Программа кружка по чтению Любознайка (2 класс)


ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«ЛЮБОЗНАЙКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народный фольклор сегодня как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.
Народные сказки имеют большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играют ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих занятиях дети знакомятся с фольклорными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Цель курса «Формирование нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок» в начальной школе — нравственное воспитание и развитие учащихся в процессе формирования нравственных представлений через полноценное и глубокое восприятие народных сказок. Основная цель программы работы со сказкой нравственного содержания: развитие личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания нравственного содержания сказочного произведения.
Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой курса «Формирование нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок». С одной стороны, народные сказки, как часть культуры знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. С другой стороны, как вид искусства, народные сказки способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание.
Задачи данного курса:
а)развивающие:
развитие базисных характеристик личности: компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности, ответственности, безопасности и свободы поведения, самосознания и способности к самооценке;
б)воспитательные:
представления ценностей (здоровье, счастье, честность, справедливость);
представления отношений (любовь, дружба, милосердие, гуманизм, долг);
представления поступков (трудолюбие, творчество, патриотизм), в) образовательные:
формирование у детей представлений о взаимосвязях субъектов и объектов окружающего мира, о своеобразии народов, их культур, о нравственных ценностях.
В основу программы положены следующие идеи, принципы:
-идея социализации личности, в соответствии с которой важно создавать условия для познания школьниками окружающей его социальной действительности, социальных норм, самого себя, для усвоения культуры человеческих отношений, необходимой для взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
идеи сотрудничества;
идеи развивающего обучения, согласно которым учебно - воспитательный процесс строится с целью развития таких новообразований как произвольное управление поведением в учебной, игровой, трудовой деятельности;
целостность педагогического процесса предусматривает осуществление в единстве обучения и воспитания, взаимосвязь с внеклассной работой и семейным воспитанием;
принцип гуманизации, согласно которому главная общечеловеческая ценность - ценность личности, права человека, чувства собственного достоинства, доверия и уважения;
принцип ненасилия предполагает создание условий для эмоционального проживания, личностного принятия ребенком ценностных ориентации для воспитания миролюбия, толерантности, отрицания насильственных методов решения конфликтов;
культурологический принцип ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран, народов и осознания родной культуры как части мировой;
интерактивный принцип предполагает формирование у ребенка целостного образа мира на основе межпредметных связей учебных дисциплин начальной школы.
Программа построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, умений, навыков, опыта ценностных ориентации и творческой деятельности. Программа предполагает расширение и актуализацию знаний младших школьников о природе, обществе, человеке на основе интеграции и межпредметных связей.
Программа предусматривает формирование следующих знаний на уровне представлений:
о моральных нормах и сущности нравственных идеалов;
- о нравственных отношениях гражданина к человеческому сообществу, Родине, коллективу, труду, семье, самому себе;
о нравственных качествах человека;
о различных вариантах действий и поступков, о последствиях в нарушении общественных норм поведения.
Данные нравственные представления формируются в зависимости от степени их осознанности и влияния на поведение на разных уровнях:
-уровень знания и усвоения терминологии;
-уровень понимания фактов, связанных с нравственными категориями;-уровень применения нравственных знаний в отношениях с окружающими.
Особое внимание уделяется нравственным представлениям, которые усваиваются на уровне понимания (добро, дружба, взаимопомощь, честность). Дети, понимая сущность данных нравственных категорий, могут выделить их в жизненных фактах, при анализе произведений изобразительного, музыкального искусства и литературы.
Расширяются представления детей о нравственных качествах человека: доброта, справедливость, трудолюбие, вежливость, ответственность.
Данная терминология вводится в активный словарь детей, анализируется и объясняется ими на примерах сказочных героев, на основе наблюдений за одноклассниками, учителями, родителями.
