Разработка вечера памяти Владимира Высоцкого


Вечер памяти Владимира Высоцкого.
Поэты ходят пятками по лезвию ножа-
И режут в кровь свои босые души!
/В.С.Высоцкий/
1 ведущий.Владимир Высоцкий не вошёл, а буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время возрождения русской поэзии. Пели и читали стихи все-физики и лирики . И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи. Первым был Б.Ш.Окуджава, за ним пришло время поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.
Следующим стал Высоцкий. Баловень неслыханной прижизненной славы, предмет всеобщего восторга и поклонения, первый актёр знаменитого театра. Миллионы километров его подпольных записей – это ли не слава? Именно он придумал термин «авторская песня». В 60-70 годы песни Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и решениях «сверху». В то время в поэзии, как и в прозе, остро ощущался дефицит правды. Вот почему приход в нашу поэзию Высоцкого с его стихами и с его болью был исторически закономерен.
2 ведущий.В своих песнях, стихах, актёрских работах на сцене и в кино он раньше других сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о своём времени. Читаем Высоцкого и постоянно открываем для себя новые неведомые вещи. Опыт Высоцкого не учит, что писать и как писать, но он заставляет крепко задуматься над вопросом о том, зачем писать. Стихи Высоцкого - это своеобразная энциклопедия нашей жизни. Это и легендарные супруги Ваня с Зиной, и вышедший на исповедь Гамлет, и вырывающийся за красные флажки волк… Все живые.
/ Песня «Охота на волков»/
Когда в большой эфир вышла песня «Охота на волков», Евтушенко прислал Высоцкому с Севера, где находился у моряков, телеграмму: «Слушали твою песню двадцать раз подряд. Становлюсь перед тобою на колени»
3 ведущий. Трудно сказать, что сформировало Высоцкого именно таким, каким он был. Казалось его детство и все последующие годы были вполне благополучными.
Он родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. Отец, Семён Владимирович, кадровый офицер участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс, с боями прошёл путь до Берлина. Мать, Нина Максимовна, работала начальником бюро в научно - исследовательском институте.
/Показать фотографии родителей, детские фотографии/
/ Песня «Баллада о детстве» /
В 1955 году Владимир Высоцкий закончил десятый класс и поступил на механический факультет Московского инженерно – строительного института. Ещё учась в школе, он посещал драмкружок в Доме учителя на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТА В.И.Боголюбов, который первый заметил у Высоцкого актёрское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище.
В драмкружке Владимир научился играть на гитаре, петь песни. Увлечённость театром и песнями взяла своё, и уже через полгода он уходит из института и сдаёт экзамен в театральное училище.
«Незадолго до окончания школы – студии, - рассказывал Высоцкий, - я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает её более выразительной и доходчивой.»
/Песня «Утренняя гимнастика»/
4 ведущий. В 1960 году он успешно закончил студию и был зачислен в труппу театра имени А.С.Пушкина, а через три года перешёл в Московский театр миниатюр. Высоцкий много работает над песнями, балладами, стихами. Большинство из них он пишет от первого лица, пропуская чужие проблемы через своё сердце. Неслучайно и лётчики, и геологи, и альпинисты, и ветераны войны считали его «своим».
/ «Песня о друге». В.Высоцкого/
Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. На вопрос о том, чем привлекает его военная тема, Высоцкий ответил: « По –моему, моё поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы довоёвываем»
/Песня «Сыновья уходят в бой»/
Многие свои авторские концерты и выступления Высоцкий начинал такой песней:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто –то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает.
Читая эти стихи, мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. Военная тема в песнях и стихах Высоцкого является вершиной его творчества. Однако у него есть и другие стихи и песни, в которых звучит острая сатира на современность. Песни: «Москва – Одесса», «Мой Гамлет», «Лекция о международном положении» и многие другие были криком его души, откровенным разговором с миллионами слушателей.
/ Песня «Диалог у телевизора»/
5 ведущий.В 1964 году открылся театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.Любимова. Молодой актер пришёл туда и проработал в этом театре до конца жизни. Здесь на протяжении шестнадцати лет формировалось его сценическое мастерство. В шестидесятые годы Театр на Таганке имел большую популярность не только у москвичей и в нашей стране, но и далеко за её пределами, чтобы попасть на спектакли, люди стояли за билетами целыми ночами.
Несмотря на то, что Высоцкий сначала играл в театре эпизодические роли, зрители сразу же приметили талантливого актёра. Прошло совсем немного времени, и зрители пошли в театр на Высоцкого. Они ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актёра в роли Галилео, Гамлета. Своей игрой Высоцкий ниспровергал все каноны, его герои жили на сцене, боролись и страдали.
Вершиной театрального творчества Высоцкого стала роль Гамлета в одноимённом спектакле. В 1976 году актёр получил за неё Гран – при на Белградском международном фестивале. Роль Гамлета Высоцкий считал самой лучшей своей работой в театре. «Гамлет – это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. – Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелёгким». Высоцкий был актёром чистейшей «таганской пробы»
/ Фотографии из спектакля /
Стихотворение Б.Пастернака «Гамлет».
1 ведущий .Несмотря на большую творческую работу в театре Высоцкий снялся более чем в 25 фильмах. Его киногерои - это люди разных судеб, характеров и профессий. Радист Володя из фильма «Вертикаль», бригадир Маркин в фильме «На завтрашней улице», танкист Володя из фильма «Я родом из детства» Большой кинематографический успех принесла ему роль капитана Жеглова в пятисерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя» режиссёра С.Говорухина. Образ Глеба Жеглова – одна из самых талантливых сильных работ Владимира Высоцкого в кино.
