АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Писатели детям»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от ______201__ года
Председатель педсовета
_____________
Подпись, печать ОУ




АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Писатели детям»




Тип программы:комплексная
Направление:общеинтеллектуальное

Срок реализации: 1-4 класс начальная школа

Возраст участников: 6,5-11 лет





Автор: Тарханова Елена Валериевна
учитель начальных классов








АНАПА
2014-2018
Структура рабочей программы

1.Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Данная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции, разрушается преемственность поколений: подростки не владеют «межпоколенной» информацией. Смещение культурных ценностей, изменение традиционного круга чтения ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников
Считается, что общий язык культуры создается на тех текстах, которые уже сформировали языковое сознание функционирующих поколений. Создание «языка культуры» не может обойтись без чтения некоторого набора одинаковых текстов.
Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом. Это означает, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой. Получается, что именно школа и несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.
Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является
По мнению социологов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства:
уровень жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, качество образования, сохранение и развитие культурного и духовного наследия. И даже на оборону и безопасность страны.
Цель: привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.
Задачи:
организовать на основе материала для дополнительного чтения дифференцированное уровневое обучение, учитывая подготовку учащихся класса;
постоянно расширять круг чтения детей, повышать уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличие книг и библиотек;
предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;
сформировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;
сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной программы;
развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.
Место в образовательном процессе: внеурочная деятельность.
Характер организации деятельности: реализуется во внеурочной деятельности через индивидуальную и коллективную работу школьников.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Уровень готовности детей - дети с разным уровнем читательского развития.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера. В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, посещение театра, библиотеки, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Принципы программы:
интеграция;
учёт возрастных особенностей;
доступность, познавательность;
систематичность;
наглядность;
деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход;
сочетание теоретических и практических форм деятельности;
психологическая комфортность.

К концу обучения учащиеся должны:

представлять основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры,
понимать значение терминов, определенных программой;
уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
иметь представление о различных вида литературы, типах изданий; использовать знания типовых признаков изданий в поиске информации в зависимости от целей и способов чтения;
уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях (энциклопедии, словари); выстроить алгоритм поиска;
ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки.
Тематическое планирование для учащихся 1 класса включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Составлено на учебный год для 6-7-летних детей из расчета 1 час в неделю, всего 33 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;




Календарно-тематическое планирование

1 класс
«В гостях у сказки»


Наименование разделов, тем
Количество часов
Характеристика деятельностиобучающегося



аудиторные
внеаудиторные


1
Русская народная сказка «Колобок»
1

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.

2
Русская народная сказка «Теремок»
1

Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование

3
Русская народная сказка «Репка»
1

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.

4
Русская народная сказка «Волк и лиса»
1

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

5
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
1

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

6
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
1

Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование.

7
Русская народная сказ-ка «Рукодельница и ленивица»
1

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки

8
Русская народная сказка «Три медведя»
1

Чтение, пересказ, иллюстрирование.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

9
Русская народная сказка «Маша и медведь»
1

Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

10
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
1

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

11
Русская народная сказка «Каша из топора»
1

Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью

12
Русская народная сказка «Кот и лиса»
1

Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.

13
Русская народная сказка «Лягушка-царевна»
1

Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

14
Русская народная сказка «Морозко»
1

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

15
Татарская народная сказка «Три сестры»
1

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

16
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1

Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

17
Русская народная сказка «Хаврошечка»
1

Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне

18
А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка»
1

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание, лепка из пластилина

19
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
1

Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

20
Г.Х. Андерсен «Огниво»
1

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

21
Г. Тукай «Козел и баран»
1

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование.

22
Русская народная сказка «Летучий корабль»
1

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

23
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

24
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
1

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

25
Г. Тукай «Шурале»
1

Слушание, чтение, иллюстриро-вание, инсценирование.

26
Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»
1

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

27
В. Катаев «Цветик-семицветик»
1

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

28
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
1

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

29
Русская народная сказка «Умная внучка»
1

Слушание, чтение, иллюстриро-вание, инсценирование.

30
Русская народная сказка «Кот и петух»
1

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

31
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
1

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

32
Коллективная поездка в театр.

1
Просмотр и обсуждение спектакля,
обмен впечатлениями.

33
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

1
Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков.