В процессе выполнения различных видов заданий, упражнений, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, родителями формируются нравственные представления на уровне умений:
уважать точку зрения другого человека, уметь достигать согласия;
взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
быть доброжелательными, вежливыми, внимательными, выдержанными в общении с одноклассниками, родителями, соседями;
пользоваться словами приветствия, благодарности, прощания, извинения, приглашения;
выполнять правила поведения;
бережно, с заботой относиться к природе;
делать выбор модели нравственного поведения в конкретной ситуации на основе знаний нравственных принципов;
осознавать необходимость развития в себе нравственных качеств личности.
Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно-значимого для ученика полноценного чтения и сказочных произведений. Читая и анализируя сказку, ребёнок задумывается о важныхвопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении текста народных сказок особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка — основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Оценивая поступки героев сказок, ученик, совместно с учителем соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.
Концентрический принцип построения программы, позволяет выстроить логику развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.
Учитель использует разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок нравственного содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем, для сказочного персонажа, для дальнейшей инсценировки, драматизации, для участия в конкурсе на лучшего сказочника.
Размышляя над содержанием сказок, изучаемых в первой четверти, дети начинают задумываться о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, забота. Задача учителя — так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая и рассказывая их, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста, волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений. В процессе чтения, сопереживания и осмысления закладываются основы формирования и развития таких нравственных качеств ребёнка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.
Народные сказки, подобранные для чтения и анализа в первой четвери, отвечают возрастным возможностям учеников и их интересам: «Жалобы зайки», «Лиса и заяц», «Лисичка - сестричка и волк», «Лиса и козел», «Два брата», «Покровитель мышей» и др.
В методике работы с учащимися преобладают задания занимательные, подчас игровые, но помогающие решать серьёзные учебные задачи высокого уровня трудности. Также предусмотрены «самостоятельные работы», позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности нравственных представлений.
Во второй четверти сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой. Работа над сказкой направляется ответами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как это изображено?»
Расширяются и углубляются нравственные представления учащихся, так как они знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.
Усложняются виды самостоятельной работы младших школьников с текстом: они впервые занимаются сопоставительным анализом народных сказок, составляют характеристику героя, учатся пересказывать текст от имени героя, от чтения по ролям переходят к инсценированию.
В работе используются такие сказки как: «Иван - охотник», «Зимовье зверей», «Морозко», «Кокша - богатырь» и др.
В третьей четверти наблюдается более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа текста у учащихся, которое происходит при сравнении народной и авторской сказок, похожих по тематике, русских народных сказок и сказок других народов. Народная сказка представлена такими произведениями как: «Бой на Калиновом мосту», «Никита Кожемяка», «Баба Яга», «Волшебный меч» и др. Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе осмысления места и роли сказочного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы его нравственной эволюции. Углубление нравственных представлений учащихся идёт через вхождение их в сложное нравственное переживание, в условия морального выбора. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.
Обращённость текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию младшими школьниками народных сказок. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются нравственные представления детей о душевных качествах народного героя, о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал доброту и трудолюбие. Расширяются представлення детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.
Продолжается и углубляется процесс осмысления учащимися основных нравственных представлений: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; незаметная красота обыденного, истоки героического поступка, а также великодушия и душевной чёрствости, подлости и предательства, отваги и трусости.
В работе с учащимися осваиваются такие формы работы как: сочинение-рассуждение о нравственной проблеме; сказка, сочинённая «в заданном ключе» (по Д. Родари); сочинение по картине, отзыв на сказку и др.
Материал четвертой четверти структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в предыдущие четверти. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим возможностям учеников и приобретённому ими жизненному опыту. Идёт осмысление таких нравственных представлений, как патриотизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание. Учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед. В работе используются такие сказки как: «Диво дивное, чудо чудное», «Мудрые ответы», «Сарманай», «Чоткар -патыр» и др.
Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков позволяют несколько усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов, ведут дневники, в которых пишут аннотации и отзывы на самостоятельно прочитанные сказки.
Реализация данной программы включает в себя четыре этапа.
