Рабочая программа разработана на основе примерной программы, имеет все темы согласно ФГОС.


Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум имени П.И. Сюзева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
ОДП.12 «ФИЗИКА»
для специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины физика Автор:   Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук, одобрена Директором ФГУ «Федеральный институт развития образования» Ф.Ф. Харисов от 10 апреля 2008г. и директором Департамента государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16 апреля 2008г.
Организация – разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-
технологический техникум им. П. И. Сюзева»
Разработчик: Лисник Любовь Васильевна, преподаватель высшей категории
Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума
Протокол № _________ от «______» ____________________2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 27
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной для специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)». Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Физика» входит в блок общеобразовательных дисциплин, изучаемых на 1и 2 курсах СПО.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
знать: основы разделов физики «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика», «Атомная и ядерная физика»;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации; исследовательской и проектной деятельности, методами лабораторного исследования зависимостей физических величин,
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Содержание дисциплины имеет межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла - техническая механика, электротехника и электроника.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 254часов
для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» обязательная аудиторная учебная нагрузка 169 часов;
самостоятельная работа обучающегося 85 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 254
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 169
в том числе: практические занятия по решению задач Лабораторно-практических работ 26
Самостоятельная работа обучающегося (всего): 85
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка докладов, сообщений, рефератов, работа с научно-популярными и техническими текстами, оформление отчетов по лабораторным работам, выполнение письменных расчетных заданий и упражнений, подготовка к тестированию по темам. Итоговая аттестация в форме
экзамен за первый и второй курс обучения 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение 2 Раздел 1. МЕХАНИКА: Кинематика, Динамика, Статика. 24 Тема 1.1
Механическое движение
Содержание учебного материала: 3
2
1 Механическое движение. Относительность механического движения. Системы отсчета.
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Домашняя самостоятельная работа по расчету характеристик движения. Упражнение №1 ФИЗИКА 9 кл2 Тема 1.2
Виды механического движения Содержание учебного материала: 2 2
1 Виды движения (равномерное, равноускоренное).
График скорости, график движения, график ускорения. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий. Домашняя самостоятельная работа по расчету характеристик движения по графикам движения.
Упражнение №2 1 Тема 1.3
Движение по окружности.
Содержание учебного материала: 2 2
1 Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. 1 Тема 1.4 Взаимодействие тел.
Содержание учебного материала: 2 2
1 Взаимодействие тел. Сила, масса. Лабораторная работа 1 1 Исследование движения тела под действием постоянной силы. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. 1 Тема 1.5
Законы динамики Ньютона.
Содержание учебного материала: 3 2
1 Законы динамики Ньютона. 1 2 Закон всемирного тяготения. 1 3 Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Невесомость. 1 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №3 1 Тема 1.6
Импульс, закон сохранения импульса. Содержание учебного материала: 1 2
1 Закон сохранения импульса и реактивное движение. 1 Лабораторная работа 1 2 Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Упражнение №4 2 Тема 1.7
Энергия. Работа. Содержание учебного материала: 1
2
1 Виды механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Работа и мощность. Лабораторная работа 2 3 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 1 4 Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. 1 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №5 2 Тема 1.8 Механические колебания. Содержание учебного материала: 1
2
1 Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания.
Резонанс. Лабораторная работа 1 5 Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. 1 Тема 1.9 Механические волны.
Содержание учебного материала 2 2
1 Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Подготовка к зачету и итоговой контрольной работе. Домашняя практическая работа по теме «Графические задачи по механике» Подготовка к тестированию по теме «Механика». 3 ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МЕХАНИКА» 2 Раздел 2. Молекулярная физика 33 Тема 2.1
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Содержание учебного материала 3 2
1 История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. 1
2 Масса и размеры молекул.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. 2 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, составление таблицы. Упражнение №1 Физика 10 кл2 Тема 2.2
Идеальный газ.
Содержание учебного материала 3 2
1 Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. 1 2 Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. 2 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Упражнение №2 1 Тема 2.3
Температура. Содержание учебного материала: 3 2
1 Тепловое движение. Измерение температуры.
