Как спит ваш малыш.


Информация для педагогов и родителей на тему: “Как спит ваш малыш.”
Цель: познакомить с особенностями детского сна детей дошкольного возраста, с причинами детской нервности и ее предупреждением; познакомить с особенностями поведения нервных детей и с особенностями нарушения сна.
Сон малыша во многом зависит от психологического и физического здоровья ребенка. Нервность чаще всего развивается у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: подолгу не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям - быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию; бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка.
Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы. Ребенок может унаследовать от родителей слабый или легко возбудимый тип нервной системы, повышенную ее ранимость, приводящую к нервности.
Возникновению врожденной нервности у детей способствуют психические заболевания родителей, склонность их к алкогольным напиткам, наркотикам.
После рождения ребенка возникновению его нервности может способствовать любая причина, вызывающая ослабление организма: неполноценное питание, недосыпание, сильное утомление и главным образом острые и хронические болезни.
Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменения температуры воздуха и тд. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии. Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность - эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые не учитывают естественного стремления ребенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движению, его любознательность всегда пересекаются: он на каждом шагу слышит слова “нельзя”, “нет”. Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: они отказываются от пищи, одевания, прогулок, отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом. Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимание, либо переключать его на другую деятельность.
У детей с неврозами нарушение сна наблюдается довольно часто. Эти дети с большим трудом засыпают, спят очень неспокойно, часто просыпаются с жалобами на то, что у них болит нога, рука, спина, просят пить, требуют игрушек и тд. В отдельных случаях дети ходят во время сна: встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремленным в пространство взглядом ходят по комнате, производят как будто целесообразные, но в данный момент совершенно ненужные действия. Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все действия ребенок чаще производит молча или говорит что-либо не относящееся к данной ситуации. Ребенка надо очень осторожно, чтобы не испугать, уложить в постель, не ждать, когда он в конце концов, ляжет сам. Утром ребенок может ничего не помнить о случившемся.
Частое проявление невроза у детей - непроизвольное мочеиспускание. во время сна в коре головного мозга у здорового ребенка остаются не полностью заторможенные, так называемые сторожевые пункты, раздражение которых вызывает быстрое пробуждение. К числу таких пунктов относится и центр мочеиспускания, который воспринимает импульсы, идущие от мочевого пузыря. У детей, страдающих неврозом, этот сторожевой пункт не всегда выполняет свои функции.
В начале заболевания ребенок обычно мочится за ночь 1-2 раза, в запущенных случаях - 4 раза и больше. с одними детьми это случается каждую ночь, с другими 1-2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения, где спит ребенок, могут способствовать ночному недержанию мочи.
Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развивается робость, неуверенность в себе. При появлении у ребенка энуреза не в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее
показать врачу и начать серьезно лечить. Обычно на 2-3 месяца таким детям назначают особый пищевой режим, ограничивающий во вторую половину дня соль и жидкость.
Рекомендации для воспитателей.
Психопрофилактическая работа по организации сна в ДОУ.
1. Выполнение ритуальных действий (взбить подушку, укрыть одеялом, шепнуть на ухо ласковое слово, погладить).
2. Использование речевых установок (например, в кроватке тепло, уютно, детки закрывают глазки и засыпают. тон голоса к концу фразы понижается. Вдох вначале фразы).
3. Использование колыбельных песенок.
4. Засыпание с мягкой игрушкой из дома (для детей в период адаптации).
5. Траволечение (фитоподушечки со смесью трав, способствующие расслаблению, засыпанию).
6. Использование элементов релаксации, легкий массаж (для детей с повышенной возбудимостью, с повышенным тонусом мышц).