Открытое интегрированное занятие для родителей в рамках работы «Школы родительской любви» «Проделки госпожи Каракатицы»


Открытое интегрированное занятие для родителейв рамках работы «Школы родительской любви» «Проделки госпожи Каракатицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 ст.Темижбекской Автор:учитель – логопедГладких Таисия Владимировна ст.Темижбекская, 2014 г. Цель: закрепление графического образа буквы Р, автоматизация звуков Р, Р' в слогах, словах, предложениях, в связной речи. Задачи: 1. Уточнить произношение звуков [Р], [Р'] с помощью повторения артикуляционного уклада звуков, характеристики звуков ; 2. Закрепить умение детей: дифференцировать на слух звуки (по твёрдости – мягкости); выделять звуки из состава слова; делить слова на слоги; составлять предложения из данных слов;3. Продолжать формировать навык слогового чтения слов;4. Закрепить графическое изображение буквы Р(профилактика оптической дисграфии); 5. Развивать музыкальный слух.6. Развивать артикуляционную, мелкую моторику, общую моторику, речевое дыхание, зрительное восприятие, логическое мышление;6. Воспитывать умение слушать, друг друга, не перебивая.7. Развивать навыки сотрудничества. Оборудование: готовая презентация «Проделки госпожи Каракатицы»; схемы – предложений; слоговой морской поезд; звуковые символы, для характеристики звуков Р и Р' ; картинки- отгадки с изображением: воробья, рака, краба, Буратино, барана, рыбы; сухой бассейн с рыбками, на которых написаны названия разных рыб: тунец, салака, ёрш, камбала, акула, ставрида, горбуша, хариус, зубатка, карп, жерех, карась, сардина. Совместная деятельность строилась с учётом принципа интеграции образовательных областей.Физическое развитие:Физическая культура проявляется при одновременном выполнении упражнений и проговаривании звуков в физкультурных минутках.Здоровье – проявляется при выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие мелкой и общей моторики, упражнений на дыхание. Следить за осанкой (самоконтроль). Сохранение и укрепление психического и физического развития.Познавательно – речевое развитие:Коммуникация – проявляется при выполнении разнообразных упражнений (проговаривание слов на твёрдый звук [Р] и мягкий звук [Р`], при делении слов на слоги, в придумывании предложений с данными словами, чтении слов, при сотрудничестве детей друг с другом (умение договориться, кто, что будет делать).Познание – умение увидеть правильный, зрительный образ буквы Р; при выкладывании буквы Р из бросового материала; умение услышать звук в слове (какой он твёрдый или мягкий, звонкий или глухой).Художественно – эстетическое развитие: художественное творчество проявляется при выкладывании в парах буквы из бросового материала (по желанию детей). Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу творческого процесса и результата практической деятельности. Социально – личностное развитие: Социализация проявляется при взаимодействии детей друг с другом при сотрудничестве (умение договориться: «Ты будешь со мной выкладывать букву С?»; какие материалы будут использовать при выкладывании буквы С; умение выслушать ответ своего товарища, не перебивая его. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).Безопасность – правила поведения. Не мешать друг другу. Послание для ребят детского сада 1.Организационный момент. Логопед: – Ребята, посмотрите, здесь для вас послание, и какое, я предлагаю вам узнать…Логопед включает презентацию, где дети видят письмо от Русалочки. __ебята, помогите!Ст__ашная Ка_акатица похитила буквы. Если вы не поможете, то всё наше подводное ца__ство будет не г__амотным.___усалочка. Логопед: Ребята, а какие буквы похитила госпожа Каракатица?Дети: Буквы Р и РЬ. Ребята, помогите!!! В слова, вы буквы нам, верните! Госпожа Каракатица: -Я, повелительница всех морей! Да! Буквы я ваши взяла! Ну что, держитесь, не легко придётся вам,Я очень трудные задания вам дам!