Литературная гостиная по творчеству Владимира Высоцкого

Литературно-музыкальная композиция по творчеству
Владимира Высоцкого
«Я не люблю»


Цель: вызвать интерес к личности и творчеству поэта и композитора; познакомить со стихами, песнями военного цикла; изложить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности В.С.Высоцкого.


Врубите Высоцкого
в полную силу
без всякого цоколя
в небо России
А.Вознесенский.

В композиции заняты:
Учащиеся 11 класса
1-й ведущий
2-й ведущий
1-й чтец
2-й чтец

Звучит песня «Давно смолкли залпы орудий».

1-й ведущий. Всенародная любовь к песням Владимира Высоцкого сегодня не вызывает ни малейшего удивления. Чем объяснить эту феноменальную славу? Наверное, тем, что Высоцкий был человеком, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени.

1-й чтец: Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.

2-й ведущий. Владимир Высоцкий ушёл из жизни в самом расцвете своих творческих сил. Его популярность в нашей стране была поистине грандиозной. Он работал в одном из лучших театров страны, он был известнейшим актёром, а его песни звучали в каждом доме России: и в маленьких рыбацких посёлках, и в общежитиях больших заводов, и в студенческих клубах, и за колючей проволокой лагерей, и на дачах высокопоставленных советских чиновников.
У Высоцкого был огромный талант понимать суть вещей. Герои его песен – подводники и альпинисты, уголовники и заключённые, спортсмены и солдаты, пограничники и лётчики. Высоцкий пел про то, чем живёт и о чём думает народ, и потому был истинно народным певцом современной России, За свою короткую жизнь Владимир Высоцкий успел сделать неправдоподобно много. Немало его прекрасных песен останется навсегда в русской литературе.


1-й ведущий. Высоцкий начал исполнять свои песни в дружеских компаниях в начале 60-х годов, а с 1965 года – на публичных вечерах и концертах.
уличные блатные песни. Их слушали и пели. И Володя, когда начал пробовать себя, сначала не говорил, что это его вещь, а вдруг засмеют? Потом, когда увидел, что песня нравится, только тогда и признавался, что это сам написал. Так потихонечку - потихонечку он начал петь. Причём писал песни очень лихо, почти без черновиков».
2-й ведущий. Записываться же Володя стал примерно с 1973 года на магнитофоне «Спалис» у друга Акимова. Из воспоминаний А.Свидерского: «У нас в школе были распространены тогда магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, и за короткое время Высоцкий приобрёл всенародную популярность, но одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. При этом запрет на его пластинки, книги, журнальные публикации был негласным. Попытки Высоцкого опубликовать свои стихи в СССР не имели успеха, при жизни поэта лишь несколько песен увидело свет в периодике и нотных изданиях, а в собственно книжном виде было напечатано лишь одно стихотворение – «Из дорожного дневника».
1-й ведущий. О том, насколько болезненно переживал Высоцкий такую опалу, свидетельствует Марина Влади в книге «Владимир, или прерванный полёт»: «Твои концерты отменяются иногда прямо перед выходом на сцену, чаще всего под предлогом твоей болезни, что приводит тебя в бешенство, тебе не только запрещают петь, но и сваливают на тебя же вину за сорванный концертПолное молчание по радио, телевидению и в газетах, а между тем в стране нет, пожалуй, ни одного дома, где почти каждый не слушал бы Высоцкого»
2-й ведущий. Бесконечные отказы в публикации стихов изматывали поэта. Как вспоминает мать поэта, Нина Максимовна Высоцкая, она стала свидетелем одного телефонного разговора. Владимиру позвонили из редакции и сказали, что стихи напечатать не могут.
«Ну что ж, - ответил он в трубку, - извините за внимание.
Потом отошёл к окну, постоял немного и сказал:
А всё равно меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут!»
Слова Высоцкого оказались пророческими. Сегодня мы видим сотни изданий лирики и прозы Высоцкого, Свободно слушаем великолепные песни в исполнении автора.