На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с окружающим миром посредством их включения в кратковременные наблюдения за персонажами, с которыми дети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения нравственного содержания сказочного произведения; на третьем - овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств - включение сказочных героев в различные нравственные ситуации; на четвертом - творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.
В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.
I этап. Цикл первичных наблюдений за персонажами сказки.
Задачи:
•развивать чувственное восприятие героев и персонажей, эмоциональное отношение к ним;
•побуждать детей к объяснению наблюдаемых нравственных ситуаций;Основными способами, приемами реализации задач I этапа являются:
короткие рассказы, вопросы, пояснения, игровые приемы (для поддержания возникших положительных эмоций), рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, просмотр кино- и видеофильмов, дидактические игры, речевые логические задачи, труд в природе, рисование, лепка, аппликация на основе впечатлений, полученных из сказок.При взаимодействии с детьми в процессе решения задач учитель стремится:
заинтересовать детей сказочным героем;
организовать восприятие объекта при получении согласия детей;
дать детям возможность удовлетворить возникшее любопытство;
проявить заинтересованное отношение к высказываниям детей по поводу увиденного, услышанного;
выразить свое собственное простое и искреннее отношение к объекту;
отметить общее эмоциональное и индивидуальные проявления детей;
использовать в процессе наблюдения общение с другими детьми и взрослыми.
II этап. Знакомство со сказкой. Задачи:
подводить детей к пониманию нравственного содержания сказки, опираясь на непосредственный эмоционально - чувственный опыт, приобретенный в процессе наблюдения за персонажами сказки;
развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
способствовать усвоению различных изобразительно - выразительных средств, раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, более или менее точно передавая в пересказе основные моменты сказочного произведения;
развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально и выразительно.
Читая сказку, педагог использует выразительные, эмоциональные средства ее передачи (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Беседа по содержанию сказочного произведения включает в себя вопросы нравственного содержания, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы воспитатель постоянно обращается к личному опыту детей, поощряет высказывания детей. В процессе подготовки к пересказыванию сказки возможно использование предметных моделей-картинок по содержанию сказки. Дети моделируют события сказки по показу воспитателя, затем составляют ее самостоятельно. Пересказывать сказку можно по частям, используя конкурсы между детьми по различным вариантам передачи сказочных образов. В конце занятия воспитатель предлагает нарисовать ее.
III этап. Путешествие по сказке. Задачи:
побуждать детей к видоизменению нравственного содержания сказки;
поощрять позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение нравственных проблем;
развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку с нравственных позиций.
Учитель предлагает детям сочинить продолжение сказки, поставив сказочного героя в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении нравственной проблемы или принятие на себя одного из сказочных образов. Воспитатель может использовать различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составление плана сказки. Воспитатель привлекает детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств передачи нравственных категорий. Придуманные детьми сказки должны включаться в различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструкторскую, театрализованную и др.
IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок нравственного содержания. Задачи:
развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок;
развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность, ценность с нравственных позиций);
побуждать к развитию продуктивности творческого рассказывания сказок нравственного содержания, умения создавать несколько вариантов сочинения на одну тему.
Учитель использует разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок нравственного содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем для сказочного персонажа, для дальнейшей инсценировки, драматизации, для участия в конкурсе на лучшего сказочника.
Тематический план кружка

занятияТемы Ко-
личествочасов
1 «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!» 4
2 «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады» 2
3 «Складно да ладно» 2
4 «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...» 4
5 «Чтение — вот лучшее учение» 4
6 «В начале жизни школу помню я...» 2
7 Друзья-товарищи 4
8 Дети и взрослые 3
9 «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» 3
10 Ребята и зверята3
11 Итоговая коллективная творческая работа 4
12 Народные сказки 4
13 Бытовые сказки. 3
14 15 Сказки разных народов. 3 316 Сказки, написанные авторами 2
17 Сказы 4
18 В школе жизни 3
19 «Мы в ответе...» 2
20 «Сто фантазий» 3
21 Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам 3
22 «Россия, Родина моя...»
