Программа для дошколят по развитию речи Любознайка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование дошкольников в современных условиях ориентировано не просто на получение информации, но и на привитие практических умений и навыков, полученных на основе новых знаний. Это помогает ребенку не только подготовиться к школе с учетом определенных требований, но и адаптироваться к новому социальному статусу, реализовать свои интеллектуальные и творческие возможности, потребность в общении, познакомиться с ценностями и традициями общества.
Дополнительная образовательная программа раннего развития ребенка социально-педагогической направленности «Волшебный карандашик» составлена с учетом существующих программ по подготовке к школе. Программа ориентирована на раннее развитие ребенка в современных условиях, его адаптацию к групповой и коллективной деятельности, подготовку к школьному периоду жизни. Программа предлагает новый аспект: формирование у дошкольников привычки к умственному труду через развитие любознательности. Мы считаем, что это – залог успешного обучения в школе, начало формирования культуры интеллекта. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Выявление и развитие любознательности у дошкольников – это сложная педагогическая задача, которую ставит данная программа дополнительного образования. Развитие творческих и познавательных способностей, привитие дошкольникам интереса к окружающему миру, знакомство их с элементами чтения, письма и развитие тонкой моторики, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки ,игровые формы работы, развивающие природную любознательность детей, логическое мышление, формирующие умение анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения, а также трудолюбие, дисциплину и другие социальные качества личности, свидетельствует о педагогической целесообразности программы.
Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, социализация дошкольников через создание условий для развития его природной любознательности.

создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
создание системы непрерывного обучения дошкольников;
формирование психологической готовности к школе.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Занятия направлены на развитие общей культуры мышления, речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.
Новизна данной программы состоит в том, что формирование у дошкольников привычки к умственному труду через развитие любознательности
Применение методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развитии. Обучение дошкольников основано на использовании специальных обучающих игр, а также игр с использованием ИКТ.
На основании вышесказанного, в своей программе предполагаю решить следующие задачи:
в обучении:
- овладение грамотой (знание букв и звуков);
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
- овладеть грамматическим строем речи, подготовить руку воспитанников к письму;
- овладеть навыками и умениями печатания букв, слов, предложений .
- обучить умению составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке, составлять схемы.

в воспитании:
- прививать любовь к труду, учебе;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать нравственные, эстетические, этические чувства и качества воспитанников, межличностные отношения в коллективе;
- воспитывать всестороннее развитие духовных сил и способностей, рост творческой активности, повышение общей художественной культуры.
в развитии:
- развивать внимание, речь, мышление, память;
- развивать умение сопоставлять предметы по форме, цвету, количеству;
- развивать эстетический вкус воспитанников;
- развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;
- развивать организованность, аккуратность, дружелюбие, умение общаться друг с другом.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Выполнение программы рассчитано на 72часа. Возраст воспитанников 5-7 лет. Количество детей в группах 10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1уроку с каждой группой детей.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Согласно психофизическим особенностям детей дошкольного возраста, длительность занятия 25 минут, перемена 10минут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения воспитанники должны знать и уметь
- ориентироваться в пространстве;
- знать название звуков: гласный, согласный;
- не смешивать понятия «звук», «буква»;
- делить слово на слоги.
- уметь штриховать, рисовать узоры, печатать буквы, слоги , слова.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела
Всего часов
И з н и х :




теор.
практ.
индив.

1.
Вводное занятие: санитарные нормы, ТБ, гигиена труда, НОТ
1
1



2.
Введение ребенка в школьную жизнь Правила посадки при письме.
1
1



3.
« Готовим руку к письму»
35
11
20
4

4
Письмо. Печатание слогов, слов Печатание слов по схемам.

