Урок литературы Себя, как в зеркале я вижу(Портреты Пушкина)


«Себя, как в зеркале я вижу…» ( Портрет Пушкина)
Цели:
Образовательные:
-углубить знания о жанре портрета, полученные на уроке изобразительного искусства, научить использовать их в сочинениях;
подготовить к написанию сочинения в группах;
-научить «читать» портрет как произведение искусства, совершенствовать навыки речевого общения.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
-способствовать воспитанию интереса к познанию искусства и литературы.
Развивающие:
-способствовать развитию творческого воображения;
-развивать мышление ребёнка путём организации нетрадиционных уроков;
- разбудить и озарить душу ребёнка.
Тип урока: урок-вернисаж.
Наглядность: живопись- портреты А. С. Пушкина Кипренского О. А.(1), Тропинина В. А. (2), Соколова П. Ф. (3), скульптура-памятники А.С. Пушкину авторов Опекушина А. М.,(4), Аникушина М. К.(5).
Словарная работа: вернисаж, репродукция, портрет, пьедестал, постамент, плеяда, колорит, эпиграф.
Оформление доски:
Высказывания о А. С. Пушкине:
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
В. В. Маяковский.
2.Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт.
М. Кузьмин
3.Это памятник- учителю!
И. С. Тургенев.
4. Здравствуй, племя младое, незнакомое…
А. С. Пушкин.
План урока.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3.Знакомство с портретами А. С. Пушкина.
4. Определение психологического портрета.
5. Составление плана сочинения.
6.Творческая работа учащихся в группах.
7. Чтение полученных сочинений.
8.Заключительное слово учителя, домашнее задание.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II.Слово учителя.
Учитель литературы:
Сегодня у нас необычный урок- урок –вернисаж. Вернисаж- это торжественное открытие выставки.
Перед вами репродукции портретов. Наша задача- познакомиться с этими портретами, подготовиться к написанию сочинения.
III. Знакомство с портретами Пушкина
Учитель:
- Кто изображён на этих портретах?
Ученик: А. С. Пушкин
Пушкина изображала плеяда художников. Плеяда-группа выдающихся деятелей- художников, скульпторов, писателей- одной эпохи, одного направления.
Учитель:
Назовите жанры изобразительного искусства.
Ученик: портрет, натюрморт, пейзаж.
Мы остановимся на жанре портрета.
Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине ХVIII столетия.
Мы познакомимся с портретами Александра Сергеевича Пушкина.
В1827 году известному русскому художнику Оресту Адамовичу Кипренскому(1782-1836) был заказан потрет другом Пушкина, поэтом Дельвигом. (см. портрет). Кипренский был портретистом, который глубоко раскрывал характер человека. Он изобразил Пушкина в спокойной и сдержанной позе со скрещёнными на груди руками. В лёгком повороте головы ощущается внутреннее движение мысли. Правдиво передан характерный внешний облик Пушкина: слегка приплюснутый нос, крупные губы, кольца вьющихся волос.
На благородном лице лежит тень грусти. В ясном взгляде глаз- творческая озарённость, вдохновение.
Сдержанные цветовые очертания образуют тонкую гармонию-бархатистый чёрный тон сюртука оживлён цветным шарфом, переброшенным через плечо, а также белыми уголками воротника рубашки.
На чёрном сюртуке красиво выделяется изящная рука поэта. Линии фигуры и одежда создают мерный, величавый ритм. В глубине картины, в углу,- бронзовая статуэтка красивой девушки, играющей на старинном инструменте. В древней Греции верили, что поэтическое вдохновение даёт богиня поэзии, которую называли Музой. Изображение Музы указывает на то, что Пушкин- поэт.
Во всей его фигуре, в лице чувствуется не только спокойствие, но и вдохновение.
Современникам поэта очень нравился портрет. Они считали, что поэт похож и что в портрете передан его характер.
Сам Пушкин высоко ценил портрет. После смерти Дельвига в 1831 году он купил его у вдовы поэта. Портрет висел в доме Пушкина, в его гостиной. Портрет является замечательным творческим достижением Кипренского. Пушкин обращается к Кипренскому в стихотворении:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это хорошо мне льстит.