Итоговая коллективная творческая работа 4
Итого 68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1четверть (18 часов)
Тема 1. «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!» (4 часа)
Красота природы, родного края, животного, человека. Художественный текст. Способность автора нарисовать словами картины жизни, передать своё отношение к нарисованному. «Рисующие» слова и звуки.
Тема 2. «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады» (2 часа)
Умение автора художественного произведения передать своё отношение к изображаемому, «заразить» своими чувствами. Способность читателя воспринять чужое переживание, войти в изображаемую ситуацию, разделить чужое горе и радость. Возможность выразить свои чувства и настроения и передать другим при выразительном чтении произведения.
Тема 3. «Складно да ладно» (2 часа)
Красота слова, гармония звуков, их радостное, благотворное воздействие на человека. Считалки. Игра в слова и звуки, сотворчество учеников.
Тема 4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...» (4 часа)
Реальное и фантастическое изображение. Некоторые способы создания фантастического образа, причины его восприятия читателем как истинного, достоверного.
Тема 5. «Чтение — вот лучшее учение» ( 4 часа)
Нравственные уроки народных сказок. Судьбы героев, которые учат добру, состраданию, милосердию. Наказание за жадность, злобу, обман. Характер героя, оценка его поведения и поступков читателем. Пословицы, загадки, скороговорки.
В течение первой четверти учащиеся получают нравственные представления:
о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости.
2четверть (16 часов)
Тема 1. «В начале жизни школу помню я...» (2 часа)
Воспоминания детства, их своеобразие. Первые уроки в школе ив жизни, первые учителя.
Способность автора изобразить переживания героя. Роль подробности в художественном изображении. Представление характера героя через его поступки. Отражение в поэзии внутреннего мира героя и чувств автора.
Тема 2. Друзья-товарищи (4 часа)
Взаимоотношения людей, дружба. Кого можно считать настоящим другом? Что значит «уметь дружить»? Несовместимость дружбы и зависти.
Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет изображения и смысл изображения. Диалог как способ изображения взаимодействия людей. Эффект неожиданности — один из способов художественной убедительности и основа юмора.
Тема 3. Дети и взрослые (3 часа)
Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа любви. Образ матери, материнская любовь, её сила и бескорыстие. Образ отца; бабушка, няня, нравственные ценности, которые они передают ребёнку. Смысл понятия родные люди.
Изображение мира глазами разных людей: ребёнка и взрослого, человека городского и деревенского. Художественный образ (матери), нарисованный в разных сказках. Сказки весёлые и грустные. Юмор как способ решения проблемы. Связь названия и главной мысли произведения. Развитие действия, роль случайности в развитии действия; конкретное описание и обобщение.
Тема 4. «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (3 часа)
Фантастическое изображение реального мира. В вымышленном сказочном мире живут по тем же законам: любят и ненавидят, дружат, помогают друг другу и бросают друзей в беде, стремятся выделиться, стать лидером, подчинить других. Нравственные уроки сказок, победа добра в финале народной сказки. Своеобразие изображения мира и человека в сказке. Народная сказка и авторская, первоначальные представления об особенностях авторской сказки. Сказка в стихах.
Тема 5. Ребята и зверята (3 часа)
Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотношения с животными. Отношение к животным — проба на человечность. Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить, вступать с ними в диалог.
Изображение в сказках характера животного, его переживаний. Детский взгляд художника на мир, способность увидеть «обыкновенное чудо» в жизни, роль фантазии, юмора, лиризм как способ «заразить» своим восприятием читателя.
Тема 6. Итоговая коллективная творческая работа (4 часа)
В течение второй четверти учащиеся получают нравственные представления:
• о любви к родному дому, малой родине, об ответственности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви, о сердечности и совестливости, смелости, коллективизме.
3 четверть (18 часов)
Тема 1. Народные сказки (4 часа)
Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки — представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.