Итого
31
2



Требования к результатам обучения по программе:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские и народные сказки;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами;

К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

2 класс

Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Характеристика деятельности обучающегося




аудиторные
внеаудиторные



1-2
Самые интересные книги, прочитанные летом.
2
1
1
Посещение библиотеки.
Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях

3-4
Конкурс рисунков по прочитанным книгам.
2
1
1
Организация и проведение конкурса.
Выставка рисунков.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

5-6
Конкурсная программа «Путешествие в морекниг»
2




2
Конкурсная программа.
Подготовка по группам.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков.

7-8
Путешествие в сказку
Сказки народов мира
2
1
1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

9-10
Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.
2


2
Литературная игра- викторина.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

11-12
Книгу прочитал-на крыльях полетал
Л.Толстой
2
1
1
Форма проведения по выбору учителя.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

13-14
Великая радость –работа
К.Ушинский

2
1
1
Форма проведения по выбору учителя.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

15
О братьях наших меньших
Рассказы Н.Сладкова, В.Дурова
1
1

Форма проведения по выбору учителя.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

16
День книги – именинницы.

1

1
Форма проведения по выбору учителя.
Рассказ о книге по календарю знаменательных дат

17
Сказки и стихи К.Чуковского.

1


1

Литературная игра- викторина
Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

18
Смешинки
С.Михалков, Б.Заходер,
В Драгунский
1
1

Форма проведения по выбору учителя.
Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

19
Современные писатели детям
1

1
Форма проведения по выбору учителя.
Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

20
Писатели – юбиляры.
1

1
Устный журнал.
Рассказ о творчестве писателя.
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

21
Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.
1

1
Литературная игра- викторина
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

22
«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

1




1

Конкурс кроссвордистов.

Отгадывание кроссвордов.
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

23
Что на свете всего важнее
Е.Пермяк Торопливый ножик
Н.Артюхова Новые соседи
1
1

Форма проведения по выбору учителя.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

24-25
Сказки зарубежных писателей.
2

2
Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

26-27
Сказки братьев Гримм.
2
2

Устный журнал.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

28-29
Зарубежный фольклор.
2

2
Беседа, чтение.
Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.

30
Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»
1

1
Выставка рисунков и плакатов.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков.

31-32
«Папа, мама, я –читающая семья».
2

2
Проектная деятельность.
Праздник для родителей и детей
*конкурс на самую читающую семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

33-34
Посещение библиотеки.
2

2
Беседа, обзор книг.
Рекомендательный список произведений для летнего чтения



Итого
34
часа

·12
22





Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время.



3 класс

Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Характеристика деятельности обучающегося




аудиторные
внеаудиторные



1.
«Что я читал летом».

2
1
1
Проектная деятельность.
Защита читательских дневников.

2.
«Золотая волшебница- осень»
3
1
2
Устный журнал.
Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов

3.
Игра «Лего-чтение»
3
1
2
Практическая работа
Моделирование рассказа, сказки.

4.
Посещение библиотеки.
« День новой книги».

2

2
Экскурсия
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

5.
Писатели – юбиляры.

3
1
2
Проект
По календарю знаменательных дат.
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

6.
«Лучшие сказки 20-века».

3
1
2
Выставка книг
Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.

7.
Конкурс кроссвордистов.

2

2
Проект
Составить кроссворд по произведениям детских писателей.
Участвовать в конкурсах чтецов.

8.
Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.

4
1
3
Литературный праздник
Подготовка и проведение утренника.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

9.
Сочиняем загадки.
4
2
2
Проект
Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

10.
Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».
4
2
2
Проект
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

11.
Фотоконкурс «Я читаю!»
2

2
Фотоконкурс
проект
Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.

12.
Современные детские журналы и газеты.
2

2
Творческая деятельность
Подготовить рекламу журнала по мини-группам.



Итого
34 часа
10
24





Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстомтретьеклассникунужныумения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.


4 класс



Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающегося




аудиторные
внеаудиторные


1
Вводная тема: «Чудо имя которому книга»
2
1
1
Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека.
Отличие книги от других источников информации.
Рассказы учащихся о своих любимых книгах.
Основные понятия: информация, источники информации, книга.

2
История книги.
Древние книги.
Русская рукописная книга.
Начало книгопечатания.
Русская печатная книга.
Глиняные таблички.
8
3
5
Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и ее структуры с развитием печатного дела.
Основные понятия:клинопись, папирус, калам, стиль, пергамент, кодекс, манускрипт, рукопись, миниатюра, инициал (буквица), вязь, заставка, киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, переплет, летопись, наборная печать, шрифт, гравюра, типография, инкунабулы,титульный лист, иллюстрация, фронтиспис, гражданский шрифт, титульный лист.