1 2 Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Шкала абсолютных температ ур. 2 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, решение задач. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №3 1
Тема 2.4
Уравнение состояния идеального газа. Содержание учебного материала: 4 2
1 Уравнение Менделеева - Клапейрона. 2 2 Изопроцессы. Газовые законы. 2 Лабораторная работа 1 6 Опытная проверка газовых законов. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, решение задач, составление отчета по л.р. Упражнение №4 2 Тема 2.5
Испарение и конденсация. Содержание учебного материала 2 2
1 Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Лабораторная работа 1 7 Измерение влажности воздуха. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. 1 Тема 2.6
Капиллярные явления. Содержание учебного материала: 2 2
1 Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярные явления. Лабораторная работа 1 8 Измерение поверхностного натяжения жидкости. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. 2
Тема 2.7
Твердые тела.
Содержание учебного материала: 3 2
1 Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Деформация твердых тел. 1 2 Закон Гука. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. 2 Лабораторная работа 1 9 Определение модуля упругости резины. Расчеты погрешностей лабораторных работ. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
Упражнение №6 2 Тема 2.8
Внутренняя энергия. Содержание учебного материала: 1 2
1 Внутренняя энергия. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №9 1 Тема 2.9
Работа газа. Содержание учебного материала: 2
2
1 Работа газа в термодинамике. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Решение задач. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №10 1 Тема 2.10
Количество теплоты. Содержание учебного материала: 2
2
1 Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. 1 Тема 2.11
Первый и второй закон термодинамики. Содержание учебного материала: 2
2
1 Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Второй закон термодинамики. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме. Упражнение №11 1 Тема 2.12
Тепловые двигатели.
Содержание учебного материала: 2
2
1 Тепловые двигатели. Принцип их действия.
Коэффициент полезного действия. Охрана окружающей среды. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
Рефераты по теме «Тепловые двигатели», «Экологические проблемы использования ТД», « Пермская ГРЭС» Домашняя практическая работа по теме «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА» Подготовка к тестированию по теме «Молекулярная физика». 3
Раздел 3. Электродинамика 70 Тема 3.1
Электрический заряд. Содержание учебного материала: 2
2
1 Взаимодействие заряженных тел.
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Рефераты по теме «Электростатические явления в профессии автомеханика», «Работа ксерокопировальной техники» 1 Тема 3.2 Электрическое поле Содержание учебного материала: 3 2
1 Электрическое поле. Напряженность поля. 1 2 Принцип суперпозиции электрических полей. 2 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Домашняя практическая работа по теме «Принцип суперпозиции» Упражнение №12 2 Тема 3.3
Проводники и диэлектрики в электрическом поле Содержание учебного материала: 2 2
1 Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами, составление обобщающих таблиц. 1 Тема 3.4
Электрическая емкость. Содержание учебного материала: 2
2
1 Электрическая емкость. Конденсатор. Виды конденсаторов. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, . Работа с учебными и научно-популярными текстам с техническими словарями и справочниками. Подготовка презентации по теме «Типы конденсаторов» 1 Тема 3.5
Работа электрического поля. Содержание учебного материала: 2
2
1 Работа электрического поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Домашняя практическая работа по теме «Работа электрического поля» Подготовка к тестированию по теме «Электростатика». Упражнение №13 2 Тема 3.6
Постоянный электрический ток. Содержание учебного материала: 1 2
1 Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Лабораторная работа 1 10 Изучение закона Ома для участка цепи. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка справочных таблиц. 1 Содержание учебного материала: 1 2
Тема 3.7
Электрические цепи. 1 Последовательное и параллельное соединения проводников. Лабораторная работа 1 11 Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.8
Закон Ома для полной цепи. Содержание учебного материала: 3
2
1 ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа 1 12 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.9.
