Урок по профориентации с использованием атласа новых профессий Взгляд в будущее


Конспект урока по профориентации с использованием атласа новых профессий
«Взгляд в будущее».Координатор: Д.В.Алтунина
Учреждение: ЧОУ школа-интернат №30 ОАО «РЖД» г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Учащиеся: 9-11 классы.
Количество участников: по 10-12 человек
Место проведения: Кабинет по профориентации.
Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности старшеклассников к самоопределению.
Задачи:
1 .Развитие умения прогнозировать свое будущее.
2. Дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.
3. Формирование умения работать в коллективе и учитывать мнение других.
4. Знакомство с атласом новых профессий.
Представление о результатах:
- осознание выбора будущей профессии с учетом будущего технологического развития.
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.- умение работать в группе.
- умение высказывать своё мнение.
- умение работать самостоятельно.
Оборудование: компьютер с атласом новых профессий, мультимедийный проектор, маленькие листочки для записей, фломастеры, цветные карандаши, ватман, карточки и таблички с профессиями настоящего времени.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Каждый из вас, задумывается, какую профессию выбрать, будет ли его специальность востребована в будущем и сможет ли он найти престижную, высокооплачиваемую работу. Тип нужных для страны специальностей зависит от многих факторов, например, экономическая и политическая ситуация, развитие технологических процессов в различных регионах. Поэтому прежде чем посвятить свою жизнь определенной должности, стоит хорошенько поразмыслить над ее значимостью, особенностями, а также о возможности совмещения ее с другими близкими сферами жизни.
Игра разминка «Кто я»
Перед участниками карточки с профессиями, перевернутыми вниз надписью. Каждый по очереди вытягивает карточку и должен назвать три, четыре профессиональных качеств этой профессии. Другие участники должны отгадать. Участникам предлагаются профессии, наиболее востребованные на 2016 год ( профессии: врач, эколог, охранник, педагог, архитектор, ИТ - специалист, лингвист -переводчик, юрист, дизайнер, логист, диспетчер, инженер). Так со всеми участниками.
Упражнение «Кто есть кто»
Теперь давайте распределим профессии. Я называю профессию, а вы должны показать на того участника, кому она больше всего подходит. Кто наберет больше голосов, тому и достается табличка с профессией. А кто выбрал прокомментируйте почему. Так, будем голосовать, пока не распределим все профессии. ( врач, эколог, охранник, педагог, архитектор, ИТ - специалист, лингвист -переводчик, юрист, дизайнер, логист, диспетчер, инженер).
Игра «Взгляд в будущее»
Теперь мы отравляемся в путешествие. Приставьте, прошло 30 лет. Ваши профессии изменились, а некоторые исчезли. Вам что бы продолжить работать, надо овладеть новыми знаниями, умениями. Давайте посмотрим, кто есть кто. Как теперь называется ваша профессия (атлас новых профессий)? Какими надпрофессиональными навыками и умениями вам надо овладеть? Участники ищут в атласе новых профессий свою профессию.
Например:
врач – генетический консультант, молекулярный диетолог, эксперт персонифицированной медицины;
эколог – специалист по преодолению системных экологических катастроф, экоаналитик в добывающих отраслях, сельскохозяйственный эколог;
охранник – дистанционный координатор безопасности, проектировщик личной безопасности;
педагог – игромастер, тьютор;
архитектор – специалист по перестройке/ усилению старых строительных конструкций, архитектор «энергонулевых домов»;
ИТ - специалист –ИТ-аудитор, архитектор информационных систем, проектировщик нейроинтерфейсов;
лингвист – переводчик – профессия – пенсионер, цифровой лингвист;
юрист – профессия – пенсионер, сетевой юрист, виртуальный адвокат;
дизайнер – проектировщик инфраструктуры «умного дома»;
логист, диспетчер – профессия – пенсионер, оператор кросс –логистики;
инженер – проектировщик высокоскоростных дорог, инженер производства малой авиации, проектировщик дирижаблей, специалист по модернизации строительных технологий , BIM –менеджер –проектировщик.
Игра «Город будущего»
Постройте город будущего (нарисовать на ватмане). Продумайте экономическую и социальную обстановку. Посмотрите по атласу новых профессий какие отрасли получили свое развитие. Составьте портрет будущего профессионала. Запишите свою будущую профессию с именем на листочек и приклейте к ватману.
Защита проекта «Город будущего».
Ребята рассказывают, как изменился город, какие отрасли развиваются. Представляют свою новую профессию, как она изменилась, как называется, что пришлось изучить для освоения новой современной профессии, какие дополнительные навыки надо приобрести и т.д. Анализируя надпрофессиональные навыки и умения различных профессий из разных отраслей, составляют портрет будущего профессионала.
Рефлексия: Обсуждаем. Что вам больше всего понравилось? Почему? Помог ли вам атлас новых профессий сориентироваться на будущее самоопределение? Как? Почему?
Литература и сайты:
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники(8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.
http://atlas100.ru/catalog
http://god-2016.com/novosti/http://klub-drug.ru/shkolniki/http://proprof.ru/stati/careera/