Иначе представлен Пушкин в другом замечательном портрете, написанном Василием Андреевичем Тропининым (1776-1857). Он был крепостным до 1824 года, когда получил звание академика портретной живописи, стал свободным.
Пушкин дома, в обычной обстановке, в свободной позе. Современники находили, что художник замечательно уловил сходство. Интересно, почему Тропинин решил именно так изобразить Пушкина?
В 1827 году Пушкин переехал в Москву и остановился у своего друга Соболевского. К Соболевскому пришёл в гости Тропинин. Потом он встретился с Пушкиным, который только что встал и вышел к гостям в утреннем просторном халате с широкими синими отворотами, надетом поверх рубашки с расстёгнутым верхом. Белизна рубашки выделяет выразительность лица поэта.
Тропинину понравился Пушкин в этом просторном одеянии, и он сразу же начал писать портрет. Он написан широкими мазками кисти легко и свободно. В изображении Тропинина Пушкин более человечен, скромен. Тропинин не стремился приукрасить облик Пушкина, смягчая неправильность его черт. Он добросовестно следует натуре.
Пушкин изображён сидящим в естественной и непринуждённой позе. Его руку украшает кольцо и заветный перстень. Он раскован, одухотворён. Таким его можно видеть только среди друзей. Его рука покоится на раскрытой книге- это единственное, что напоминает о литературной деятельности. Твёрдая посадка фигуры, свободные складки одежды, гордый поворот головы и ясный прямой взгляд широко раскрытых глаз способствуют передаче величия поэта, красоты его духовного мира.
Эти два портрета дополняют друг друга, доносят до зрителя неповторимый облик певца русской земли.
Хочется обратить ваше внимание ещё на один портрет Пушкина, автором которого является Пётр Фёдорович Соколов (1791-1848). Его называют родоначальником акварельной живописи и прекрасным колористом. Он постиг самую сущность чрезвычайно сложной техники.
Портрет написан в нежных, приглушённых тонах. Всё очарование его состоит в прозрачности краски, наложенной тонким слоем.
Поэт изображён сидящим в кресле с высокой резной спинкой. Поза спокойна, взгляд выражает сосредоточенность. Видно, что внимание Пушкина обращено вовне, он не занят собой, не погружён в себя, как на портретах Тропинина и Кипренского. Он слушает кого-то и сам готов вступить в разговор, причём не блистательной шуткой или каким-то личным признанием, а сдержанной светской репликой, ослепительно умной и тонкой. Мы знаем, что его жизнь была напряжённой и трудной, а здесь мы видим его в минуты отдыха и покоя. Но от художника не ускользнули и усталое выражение лица, и скорбная складка у плотно сжатых губ. Живописное решение портрета изысканно. Внешний покой, монументальность позы и тонкость живописного решения контрастируют с внутренней напряжённостью.
Перед вами памятник скульптора Александра Михайловича Опекушина(1841-1928. Мысли о создании памятника возникли вскоре после гибели поэта. Однако до осуществления этой мечты прошло более 4 десятилетий. Пушкин даже в бронзе был ненавистен царям. Был объявлен конкурс, предлагавший всем русским ваятелям представить свои скульптурные проекты. И только третье по счёту жюри конкурса избрало одну из моделей молодого скульптора из Ярославской губернии Александра Опекушина, в недавнем прошлом выпившем себя из крепостной неволи. Москва получила прекрасное творение. Это первый памятник великому поэту, воздвигнутый в России.
Памятник выполнен на пьедестале. Пьедестал- подножие статуи, постамент.
Пушкин изображён в спокойной, созерцательной позе, чуть-чуть отрешённым от городской суеты и шума. Он как бы остановился в раздумье. Свободны его движения: одна рука заложена за жилет, а другая за спину. Его строгое задумчивое, даже грустное лицо, лёгкий наклон головы, сосредоточенный взгляд – всё создаёт глубоко правдивый жизненный образ великого поэта.
Открытие памятника в 1880 году превратилось в подлинный народный праздник. Дорг он народу тем, что возведён на народные деньги.