Работа и мощность электрического тока. Содержание учебного материала: 1 2
1 Работа постоянного тока. Мощность постоянного тока. Лабораторная работа 1 13 Определение мощности и работы электрического тока. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка к тестированию по теме «Постоянный электрический ток» 2 ЭКЗАМЕН ЗА ПЕРВЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Тема3.10 Электрический ток в металлах. Содержание учебного материала: 1 3
1 Электрический ток в металлах. Лабораторная работа 1 14 Снятие ВАХ металлов. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.11 Электрический ток в вакууме. Содержание учебного материала: 1 3
1 Электрический ток в вакууме. Лабораторная работа 1 15 Снятие ВАХ вакуумных приборов. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.12
Электрический ток в полупроводниках Содержание учебного материала: 1 3
1 Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Лабораторная работа 1 16 Снятие ВАХ полупроводникового п-р перехода. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 2 Тема 3.13
Электрический ток в жидкостях. Содержание учебного материала: 1
3
1 Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Закон электролиза. Лабораторная работа 1 17 Исследование проводимости жидкости. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Рефераты по теме «Применение электролитического метода для покраски автомобилей», «Применение электролиза для получения чистых металлов», Подготовка к тестированию по теме «Электрический ток в различных средах». 2 Тема 3.14
Магнитное поле тока. Содержание учебного материала: 2 2
1 Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Лабораторная работа 1 18 Изучение магнитного поля тока. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка справочных таблиц. 1 Тема 3.15
Сила Ампера. Сила Лоренца. Содержание учебного материала: 1
2
1
Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Лабораторная работа 1 19 Изучение треков заряженных частиц, движущихся в магнитном поле. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами Подготовка к тестированию по теме «Магнитное поле тока» 2 Тема 3.16
Электромагнитная индукция Содержание учебного материала: 2
2
1 Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Лабораторная работа 1 20 Изучение явления электромагнитной индукции. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.17
Закон электромагнитной индукции. Содержание учебного материала: 2 2
1 Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.18 Самоиндукция. Содержание учебного материала 2
2
1 Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка к тестированию по теме «Электромагнитная индукция» 2 Тема 3.19
Свободные и вынужденные колебания. Содержание учебного материала. 4 2
1 Свободные и вынуждённые электромагнитные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Колебательный контур. 2 2 Гармонические колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнение, описывающие процессы в колебательном контуре. 2 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.20 Переменный электрический ток.
Содержание учебного материала: 2 2
1 Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.21
Нагрузки в цепи переменного тока. Содержание учебного материала: 2
2
1 Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока Лабораторная работа 1 21 Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. Лабораторная работа 1 22 Измерение индуктивности катушки. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка рефератов. Рефераты по теме «История открытия электромагнитной индукции», «Применение явления самоиндукции», «Трансформаторы», «Производство электроэнергии», «Передача электроэнергии». 1
Тема 3.22 Производство и передача электроэнергии. Содержание учебного материала: 2 2
1 Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.
«Производство, передача и использование электроэнергии в России». Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка рефератов. 1 Тема 3.23
Волновые явления. Содержание учебного материала 2
2
1 Волновые явления. Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны. Электромагнитные волны и их экспериментальное обнаружение. Плотность потока электромагнитного излучения. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 1 Тема 3.24 Принципы радиосвязи. Содержание учебного материала: 2
2
1 Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Детектирование и модуляция. Свойства электромагнитных волн. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Доклад по теме «Электромагнитные волны и их использование для передачи информации». Подготовка к тестированию по теме «Электромагнитные волны» 2 Тема 3.25
Волновые свойства света. Содержание учебного материала: 2 2
1 Волновые принципы Гюйгенса. Оптика и скорость света. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. 1 Тема 3.26 Доказательство закона отражения и преломления света.
Содержание учебного материала: 2 2
1 Отражение света. Преломление света. Полное отражение. Лабораторная работа 2 23 Определение показателя преломления стекла. 1 24 Изучение распределения энергии в преломленном и отраженном луче 1 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, обработка результатов лабораторной работы. 1 Тема 3.27
Дисперсия света Содержание учебного материала: 2
2
1 Дисперсия света. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы 1 Тема 3.28 Интерференция света.
Дифракция света Содержание учебного материала: 4 2
1 Интерференция света. Применение интерференции. Дифракция света. Дифракционная решётка. Лабораторная работа 1 25 Изучение интерференции и дифракции света. Лабораторная работа 1 26 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы 1 Тема 3.29 Поляризация света. Содержание учебного материала: 3 2
1 Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Подготовка к тестированию по теме «Волновая оптика» 2 ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» 2 Раздел 4. Квантовая физика. 24 Тема 4.1 Излучения и спектры Содержание учебного материала: 3 2
1 Виды излучений. Источники света. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ. 2
2 Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. 1 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 4.2 Фотоэффект Содержание учебного материала: 3 2
1 Основные положения квантовой физики. Фотоэффект. 2 Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта давление света. 1 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1
Тема 4.3 Химическое действие света.