35
10
20
5



Итого:
72 часа
23
40
9


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел №1. Вводное занятие.-1ч
Теория: Знакомство с задачами кружка, правилами поведения и расписанием заня-тий, собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков. Требования к санитарному состоянию кабинета и внешнему виду воспитан-ников в процессе обучения. ТБ. Знакомство с Правилами внутреннего распорядка учреждения.
Практика: Игра «Давайте познакомимся»



Раздел №2 Знакомство с правилами посадки при письме-1ч.
Теория :Положение тетради, ручки карандаша .Заучивание правил посадки при письме в стихотворной форме.
.Практика: игра «Путешествие в город мастеров»





.
Раздел №3 « Готовим руку к письму» -35ч.
Теория .: Ориентировка на листке в клетку, обведение по клеткам, рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка; Рисование овалов не выходя за границы клеток Упражнения с пальчиками, театр пальчиков рисование пальцем в воздухе, самомассаж кистей рук, выполнение заданий на штриховку и др.упражнения Практика: игра «Как хороши наши пальчики», « Мы играем с пальчиками» Рисование бордюра «грибы» «репа»и др..


Раздел №4 « Учимся писать»- 35 час.
Теория: Печатание букв .Перенос данного рисунка в тетрадь.Упражнение в начертании наклонных линий. Написание элементов . Написание в прописи элементов букв по образцу. Составление узоров горизонтальных линий. Печатание слогов ,слов Печатание слов по схемам ,печатание простых предложений.
Практика: игра: «Веселый карандашик», «Как хорошо уметь писать.»



ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Сроки контроля
Какие знания, умения, навыки контролируются
Формы контроля


1.
Вводное занятие
НОТ, гигиена труда, санитарные нормы, ТБ
Беседа

2.
Введение ребенка в школьную жизнь
Знакомство с правилами посадки при письме, положение тетради, ручки карандаша.
Беседа

3.
После изучения раздела « Готовим руку к письму»
Умение ориентироваться на листке в клетку, обведение по клеткам, рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка; Рисование овалов не выходя за границы клеток .
Беседа, упражнения, само-стоятельная работа. Занятие-смотр знаний

4.
После изучения раздела «Учимся писать»
Печатание букв,слогов .Перенос данного рисунка в тетрадь.Упражнение в начертании наклонных линий. Написание элементов . Написание в прописи элементов букв по образцу. Составление узоров горизонтальных линий. Печатание слогов ,слов по схемам
Игра-смотр, беседа. Самостоятельная работа








МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ
- изготовить наглядный материал по разделу « Готовим руку к письму».
- наличие учебных пособий для педагога;
- наличие раздаточного материала для воспитанников по теме «Изучаем зву-ки и буквы»,« Деление слов на слоги»;
- привлечение родителей к подготовке (проведению) разнообразных занятий;
- приобрести развивающие игры по, обучению грамоте, развитию наблюдательности, внимания, логического мышления.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Для наилучшего усвоения материала воспитанниками, передачи инфор-
мации, для результативной работы, использовать следующие методы, прие-мы и формы работы:
- занятия-путешествия;
- смотры знаний;
- занятия-сказки;
- демонстрационный наглядный метод обучения;
- дидактические игры

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- В.А.Илюхина «Письмо с секретом», М. «Новая школа», 2004г
- Л.С.Михайлова «Как подготовить ребенка к школе» в двух частях, изд. Учитель, г. Волгоград
- С.Н.Лысенкова «Я читаю, я считаю, я пишу», М. «Школа-пресс», 2003г
-С.Е.Гаврина « Готовим руку к письму», «Учимся писать» М.»РОСМЭН-ПРЭСС»
- Р.Соболевский «Логопедические и математические игры», Минск, 2008г.
- Ф.Шустер «Материал для внеклассной работы», Минск, 2007г
- В.В.Волина «Праздник букваря», М. «АСТ-ПРЕСС», 2000г.
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду», М., 2001г.
- О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я», М., 2009г.
- А.И.Луньков «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома», М., 2007г.
- К.Юнг «Конфликты детской души», М., 2010






















шђ Заголовок 115