Рабочая программа кружка Путешествие в прошлое


ОТДЕЛ образованиЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новоселезневская
средняя общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО классных руководителей Протокол № _1_
«_ 3 » сентября _2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР ________ Н.И. Санникова
« 4_»_сентября____2014г.
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Новоселезневская СОШ ________ / Е.А. Дубынина
Приказ№___174_ от « 10_» сентября _2014г





Рабочая программа
Кружка по внеурочной деятельности
«_Путешествие в прошлое_»

2014-2015 учебный год
Составитель: учитель истории
Фоминцева К.А.



пос. Новоселезнево



1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой Л. С. Улановой "Вспомогательные исторические дисциплины". Данный курс является развернутым представлением истории как комплексной науки. Каждая из вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) помогает всесторонне изучить тот или иной исторический источник, дать максимум информации о его просхождении. Все ВИД переплетены и взаимосвязаны и дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории человечества. К числу ВИД относятся палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика и др. В данный курс ВИД включены наиболее занимательные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и понимать суть истории как науки. Основной упор делается на закрепление изученного материала: в форме практикумов, собеседований и тестирования. Тестирование проводится в конце занятия, что позволяет проверить знания учащихся в соответствии с планируемым результатом обучения: минимальным, общим, творческого уровня. При неудовлетворительных результатах осуществляется учебно-коррекционная работа. Особое внимание уделяется домашнему заданию, так как от его выполнения зависит продуктивность учебной деятельности. Оно включает элементы поисковой деятельности, успех домашней работы во многом зависит от помощи семьи, поскольку большая часть заданий касается ее истории. Таким образом, в какой-то степени происходит укрепление семейных отношений. Логическим продолжением закрепления знаний по ВИД является самостоятельная работа учащихся по теме «Моя родословная».
Цели курса:
создание благоприятных условий для развития учащихся на основе определения индивидуального образовательного пространства;
формирование исторического мышления учащихся 5-7 класса.
Задачи курса:
познакомить учеников с понятием вспомогательных исторических дисциплин;
способствовать пробуждению интереса к истории;
познакомить учащихся с различными видами исторических источников;
привить элементарные навыки работы с различными историческими источниками;
формировать навыки самостоятельной работы, в том числе при выполнении творческих занятий;
прививать навыки дополнительного чтения, в том числе художественной и научно-популярной литературы;
развивать творческие способности учащихся; совершенствовать навыки устной речи;
Содержание;
Исторические источники - различные виды исторических источников, вещественные, письменные, устные источники; системы письменности; появление алфавитного письма; тайнопись.
Антропонимика и топонимика - способы образования имен собственных и географических названий; значение имен собственных е жизни человека; происхождение и значение распространенных сегодня имен; топонимика Москвы; антропонимы и топонимы как исторические источники.
2
Генеалогия - понятие "родословие", предки и потомки, родственники и свойственники; роль генеалогии в различные периоды жизни нашей родины; твое родословие.
Геральдика - история появления и распространения гербов, их форма и основные элементы, символика; правила составления гербов; гербы отдельных семей, ремесленных союзов, городов, государств; государственный герб Российской империи, СССР, РФ.
Нумизматика - условия и причины появление денег и их роль и жизни общества; "деньги" домонетного периода; появление монет, легенда о том, почему металлические деньги стали называться монетами; древнейшие русские монеты, их форма и основные элементы, аверс, реверс, легенда; денежная система Древней Руси; бумажные деньги, бонистика; клады; коллекции; современные денежные системы; крылатые выражения, пословицы и поговорки о деньгах и их роли в жизни человека.
Сфрагистика - назначение древних печатей, их разновидности; символика печатей; печати русский князей и древнерусских городов; печати различных учреждений; государственная печать Российской империи, СССР, РФ.
Историческая метрология - метрические системы длины, веса, объема как источник для изучения истории нашей Родины; пословицы и поговорки, в которых встречаются упоминания о единицах русской метрической системы.
Хронология - понятия сутки, месяц, год; древнейший календарь, юлианский и григорианский календари; век, тысячелетие, эра; системы летоисчисления, принятые у разных народов; счет лет в истории; определение даты события на линии времени; установления временного промежутка от наших дней до событий, имевших место до нашей эры.
Основные виды работы:
работа со словарями, Детской Энциклопедией и справочной литературой;
выполнение заданий различного уровня сложности в тетрадях для творческой работы;
развивающие и познавательные исторические игры;
учебные экскурсии в музеи;
выполнение индивидуальных и групповых проектов,
Оборудование:
аудио- и видеоматериалы кабинета истории;
раздаточные листы с распечатками материалов и заданий уроков;
коллекции гербов и монет;
мультимедийные пособия:
Энциклопедия времени. История мира в событиях и фактах. М.;Меридиан, 2004
История мировых цивилизаций. Доиндусгриальная эпоха. Авторы: Еманов А.П, Дрябина Л.А., Галкин В.Т. Лаборатория мультимедиа ТюмГУ, 2004
Щит России. Православие, армия, флот, М.: ЗАЛ «Интерсофт», 2000
Основные навыки и умения участников кружка:
Учащиеся, освоившие программу факультативного курса, должны
самостоятельно определять по внешним признакам типологию
исторических источников, их примерную периодизацию (в рамках
разделов мировой истории);
анализировать и сравнивать информацию, полученную на основе
изучения различных источников;
разбираться в значениях геральдической символики;
организовывать самостоятельный поиск различных источников знаний;
определять проблемных цели при выполнении краткосрочных
индивидуальных и групповых проектов;
иметь навыки самостоятельной творческой и исследовательской
работы;
осуществлять подготовку и проведение презентации проектной работы.