Звучит песня « На братских могилах не ставят крестов».

1-й ведущий. Этой песней Владимир Высоцкий неизменно
начинал свои выступления в столичном Доме ученых, на Ленских
приисках, в студенческих городках Нью-йоркского университета, в клубе
донецкой шахты, на сборах футболистов, в изысканном парижском
концертном зале - то есть, везде.
2-й ведущий. Его не везде понимали, человека с набухшими жилами. Что его беспокоит? Зачем песне заниматься ненужными проблемами? Действительно, о чем можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость. Об этом он и пел.
1-й ведущий. Нужда в очищении от лжи, лицемерия, которые, как радиация, въедаются в организм. Высоцкий был барьером на пути зла.
1-й ведущий. Есть в Киеве школа, где на стене класса висит
портрет мальчишки, выпускника 80-го года, погибшего в Афганистане.
Под фотографией - знакомые до боли, обжигающие слова:

Тот же лес, тот же воздух
И та же вода, только он не вернулся из боя.
Звучит песня «Он не вернулся из боя».

1-й ведущий. Слова невоевавшего Высоцкого - почему? Ведь песен о войне так много.
2-й ведущий. Может, потому, что ребята, находившиеся Афганистане, выросли на Высоцком?! Слушая его песни, задумывались о жизни и смерти, о подвиге. И он был им понятен. Он был честен. Он был понятен и тем, кто родился незадолго до его смерти – тем, кто исполнял свой воинский долг в Чечне.

2-й чтец ( Читает стихотворение «В темноте»).
Темнота впереди – подожди!
Там стеною закаты багровые

2-й ведущий. Тема войны в лирике Высоцкого занимает одно из центральных мест. Трагические для страны дни, в которые народ наперекор всему проявил невиданный героизм, стали своего рода импульсом для его творчества, тем фундаментом, на котором поэт поднимался на новые высоты гражданственности, нравственности и художественности.
1-й ведущий. Москва 41-го года, суровая и неприступная. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт, и маленького Володи Высоцкого.
2-й ведущий. В июле 1941-го года (Володе тогда исполнилось 3 года) немцы начали бомбить Москву. Вот что вспоминала мама поэта: «Мы с сыном спускались в убежище, а там он находил место повыше и читал стихи:
Климу Ворошилову письмо я написал
«Товарищ Ворошилов, народный комиссар,
В Красную армию в нынешний год,
В Красную армию брат мой идёт»
1-й ведущий. Слышал однажды выступление маленького Высоцкого и Окуджава.
1-й чтец (Читает стихотворение « Так случилось – мужчины ушли» ).
1-й ведущий. Когда мы слушаем его песни или читаем стихи, трудно представить, что написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшим в танке, не ходившим в разведку, не сражавшимся в воздушном бою, не хоронившим боевых друзей и, более того, ни дня не служившим в армии.
2-й ведущий. Между тем в военных песнях Высоцкого предельно точно переданы чувства и мысли воинов, победивших врага в самой жестокой и кровопролитной войне. Будучи сыном офицера-фронтовика и живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне.
1-й ведущий. Обладая острым умом и хорошей памятью, будущий поэт, как губка, впитывал услышанное, чтобы затем талантом художника всё переосмыслить, перечувствовать и воплотить в своих произведениях.
2-й ведущий. Тема войны для Высоцкого – прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны.
1-й ведущий. Искренность и патриотизм его военных песен близки и понятны не только ветеранам, но и новому поколению, не знавшему войны, пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю.

Звучит выступление Высоцкого «О песнях».

2-й чтец (Читает стихотворение «Кто сказал: «Всё сгорело дотла» )

1-й ведущий. Не верьте, когда скажут или напишут, что он был кумиром мещанства. Нас нельзя отучить думать и верить. Мы видим его правду, которая рвется из военных песен.
2-й ведущий. Среди них песня «Мы вращаем землю», которая достойна воинского салюта.

