Программа внеурочной деятельности Любознайка (2-3 класс)

Пояснительная записка
Развитие современного цивилизованного общества основано на коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.
Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.
Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.
И все это - вместе с детьми.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
формировать представления о товариществе и дружбе;
активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
Данная программа ориентирована на обучающихся 2-3 классов (8-10 лет) и рассчитана на 175 часов в год, 5 часов в неделю. Продолжительность одного занятия 40 мин.
В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.
Младший школьный возраст это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
Учебно-воспитательная работа по данной программе, представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях.
Эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению); развивается чувство прекрасного.
Физическое воспитание - предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков.
Трудовое воспитание – акцент делается на практическом применении школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов.
Экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность.
Нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения.
Умственное воспитание - формирование активности познавательной деятельности; создание условий для равного проявления индивидуальных способностей в деятельности.
Патриотическое воспитание – формирование чувства гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, выездные мероприятия, экскурсии, праздники, тренинги, социальные акции, походы, проекты, конференции, конкурсы и т.д.
Формы организации учебного процесса:
совместная (групповая) деятельность обучающихся;
игры и тренинги;
самостоятельная деятельность;
практикумы;
беседы;
деловые игры и др.
В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности “Любознайка”, родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:
входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.
Классный руководитель реализует следующие функции:
взаимодействие с семьями учащихся;
создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах организации взаимодействия людей и общностей;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
опыта волонтерской деятельности;
опыта творческой деятельности в социальном пространстве.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
В области социального развития: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
В области духовно-нравственного развития – развитие нравственных чувств и этического сознания:
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
В области общеинтеллектуального развития - развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
В области спортивно-оздоровительного направления - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
В области общекультурного развития - ценностное отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Метапредметные результаты
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,
умение планировать собственную деятельность
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности.
Здравствуй, школа! В гостях у Светофора.
Это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; изучению правил дорожного движения, правил этикета, норм поведения в общественных местах, проектная деятельность и т.д.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников.

Всё умею делать сам. Береги здоровье смолоду.
Это учебные занятия, которые проходят в разнообразных формах: занятие-игра, занятие-театр, занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-экскурсия и др. Занятия проходят как в стенах школы, так и вне школы. 1.Праздники. 2. Викторины, игры, конкурсы, минуты славы и т.д.
3. Экскурсии: библиотека, музей, кукольный театр и т.д.
4. Дни Здоровья.
Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Я и мои друзья.
Это цикл занятий, посвященных Родине, семье, проектная деятельность и т.д.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах развитие кругозора, наблюдательности; осуществление эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;

Родной свой край люби и знай.
Это занятия посвященные Родине, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; проектная деятельность и т.д.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников.

Учиться – всегда пригодится.
Это занятия, которые проходят в разнообразных формах: занятие-игра, занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-экскурсия и др.
Викторины, игры, конкурсы, минуты славы и т.д.
Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Мы едины. Когда все вместе
На этих занятиях дети говорят о патриотическом воспитании, о защитниках Отечества, о папах и дедушках, выполняют поделки, используя разные виды художественной техники.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах развитие кругозора, наблюдательности; осуществление эстетического, физического, нравственно-патриотического, развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Вслед за солнышком.
Это цикл тематических занятий, посвященных семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников, проектная деятельность, выполняют поделки и рисунки, используя разные виды художественной техники.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм.





Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия
Количество часов


План
Факт

Теория
Практика

 
Здравствуй, школа! В гостях у Светофора.

1
01.09.2016

Беседа “Школьнику на память. Правила поведения в школе”
1


2
05.09.2016
05.09.2016

Развлекательная программа “ В гостях у Светофора”

2

3
06.09.2016

Работа с портфолио “Знакомьтесь. Я - второклассник”

1

4
07.09.2016

Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья”

1

5
08.09.2016

Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки”

1

6
12.09.2016
12.09.2016

День семейного общения

2

7
13.09.2016

Праздник первой оценки

1

8
14.09.2016

Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса”
0,5
0,5

9
15.09.2016

Конкурс рисунков “Осень, осень, в гости просим”

1

10
19.09.2016
19.09.2016

Экскурсия в природу «Здравствуй, осень золотая»

2

11
20.09.2016

Встреча с сотрудниками ГИБДД. Экскурсия на проезжую часть
0,5
0,5


Всё умею делать сам

12
21.09.2016
22.09.2016

Акция “Добро в твоём сердце”.
1
1

13
26.09.2016
26.09.2016
27.09.2016
28.09.2016
29.09.2016

Поздравление пожилых людей.

5


14
03.10.2016
03.10.2016
04.10.2016

«Мы танцуем и поём - весело живём!» (подготовка ко дню учителя)
1
2

15
05.10.2016

Поздравление учителей

1

16
06.10.2016

Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе)
0,5
0,5

17
10.10.2016

Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»

2

18
11.10.2016

Читаем вместе (книги о животных)

1

19
12.10.2016
13.10.2016

Встреча команд “Трудимся вместе”

2

20
17.10.2016
17.10.2016

Поделки из природного материала

2

21
18.10.2016

Работа с портфолио “Что я умею Мои школьные достижения”

1

22
19.10.2016
20.10.2016

«Укрась кусочек планеты»- уход за комнатными цветами.

2

23
24.10.2016
24.10.2016

Загадочная викторина

2

24
25.10.2016

«В гостях у Мойдодыра» (беседа о личной гигиене)
0,5
0,5

Я и мои друзья

25
26.10.2016
27.10.2016

«Мне с соседом хорошо» (жилищный урок)
1
1

26
07.11.2016
07.11.2016

Устный журнал “Когда мы едины” (ко Дню единства России)
1
1

27
08.11.2016
09.11.2016
10.11.2016
14.11.2016
14.11.2016

Проект «Русские народные сказки».
1
4



28
15.11.2016
16.11.2016
17.11.2016
21.11.2016
21.11.2016

Стихи, песни о маме.
1
4

29
22.11.2016
23.11.2016

Портрет мамочки.