Мои заданья выполняйте, в слова, вы буквы, возвращайте! За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть буквы Р.Задания я передам через морских жителей Логопед: - Вы хотите помочь морским жителям? А зачем это нам необходимо? Дети: Чтобы жители подводного царства были грамотными.Согласны встретиться с персонажами из сказки, и выполнить все задания госпожи Каракатицы? Где же герои – наши помощники? Русалочка: Прежде чем отправиться в путешествие в морское царство, нам необходимо подготовить язычок и губы к работе, чтобы красиво говорить (артикуляционная гимнастика «Зарядка») «ЗАРЯДКА»Текст к артикуляционной гимнастике: Название артикуляционного упражнения:Дудочку услышали,( дудочка )Утро начинается.Заборчики у всех у нас( заборчик )Вот как получаются.Дудочка, заборчик, Дудочка, заборчик ( дудочка ) ( заборчик )Дружно повторили,Улыбнуться не забыли.Язычок уже проснулся,Дальше всех он потянулся.( иголочка )Спрятался глубоко( прятки )Нам убрать его легко.Снова показали,( прятки )Далеко убрали…Делал он зарядкуВсе движенья по порядку:Поднимался – опускался( качели )Вот – так, вот – так,Прибирался, умывался( варенье )Вот – так, вот – так.Сложную чашечку всем показал,( чашечка )С горки катался( горка ) и в мячик играл.(язык упирается в щёки поочерёдно)Будет с речью всё в порядке.Благодаря такой зарядке!(дети выполняют гимнастику перед зеркалом, слушая музыкальную запись «Озорной язычок» Оксаны Васильевны Сорокиной) На чём мы с вами отправимся в морское царство? Заведите «моторчик» большой и маленькой подводной лодки и отправляйтесь в путешествие. Дети заводят мотор большой лодки, произносят звук Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р, руки перед грудью и делают вращательные движения по часовой стрелке.Маленькой моторной лодки: Р‘-Р‘-Р‘-Р‘-Р‘-Р‘-Р‘ – указательные пальчики выполняют вращательные движения по часовой стрелке. Чтобы наши язычки лучше работали пропоём логопедические распевки(логопед включает запись Логопедические распевки, дорожка 34http://muzofon.com/search/Логопедические%20распевки Логопедические распевки:Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на дворе у нас гора,Ру-ру-ру, ру-ру-ру – собирайте детвору,Ры-ры-ры, ры-ры-ры – покатаемся с горы,Ра-ра-ра, ра-ра-ра – очень рада детвора!!! Логопед: Скажите, пожалуйста, что происходит когда мы заводим моторчик большой моторной лодки? (растягиваем губы в улыбке, язычок поднимаем к верхним зубам и сильно дуем, заставляя его дрожать). Работает ли горлышко? (да).А что происходило, когда мы заводили моторчик маленькой подводной лодки? (язычок двигался ближе к передним зубам)Логопед: Молодцы. Давайте посмотрим, кто же нас ждёт. 1. Дайте характеристику звукам Р и РЬ?Дети:Р: звук Р – согласный, твёрдый, звонкий и обозначается синим цветом.Звук Рь – согласный, мягкий, звонкий и обозначае6тся зелёным цветом.(заставляем ребят говорить полным предложением). Вот часть буквы за старанье,В добрый путь, вамДо свиданья!(рак отдаёт первую часть буквы) Логопед: А вот Себастьян, он принёс нам первое задание. Посмотрите, сколько разных рыб может плавать в подводном царстве.Возьмите только тех рыб, в которых есть звук Р или РЬ. (Игра «Рыбалка». Дети вылавливают рыб, читают их названия, и берут только тех рыб, в названии которых есть звуки Р или Р‘. Рыбы: тунец, салака, ёрш, камбала, акула, ставрида, горбуша, хариус, зубатка, карп, жерех, карась, сардина). 2. Поиграйте с нами в игру «Рыбка». Определите, где живёт звук Р или Рь в словах. Если звуки Р или Р‘ живёт в начале, то поднимаем руки к голове, если в середине слова, то показываем плавнички, если в конце слова, то прыгаем.Слова: Радуга, море, топор, ёрш, карась, рыба,, кальмар, рисунок , черепаха, осётр, ракушка. (Вы справились с заданиями – вот ваша часть буквы). Вы загадки рыбки - Флаундера отгадайте, и ответы все собирайте. 