В Петербурге стоит памятник Пушкину, созданный Михаилом Константиновичем Аникушиным( род. 1917 г.).
Многие выдающиеся художники пришли к своим шедеврам через долгий путь познания, создавая изрядное количество менее известных работ. У Аникушина всё получилось наоборот. Совсем молодым ещё скульптором, мало кому известным, кроме учителей и его учеников, он создал памятник Пушкину в Санкт- Петербурге, получив 1 место в конкурсе в 1949 году. Он сразу стал знаменитым и вошёл в историю изобразительного искусства. Главная черта таланта скульптора Аникушина – требовательность к себе. Эту черту личности ставил на одно из первых мест и Пушкин, обращаясь к поэту, художнику в своём стихотворении «Ты сам свой высший суд»:
Всех строже оценить умеешь ты свой труд,
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихотворения.
Прекрасно вылеплена голова поэта, свободная, полная движения поза. Скульптор отбрасывает все детали, которые заслоняют живое изображение поэта. Как объяснил свой замысел автор, он хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина, веяло радостью и солнцем. И это ему удалось.
Он работал более 7 лет над творением. Автор сумел выразить обаяние Пушкина, благородство характера, любовь поэта к свободе, мечты о светлом будущем России.
IV. Определение психологического портрета.
-Теперь попробуйте определить, какому портрету Пушкина принадлежат следующие слова и словосочетания, передающие психологическое состояние поэта, его внутренний мир, то есть психологический портрет:
грусть
творческая одарённость
внутреннее движение мысли
вдохновение
сосредоточенность
внутренняя взволнованность
внешнее спокойствие
мечтательность
(портрет Кипренского)
открытость
гордость
простота
полная внутренняя раскованность
поэтическая одухотворённость
человечность
скромность
( портрет Кипренского)
отсутствие занятости собой
не погружён в себя
сдержанность
покой
успокоение
внимательность
готовность принять участие в беседе
отзывчивость
(портрет Соколова)
спокойствие
раздумье
сосредоточенный взгляд, отрешённый от городской суеты, шума
задумчивость
одиночество
ощущение трагичности
напряжённость лица
(портрет Опекушина)
5.устремлённость
страстный порыв
пылкость
ясность мысли
доверительность
открытость
восторженность
борение рассудка и чувства
живость
непринуждённость
увлечённость (портрет Аникушина)
По мере определения под каждым портретом появляются таблицы с этими словами.
- Каждый художник раскрыл по-своему внутренний мир, чувства, характер Пушкина через внешние признаки: позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения.
На сегодняшнем вернисаже мы должны научиться «читать» портреты Пушкина, создавать вместе (в группах) сочинения. Портрет не живёт сам по себе, он как бы вступает в диалог с каждым из вас, чувствует вас, хоть и не прямо, но смотрит на каждого.
Давайте обратимся к высказываниям о Пушкине, записанным на доске. К каким портретам вы бы их отнесли? Можно ли использовать их как эпиграфы или как цитаты в ваших сочинениях? (Эпиграф- краткая цитата перед сочинением).
Где удачнее поместить цитату в сочинении?
V. Составление плана сочинения.
По какому плану мы будем описывать портрет?
План.
Представление портета (автор, история создания.
Описание портрета .( Какие детали говорят о том, что на портрете изображён поэт?)
а) лицо, мимика
б) поза
в ) одежда
г) внутреннее состояние
Колорит картины.
Ваше отношение к портрету Пушкина.
Учитель:
-Что обозначает слово «колорит»?
Колорит-гармоничное сочетание цветов. Он может быть спокойным, радостным, тревожным и пр. Колорит бывает тёплым и холодным, светлым и тёмным
-В каком колорите написаны картины?
В работе Кипренского красно-коричневый, тёплый, тёмный, торжественный колорит.
У Тропинина- жёлто- коричневый, спокойный, тёплый, тёмный колорит.
У Соколова- спокойный, серо- жёлтый колорит.
VII. Заключительное слово учителя, домашнее задание.
Мы выяснили, ка по- разному можно передать на портрете образ, мысли и чувства, душевное состояние человека.
Домашним заданием будет переписать в тетрадь отредактированные сочинения