2

30
24.11.2016
28.11.2016
28.11.2016

Открытка «Любимой мамуле».

3

31
29.11.2016

Праздник «Милая, нежная, добрая мамочка!»

1

32
30.11.2016

Читаем вместе (книги о дружбе)

1

Родной свой край люби и знай

33
01.12.2016
05.12.2016
05.12.2016

Акция “Покормите птиц зимой”

3

34
06.12.2016

Беседа «Витамины на столе» (профилактика гриппа)
1


35
07.12.2016
08.12.2016

Дистанционная экскурсия “Я – гражданин своей Родины”
1
1

36
12.12.2016
12.12.2016

Экскурсия в библиотеку

2

37
13.12.2016

Из истории праздника Нового года.
1


38
14.12.2016
15.12.2016
19.12.2016
19.12.2016
20.12.2016

Конкурс Новогодних поделок и игрушек

5

39
21.12.2016
22.12.2016

Конкурс рисунков «Рождество Христово!»

2

40
26.12.2016
27.12.2016
28.12.2016
29.12.2016

Стихи, песни, инсценировки к Новому году.

4

Учиться – всегда пригодится

41
11.01.2017
12.01.2017
16.01.2017
16.01.2017
17.01.2017
18.01.2017

Конференция «Шаг в будущее»
1
5

42
19.01.2017

День рождение Ульяновской области

1

43
23.01.2017
23.01.2017

Интеллектуальный марафон

2

44
24.01.2017

Читаем вместе (книги о школе)

1

45
25.01.2017

Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?”

1

46
26.01.2017
30.01.2017
31.01.2017

Кроссворды, ребусы, шарады.

3

47
01.02.2017
02.02.2017
06.02.2017
06.02.2017

Русские народные игры

4

Мы едины

48
07.02.2017
08.02.2017
09.02.2017

Конкурс чтецов
1
2

49
13.02.2017

Акция «Посылка солдату»

1

50
13.02.2017

Читаем вместе (о Защитниках Отечества)

1

51
14.02.2017
15.02.2017
16.02.2017

Военные песни.

3

52
20.02.2017
20.02.2017

Творческая мастерская «Подарок папе»

2

53
21.02.2017

Рисунок «Мой папа – Защитник Отечества»

1

54
22.02.2017

Рыцарский турнир

1

55
27.03.2017
27.03.2017

День здоровья.

2

56
28.03.2017
01.03.2017

Подготовка к конкурсу стихов «Женщина, чьё имя Мать»

2

Вслед за солнышком

57
02.03.2017

Конкурс стихов «Женщина, чьё имя Мать»

1

58
06.03.2017
06.03.2017

Творческая мастерская «Открытка для мамы и бабушки»

2

59
07.03.2017

Поздравляем мам и бабушек

1

60
09.03.2017
13.03.2017
13.03.2017
14.03.2017
15.03.2017

Играем в народные игры (на природе)

5

61
16.03.2017

Читаем вместе (книги о природе)

1

62
20.03.2017
20.03.2017

Экскурсия в музей

2

63
21.03.2017

Конкурс рисунков «Весна идёт – весне дорогу»

1

64
22.03.2017

Экологическая игра “Мы – защитники природы”

1

65
23.03.2017

Беседа «Мой сосед – мой друг» (жилищный урок)
1


Береги здоровье смолоду

66
03.04.2017
03.04.2017
04.04.2017
05.04.2017

Конкурс стихов «Весна идёт – весне дорогу»

4

67
06.04.2017

7 апреля – Всемирный день здоровья. Весёлые старты

1

68
10.04.2017
10.04.2017
11.04.2017
12.04.2017

Творческая мастерская «Пасхальные поделки»

4

69
13.04.2017

«На космодроме знаний» логические и интеллектуальные игры.

1

70
17.04.2017
17.04.2017

Экологическое занятие «Красная книга – сигнал опасности!».

2

71
18.04.2017
19.04.2017

Мастер-класс “Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек”

2

72
20.04.2017

День рождение В. И. Ленина
1


73
24.04.2017
24.04.2017

Экскурсия в природу

2

74
25.04.2017

Беседа «Будь внимателен! Транспорт!»
1


75
26.04.2017
27.04.2017

Читаем вместе (книги о ВОВ)

2

Когда все вместе

76
02.05.2017
03.05.2017

Открытка ветерану

2

77
04.05.2017
08.05.2017
08.05.2017

Конкурс стихов о ВОВ

3

78
10.05.2017

«Укрась кусочек планеты»- уборка школьной территории.

1

79
11.05.2017

Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Правила на воде.
0,5
0,5

80
15.05.2017
15.05.2017

Интеллектуальный марафон

2

81
16.05.2017

«Овощи, ягоды, фрукты - полезные продукты».
0,5
0,5

82
17.05.2017
18.05.2017
22.05.2017
22.05.2017

Проектная деятельность «Моя семья – мой класс»
1
3

83
23.05.2017

«Я, ты, он, она вместе дружная семья!» (спортивные соревнования)

1

84
24.05.2017
25.05.2017

Благоустройство школьной клумбы

2

85
29.05.2017
29.05.2017
30.05.2017

Работа с портфолио. Презентация достижений “Моя школьная жизнь”

3

86


РЕЗЕРВ

7




Всего
19
156











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




Заголовок 115