Тема 2. Бытовые сказки (3 часа)
Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость — основы его непобедимости; самоирония народа как основа оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизненной активности как залога удачи, счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми.
Тема 3. Сказки разных народов ( 3 часа)
Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле.
Тема 4. Сказки, написанные авторами (3 часа)
Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Автор — рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир неживой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть.
Тема 5. Сказы (2 часа)
Двойственная природа сказа: реальная основа и сказочные мотивы. Особенность сказового слова, народность сказа.
В течение третьей четверти учащиеся получают нравственные представления:
• о защите Родины, патриотизме, героизме, отваге и смелости, об ответственности человека за свою судьбу, о сметливости, талантливости и щедрости русского человека, о великодушии и совестливости.
4 четверть (16 часов)
Тема 1. В школе жизни (4 часа)
Человек учится не только в школе, но и всю жизнь. Его учителями в школе жизни могут быть разные люди, и не только люди («Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи»). Способность на поступок, умение взять на себя ответственность — важнейшее человеческое качество. Добро и справедливость, необходимость отстаивать и защищать свои принципы в жизни.
Способность народного слова изобразить жизнь во всём её многообразии, фантастическое и реальное, способы их создания. Автор-рассказчик, способность автора перевоплотиться в героя (и не только в человека), смотреть на мир его глазами. Сочетание юмора и лиризма, драматическая напряжённость действия, главный и заглавный герой, идея произведения.
Тема 2. «Мы в ответе...» (3 часа)
Человечество — большая семья, Земля — наш общий дом. Забота друг о друге, особенно о тех, кого «приручили». Ответственность и забота не только родителей о детях, но и детей о родителях. Участие детей в решении взрослых проблем, деятельная любовь, способность человека, независимо от его возраста, на нравственный поступок, даже связанный с опасностью. Любовь, которая может обернуться бедой. Благородство и отвага, всемогущество добрых людей.
Романтическое и юмористическое изображение, способы создания лирической интонации в прозе. Возможности фантазии и сказки в изображении жизни и внутреннего мира человека. Способы выявления авторской позиции в разных видах художественного текста, точность и яркость языка.
Тема 3. «Сто фантазий» (2 часа)
Умный, весёлый взгляд на мир, способность преобразовать действительность полётом фантазии и воображением. Смешное и трогательное, забавное как то, что нас веселит, приносит радость, забавляет. Юмор как добродушное подсмеивание; самоирония как средство, спасающее от самовлюблённости и самоуверенности.
Реальность как основа фантастики, научно-фантастические произведения, их двойственная природа. Способы создания фантастических образов. «Нелепицы», «перевертыши» и другие языковые способы создания эффекта комического.
Тема 4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам (3 часа)
Сложность мира, в котором живёт человек, возможность в нём предательства и подлости, болезней и смерти. Вина и раскаянье, возможность самосовершенствоваться, условия успешного самотворения.
Автор-повествователь, жизнь писателя как материал для произведения. Начальные представления о стиле как проявлении творческой индивидуальности автора произведения. Лаконизм художественных средств, возможности передачи речи героя как средство изображения его образа и характера.
Тема 5. «Россия, Родина моя...» (3 часа)
Родина, Россия, народ — понятия вечные, общие и личные. Великое счастье и великая ответственность быть гражданином своей Родины, высшее проявление человеческой сущности. Деятельность и бескорыстие как основы любви человека к своей Родине.
Поэтический образ Родины, конкретность и обобщение, способы создания, сила воздействия.
В течение четвёртой четверти учащиеся получают нравственные представления:
• о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.
Таким образом, следует отметить, что:
данная программа обеспечивает целостность системы нравственного воспитания первой ступени школы - основу формирования нравственных представлений у младших школьников;
центральным, ведущим в программе является нравственный аспект гражданского образования;
особенности построения программы (подбор содержания, организация педагогического процесса) направлены на формирование нравственных представлений у младших школьников на разных уровнях усвоения.