1. Крылья есть, да не летает. Ног нет, да не догонишь. Клюва нет, а клюёт. 2. Все движутся вперёд,А он наоборот,Всё под водой хватает,Клешнёй собирает. 3.Заплелись густые травы, Закудрявились луга,Да и сам я весь кудрявый,Даже завитком рога. 4. Не кузнец, а с клещами? 5. У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный... Кто же это?.. 6. Клюёт крошки Боится кошки. (Рак, краб, рыба, баран, Буратино, воробей). Молодцы! Вот ваша часть буквы. Осьминог: Хочу помочь я вам. Но задание не простое дам! Паровозик в помощь вам даю, потом часть буквы подарю! Осьминог: Определите, какой сказочный герой в каком морском вагончике поедет!(рак, ры-ба, Бу-ра-ти-но, во-ро-бей, краб. Образец: Рыба поедет во в котором вагончике, потому что в слове рыба 2 слога, 2 гласных звука: ы, а). Осьминог: Вот часть буквы за старанье, в добрый путь вам, до свиданья! Логопед: А вот и царь - Нептун, на помощь к нам пришёл!Нептун.: Часть буквы я смогу отдать, когда начнёте сочинять, вы предложенья со словами!(дети сочиняют предложения и выкладывают схему слова) М.Ц.: Осколок вам я отдаю!До свидания друзья!(дети собирают из частей букву Р) Логопед: Вы хотите собрать букву? Зачем нам это надо? Ответы детей: Чтобы прочитать слово.Логопед: Выберите себе пару, с которой будете собирать одну букву.Договоритесь, из какого материала вы будете складывать одну общую букву Р. Можете приступать к работе.(Конструирование буквы из подручных материалов (фисташек, грецких орехов, Су - Джока, палочек, пуговичек, арбузных семечек).Логопед: Кто справиться с заданием, поднимите руку! ( имя …) Как ты думаешь, почему вы смогли выполнить задание быстрее всех? Ответы детей: Потому что работали вместе, помогали друг другу. Логопед: Друзья мои, какие прекрасные буквы у вас получились, посмотрите ребята. В Пути вы букву всю собрали,Чары все мои пропали! Ребята, спасибо за старанье, в добрый путь вам, до свиданья!!! Рефлексивно – оценочный.Друзья мои, мы смогли выполнить задания и собрать части буквы.Зачем мы собирали части буквы? (чтобы прочитать слова). Здорово, вы меня очень порадовали! Что Вам понравилось больше всего?Какие игры вы запомнили? Какое задание было самое трудное? Почему? С кем ты (имя ребёнка) работал в паре? Понравилось тебе (имя ребёнка) работать в паре и почему? А с каким настроением, мы всё это делали? (с хорошим). Список использованной литературы1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Альбом 3 для индивидуальной работы «Я учусь говорить и читать» – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013.2. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Издательство «Ювента», 2006.2. Комарова Л.А. Альбом для дошкольника «Автоматизация звуков Р и Р' в игровых упражнениях» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. Использованные материалы и интернет-ресурсы.1. http://muzofon.com/search/Логопедические%20распевки.2. http://dreamworlds.ru/kartinki/page,1,2,17812-rusalochka.html. 3.http://forum.dinamika616.ru/viewtopic.php?f=13&t=70&sid=1b1fc43576c20f787b7aff24ac019c2c&view=print.4.http://картинки.cc/%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-2-6.5. http://kinobank.org/view_images/movie/38664/page/1/.6.http://mir-multfilmov.ru/board/detskie_multfilmy/rusalochka/1-1-0-142.7.http://www.1zoom.ru/%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0/t2/2/.8. http://www.wmpotok.com/hotcd/main.php?l=5==40294.9. http://vipmedia.kz/651-rusalochka-2-vozvraschenie-v-more-the-little-mermaid-ii-return-to-the-sea-2000-bdrip-avc.html.10. http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_o_morskih_obitatelyah/359-zagadki_pro_raka.html.11. http://slavclub.ru/zagadki/zagadkiribi/1452-zagadki-rak-krab.html.12. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vorobja.html 13.http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_barana.html. 14. http://www.prozagadki.ru/190-zagadki-pro-buratino.html