/ Показ кадров из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»/
2 ведущий. Но всё-таки главную популярность Высоцкому принесли не фильмы, хотя их было довольно много, а песни, которые родились в записях по всей стране и далеко за её пределами. Люди переписывали их, запоминали несложные мелодии и пели сами под гитару у костров, на студенческих вечеринках. Рассказывают, как однажды театр приехал на гастроли в один из сибирских городов, и когда Высоцкий шёл по улице, окна всех домов были открыты и оттуда доносились записанные на магнитофон его песни. Такой популярности, пожалуй, никогда не имел ни один, даже самый знаменитый певец. Объяснение такой всенародной любви к песенному творчеству Владимира Высоцкого содержится в словах Аллы Демидовой, актрисы Театра на Таганке, которая говорила, что в его творчестве каждый узнавал себя. Он жил в своём времени, чувствовал его, пел о нём. Песни Высоцкого – это была сама жизнь, которая у всех тогда была одинаковой. Одна из главных тем, о чём пел Высоцкий, - это отношение художника к миру, осмысление своего места в нём.
В песне «О фатальных датах и цифрах» он поёт:
Поэты ходят пятками по лезвию ножа-
И режут в кровь свои босые души
/ Песня «О фатальных датах и цифрах»/
Вокруг имени Высоцкого ходило много слухов и легенд, потому что зрителям и слушателям было трудно поверить, что сам он не летал в космос, не был шахтёром, не сидел в тюрьме, что сам он никогда не воевал. Ведь всё, о чём он пел, было так убедительно, как будто автор всё это пережил сам.
3 ведущий. При жизни о Высоцком писали мало, но теперь критики вспоминают: «Когда он пел или играл, всегда казалось, что идёт какой-то бой. В этом голосе можно было расслышать лязг металла, скрежет тормозов, предсмертный стон – всё в этом бою звучит вокруг человека и внутри его. Этот бой, эта сверхнапряжённая непрекращающаяся работа над собой и была главной тайной человеческого излучения Высоцкого.
/Песня «Здесь вам не равнина»/
И вот такие песни Высоцкого стали у нас в стране опасными. Во всяком случае, так считали люди у власти. Ему не разрешали устраивать вечера в больших залах, и он пел в небольших аудиториях научно – исследовательских институтов. Но люди, как – то узнавали о выступлениях Высоцкого и шли, ехали туда отовсюду. Часто он пел по нескольку часов, не переставая, забегая за кулисы только для того, чтобы сорвать с себя свитер и наскоро вытереть лицо. В конце вечера его голос уже хрипел, но слушатели требовали ещё и ещё песен, и он пел.
/Песня о Земле/
Конечно, такая жизнь «в подполье угнетала артиста. Он чувствовал, что может сделать ещё больше, чем делал в театре, кино, песенном творчестве, но приходилось постоянно буквально порываться сквозь запреты, доказывал своё право художника работать в полную силу своего таланта.
/ Ученик рассказывает о личной жизни Высоцкого В. С./
4 ведущий. Высоцкий как будто чувствовал, что долго ему не жить. Поэтому он и спешил, хотел успеть. Одних только песен он за 20 лет создал более 600. В одной из них есть пророческие слова
/ Песня «Кони привередливые»/
25 мая 1980 г. во время Московской олимпиады в 4 часа утра сердце Владимира Высоцкого остановилось.
К вечеру у дома на Малой Грузинской улице стояли тысячи москвичей и гостей столицы. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке. Москва прощалась с «Гамлетом 20 века».
Его именем названа открытая в 1986 году планета, Ивановскому молодёжному театру присвоено имя Владимира Высоцкого. Миллионными тиражами выпущены диски его песен, в 1982 году в издательстве «Современник» вышла книга стихов В.Высоцкого.
Присуждение Владимиру Высоцкому Государственной премии СССР (посмертно) в 1987г. за создание образа капитана Жеглова в телевизионном фильме « Место встречи изменить нельзя » и авторское исполнение песен - это ещё одно доказательство всенародного признания его таланта.
Высоцкий не умер, он и сегодня среди нас в песнях, стихах, на экране.
5 ведущий.
ПЕВЕЦ.
Не называйте его бардом,
Он был поэтом по природе,
Меньшого потеряли брата-
Всенародного Володю.
Остались улицы Высоцкого,
Осталось племя в «леви страус»,
От Чёрного и до Охотского
Страна неспетая осталась.
Всё, что осталось от Высоцкого.
Его кино и телесерии
Хранит от года високосного
Людское сердце милосердное.
Вокруг тебя за свежим дёрном
Растёт толпа вечноживая,
Так ты хотел, чтоб не актёром,
Чтобы поэтом называли!
Правее входа на Ваганьково
Могила вырыта вакантная,
Покрыла Гамлета таганского
Землёй есенинской лопата.
Дождь тушит свечи восковые…
Все, что осталось от Высоцкого
Магнитофонной расфасовкою
Уносят, как бинты, живые
Ты жил, играл и пел с усмешкою,
Любовь российская и рана,
Ты в чёрной рамке не уместишься,
Тесны тебе людские рамки.
С такой душевной перегрузкою
Ты пел Хлопушу и Шекспира,
Ты говорил о нашем, русском
Так, что щипало и щемило.
А.Вознесенский.