Звучит песня «Мы вращаем землю».

1-й чтец. Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце отказалось то того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдёт
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И всё же он поёт.
И песни не дают нам жить спокойно.
Звучит («Песня о друге»).

2-й чтец. Честь, совесть, долг – это вечно.
И вовеки веков и во все времена.
Трус – предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на неё уповаем.
1-й ведущий. Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР: «присудить Государственную премию СССР 1987 года Высоцкому
Владимиру Семёновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен».
2-й ведущий. Он был актёром, певцом, поэтом. Он пропел и сказал много печального о времени и о себе, он наградил нас, тех, кто с любовью собирал его песни, кто их слушал случайно из распахнутых окон, подлинной поэзией, страстью и мужеством, научил хранить память о героическом подвиге народа, всем своим творчеством доказывал, любить Родину – это значит быть рядом с ней, суметь встать на её защиту!

Звучит песня «Темнота».

1-й ведущий. А теперь небольшая хроника фактов и событий.
25 января 2015 года ему бы исполнилось 77 лет. Очень мало отпустила ему судьба жизни. Дожить не успел, допеть не успел, не успел сказать что-то очень важное
Однажды корреспондентка, которая брала у него интервью, задала вопрос: «Если бы можно было начать всё сначала?» Высоцкий ответил так: «Пожалуй, в этой новой жизни я бы в основном писал. Время от времени просился бы поиграть на сцене. Понемногу бы пел для друзей. Ну, и, наверное, снимался бы, если б были интересные роли».

Звучит песня «Здесь вам не равнина».

Родившись в Москве на Малой Грузинской, жил потом на Большом Каретном. Несколько лет провёл в Германии, где служил его отец Семён Владимирович.
Владимир Высоцкий снялся в 24 фильмах, среди них «Вертикаль», «Служили два товарища», «Единственная» и др.
На сцене ли театра, на съёмочной площадке ли – Высоцкий отдавался творчеству до конца. Он умел концентрировать всю свою энергию на главном. Он, будто не играл роль, а жил этой ролью.
Невероятно высока популярность Высоцкого и сегодня.

1-й чтец. Много неясного в странной стране,
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки ползут по спине,
Если представить, что может случиться
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, -
Значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём.



2-й ведущий. На Высоцкого можно было всегда положиться, он всегда был
« при чём».
1-й ведущий. Известный православный публицист Александр Мень сказал о Высоцком: «Это, по существу, первый народный поэт, отразивший весь срез эпохи последнего десятилетия. И если у Окуджавы, в основном, лирические строки, у Галича – социальный протест, то Высоцкий написал портрет эпохи»
2-й ведущий. Эпохи, которая не мыслится без совершенно неповторимого стиля личности, имя которому Владимир Семёнович Высоцкий. Эпохи, где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи.

2-й чтец.
Хоть о камень башкою,
Хоть кричи - не кричи,
Я услышал такое
В июльской ночи –
Что в больничном вагоне,
Не допев лучший стих,
После долгих огоний
Высоцкий затих.

Смолкли хриплые трели,
Хоть кричи - не кричи,
Что же мы проглядели?
И друзья, и врачи.
Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса злость,
Отчего, россияне,
Так у нас повелось.


Только явится парень
Неуёмной души –
И сгорит, как Гагарин.
И замрёт, как Шукшин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнёт,
Словно, кто, поразмыслив,
Стреляет их взлёт.

До свидания, тёзка!
Я пропитан тобой –
Твоей рифмою хлёсткой
И хлёсткой судьбой.
Что там я, миллионы,
Точнее, народ,
Твои песни – знамёна
По жизни несёт.

Ты и совесть, и смелость,
И лиричность, и боль...
Чтоб и там тебе пелось
И, конечно, жилось.
В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свидания, товарищ
Народный артист!
(В.Солоухин «Владимиру Высоцкому–самому высокому из нас»)


Звучит песня «Я не люблю».


15