2. Учебно-тематический план.
(34 часа, 1 час в неделю).
№ урока
Тема и содержание занятия
Количество часов

1
2

3
4


Введение. История как наука.
Роль истории в жизни людей.

Исторические источники. Определение исторического источника. Виды.
Роль ВИД в изучении истории. Определение ВИД. Их краткая характеристика


4

5
6
7
8
Археология как наука.
Археологический памятник. Археологические раскопки.
Культурный слой. Реставрация.
Тестирование по археологии и видам ВИД.
4

9

10
11
Генеалогия как наука.Предмет и задачи генеалогии. Методика генеалогических исследований.
Система социального этикета.
Практикум по генеалогии.
3

12

13
14
15
16
Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики. Разделы ономастики. Историческая ономастика.
Антропонимика как наука.
Система личных имен. История происхождения и значение имен. Отчество. Происхождение и этимологическое толкование фамилий.
Практикум по антропонимике.
4

17
18
19
20
21
Геральдика как наука.
Происхождение гербов. Правила геральдики.
Государственные, областные и городские гербы. Фамильные гербы. Вексиллография.
Тестирование по геральдике.
5

22

23
24
Палеография как наука.
Возникновение письменности у восточных славян. Материалы для письма.Орудия письма. Украшение рукописей, переплет.
Практикум по палеографии.
3

25
26
27
28
Хронология как наука.
Единицы счета времени. Календари: юлианский и григорианский. Эры и их виды. Астрологическая и историческая хронология. Лента времени. Часы.
Практикум по хронологии.
4

29
30
31
Метрология как наука.
Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкости. Меры веса.
Тестирование по метрологии.
3

32
33
Сфрагистика как наука. Печать. Две группы печатей. Типы печатей.
Тестирование по сфрагистике.
2

34
Зачет по курсу
- в виде контрольного тестирования
- как собеседование
- в виде защиты проекта «Моя родословная»
1

В основу структуры изучаемого курса заложен принцип развивающего обучения, активизации познавательной деятельности учащихся.
Литература:
1. Петрова Н.Г. Введение в историю. "История" (приложение к газете "Первое сентября"), 1993, № 1.
Саплина Е.В., Саплина А.Н. Путешествие в историю. М., 1994.
Я познаю мир. История. М., ТКО "ACT", 1996.
История России с древнейших времен... М., изд-во "Аванта +", любое издание.
Что такое? Кто такой? М.7 изд-во "Педагогика-пресс", 1994.
Энциклопедия юного историка. М., изд-во "Педагогика-Пресс", 1993.
История письменности. Серия "Жизнь на Земле", вып. 4. Ростов-на- Дону, "Феникс", 1995.
8. Янин. Я послал тебе бересту... Любое издание.
9.Липил Л., Белов А. Глиняные книги. М., 1956. Ю.Пиотровский Б. Урарту. В кн.: По следам древних культур. М., 1951.
Твен М. Принц и нищий.
Жизнеописание достопримечательных людей земли Русской. X - XXвв. М., 1992.
Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо.
Кончаловская Н. Наша древняя столица. Любое издание.
Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. М., "Просвещение", 1990.
Суслова А.В., Суперанская А.В. О именах русских. Лениздат, 1991.
Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего. Изд-во "Детская литература", Л., 1972.
Вандербегр Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996.
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., "Высшая школа", 1974.
Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. М., "Педагогика-Пресс", 1992.
Семар Г.М. Семь раз отмерь. Среди монет, мер и весов. М., "Финансы и статистика", 1992.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Любое издание.
Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, причт и задач. Составитель Д.Н.Садовников. М., изд-во Московского университета, 1960.
Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В.П.Аникина, М., "Художественная литература", 1988.
Символика России. М.: Профиздат, 2004











13PAGE 15


13PAGE 14515




15