3
Современная книга: структура книги; справочный аппарат книги
4
2
2
Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные.
Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге через использование элементов справочного аппарата (оглавление, указатели).
Использование знаний о структуре и справочном аппарате книги при выборе книги. Алгоритм выбора книги при ее беглом просмотре.
Основные понятия: переплет, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, контртитул, шмуцтитул, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии, указатели, иллюстрации.
Практическая работа

4
Книга и ее создатели.
Самые известные авторы детских книг
Известные художники-иллюстраторы детских книг
8
4
4
Кто и как создает книги. Писатели и художники в одном лице (Творчество Е.И. Чарушина, В. Сутеева.)
Роль и значение иллюстраций в книге. Знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Т. Маврина)
Самые знаменитые детские писатели
Андерсен Г.Х, РаспэЭ.,Пушкин А.С., Заходер Б.
Практическая работа

5
Самые современные книги. (Книги, выполненные не на традиционном бумажном носителе)
4
2
2
Электронные книги, аудио-книги.
Практическая работа.

6
Виды литературы. Типы изданий
4
1
3
Знакомство с жанрами художественной литературы. Знакомство с кругом научно-познавательной литературы для младших школьников (Научно-популярная, научно-художественная литература)

7
Справочные издания
4
1
3
Представление об энциклопедии, справочнике, словаре. (Зачем мы обращаемся к этим книгам.Репертуар справочной литературы для младших школьников.)


Всего:
34
14
20



Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей:Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Писатели детям» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения.
Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.


Планируемые результаты.
Обогащение внутреннего мира ребенка.
Умение сопереживать товарищу по команде.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с текстом, с книгой.
Умение ориентироваться в пространстве.
Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.
Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями .
Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.
Воспроизведение простейшими движениями тела (хлопками, прыжками, шагами) музыкального темпа и ритма.

Формы подведения итогов работы:

- показ спектакля;
- организация выставки работ;
- проект;
- игровая программа;
Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов).



Список литературы:

Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие для руководителей детского чтения. – М.: Книга, 1989.
Власова Е. Проектная форма урока //Школьная библиотека. – 2001. – № 8. – с. 42-45.
Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 208 с.
Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)
Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
Слово о книге: афоризмы, изречения, литературные цитаты /Сост. Е.С. Лихтенштейн. – М.: Книга, 1969. – 341с.
Читаем, учимся играем: Сборники сценариев для массовых библиотек. – М., 1998 -1999.
Чулкина Г. Опять урок!: Программа «Библиотечно-информационные знания младшим школьникам». – Библиотека в школе. – 2000. – №5. – С.12-13
Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994
Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2006
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
«Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для учителя.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред. П.А. Николаев. М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Литература для учащихся.
Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Количество.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.

15.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред. П.А. Николаев. М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

К

Печатные пособия.

1.
2.
3.

Наборы сюжетных картинок и плакатов по тематике.
Словари по русскому языку.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Д



Ф

Технические средства обучения.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности).
Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экспозиционный экран.
Сканер.
Принтер лазерный.
Принтер струйный цветной.
Фотокамера цифровая.
Видеокамера цифровая.
Д

Д

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Экранно-звуковые пособия.

1

2


Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Д

Д



Игры и игрушки.

1
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Ф

Оборудование класса.

1
2
3
4
5
6
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Полки для «Уголка книг».
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
К

Д
Д

Д


Приложение 1
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу

Приложение 2

План проведения недели детской книги


День недели
Дата
Класс
Мероприятие
Ответственные

понедельник

1 -4
Конкурс рисунков «В стране книг!»
Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования

вторник

1- 4
Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)
Классные руководители, дети, родители,
зав. библиотекой




Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»


среда

1 -4
Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь»
Классные руководители, дети,
зав. библиотекой

четверг

1
Литературная игра «Планета сказок»
Классные руководители, дети, родители,
зав. библиотекой



2
Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»




3 - 4
Литературный турнир «Чемодан приключений»


пятница

1-4


Утренник «Посвящение в читатели»
Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования,
зав. библиотекой

суббота

1 -4
Торжественная линейка
Подведение конкурсов, награждение победителей.
Классные руководители, дети, родители,
зав. библиотекой















Заголовок 215