вскоре я смогла их изобразить на бумаге.


Заключение.        
      Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного о Святых местах нашей местности. История храмов - это история нашей малой Родины, без знания которой не может быть и настоящей любви к Родине.
На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у нас появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, мы часто не можем найти ни дома, ни в библиотеках. Таким образом, изучение истории родных мест становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет наши знания о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут наши знания о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Родина - это наша земля, земля наших родных, наших предков. Любить Родину - значит ведать ее прошлое, жить ее настоящим, болеть и молиться о ее будущем. Родина и храм - два понятия, тесно связанные между собой. Постепенно из небытия возвращаются в нашу жизнь многие духовные святыни. Это вселяет надежду и веру в то, что современная молодежь сможет впитать в себя духовные ценности и не допустит глумления над нравственными основами своего народа.
Свою работу я хочу закончить выдержкой из статьи 44 Конституции РФ: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». К этому я призываю всех!
Список литературы.
1. Щербакова Э. Милые сердцу Липки. Тула, 2010г.
   2. Лозинский Р.Р. Страницы минувшего: (Очерки по истории Тулы, описание 66-ти храмов-памятников архитектуры, приложения историко-статистического характера). Тула, 1994 г.;
   3.Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под ред. Андреева Г. П. и др. Приокское книжное издательство. Тула, 1969 г.;
   4. Где было место битвы крымских татар с русскими.("Слава предков - потомкам пример (Дедославль, Дедилов)" вып. 1/Сост. Лепехин А.Н.- Витязь М. 1997г.;
   5. Слава предков - потомкам пример (Дедославль, Дедилов)" вып. 1/Сост. Лепехин А.Н.- Витязь М. 1997г.;(63.
6. Книга о церкви. Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др. - Паломник, Москва, 2000.