Давление света. Содержание учебного материала: 2 2
1 Химическое действие света. Давление света. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 4.4 Строение атома. Содержание учебного материала: 2 2
1 Опыты Резерфорда. Строение атома. Теории Бора и её трудности. Лазеры. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 4.5 Радиоактивность. Содержание учебного материала: 2 2
1 Открытие радиоактивности. Альфа -, бета –,гамма-излучения. Радиоактивные превращения. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 4.6 Закон радиоактивного распада. Содержание учебного материала: 3 2
1 Закон радиоактивного распада. Изотопы. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 4.7 Строение атомного ядра. Содержание учебного материала: 3 2
1 Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 4.8 Ядерные реакции. Содержание учебного материала: 3
2
1 Ядерные реакции. Деление ядер урана и цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, Рефераты по теме « Излучения и спектры», «Радиоактивность», «Применение ядерной энергии», «Применение радиоактивных изотопов»,
«Биологическое действие излучений» 1
Тема 4.9 Применение ядерной энергии. Содержание учебного материала: 3 2
1 Урок – конференция по теме « Применение ядерной энергии. Получение изотопов». Биологическое действие радиоактивных излучений. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Подготовка к тестированию по теме «Квантовая физика» 2 Раздел 5. Элементы астрофизики. 10 Содержание учебного материала: 4 1
Тема 5.1 Солнечная система.
1 Солнечная система. Планеты Солнечной системы. 2 Законы Кеплера. 2 Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 5.2 Звезды. Содержание учебного материала: 2
1
1 Солнце. Строение Солнца. Строение звезд. Эволюция звезд.
Энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1
Тема 5.3 Галактики. Содержание учебного материала: 2 1
1 Звездные скопления. Галактики. Виды Галактик. Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. 1 Тема 5.4 Вселенная. Содержание учебного материала: 2 1 Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Подготовка к тестированию по теме «Элементы астрофизики» 1 Экзамен за 2 курс обучения Всего 254(169+85) Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета с ПК «Кабинет-лаборатория физики и междисциплинарных курсов».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- MS Office .
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.
Дополнительная
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет – ресурсы
1.http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
2.http://www.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»
3.http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей
4.http://en.edu.ru естественно-научный портал
5.http://www.km.ru мультипортал KM.RU
6.http://www.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
свойства газов, жидкостей и твердых тел;
свойства электрического тока

электромагнитную индукцию,
магнитное поле тока
распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света;
излучение и поглощение света атомом;
фотоэффект; Домашние самостоятельные работы,
лабораторные работы №1-5
лабораторные работы №6-9
лабораторные работы №10-15
лабораторные работы №16-20
лабораторные работы №21-26
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
лабораторные работы №1-26
Защита тем на конференциях.
Работы по защите творческих проектов, докладов и рефератов.
Работа с научно-популярными и учебными текстами отражена в тематике самостоятельных работ.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ№1-26. Текущий контроль в форме защиты лабораторных заданий.
Качество оформления отчетов по лабораторно практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
Применять полученные знания для решения физических задач;
Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Домашние самостоятельные работы.
Работа по электронным тестам.
Знания: Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных заданий.
Качество оформления отчетов по лабораторно - практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;Знать определение физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики Работа с текстами и электронными текстами
Физические развивающие игры: лото, домино.
Выступления на конференциях и семинарах.
Составление рефератов и докладов, выделение основных положений в тексте.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных занятий.
Качество оформления отчетов по лабораторно практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, промежуточная аттестация.
Методы контроля: устный опрос, технический диктант, контрольная работа, тестирование.
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Практические, лабораторные работы
Защита темы на конференциях.
Работы по защите творческих проектов.
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения лабораторных работ и практических занятий.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных занятий.
Качество оформления отчетов по лабораторно практическим занятиям.
Правильность и логичность составленных выводов.
Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, промежуточная аттестация.
Методы контроля: устный опрос, технический диктант, контрольная работа.
Применять полученные знания для решения физических задач;
Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам.
Работа с учебными и научно популярными текстами.
Знания: Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Применение математических уравнений законов для решения задач, выполнения проектных работ, оформления рефератов и докладов.
понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;Знать определение физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики Работа с текстами .
Физические развивающие игры: лото, домино.
Выступления на конференциях и семинарах.