Педагогические приемы по целенаправленному воздействию на подростка с осложненным поведением


Педагогические приёмы по целенаправленному воздействию на подростка с осложненным поведением
Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростков с осложненным поведением не дают желаемого результата. Педагогу, родителям, если они действительно озабочены проблемам подростка, чем бы они ни были инициированы, необходимо корректировать в первую очередь свое поведение и искать приемы и методы эффективного воздействия на ребенка.
Метод – это способ прямого или опосредованного влияния на личность. В нашем случае под способом влияния понимается совокупность факторов: личностные качества педагога, социально – психологический климат учебного учреждения, коллектива сверстников; весь инструментарий образовательного процесса.
Под приемом принято понимать часть метода, его фрагмент. Методы и приемы нередко переходят из одного состояния в другое, меняют свои роли, оставаясь неразрывно связанными.
Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представлять себе, чего вам необходимо добиться с его помощью.
В литературе описаны следующие группы педагогических приемов.
I. Созидательные, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и подростком, установлению взаимопонимания:
1. Проявление доброты, внимания, заботы.
2. Просьба.
3. Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения. Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:
совершение подростком нерядового для него положительного поступка;
поощрение должно вызвать у подростка положительные эмоции;
учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы и значимости поощрения для компенсации усилий, затраченных подростком на совершение положительного поступка;
не оставлять без поощрения каждое положительное проявление в поведении подростка;
чтобы не случилось, нельзя оставлять без награды каждое положительное проявление личности;
никогда не отнимать полученную награду, так как вы реагируете на поступок, а не на подростка как личность, чтобы не случилось, ребенок должен знать, что он «хороший»;
подростку необходима доля личной свободы и право на секрет; не усердствуйте в приказаниях, внушениях, распоряжениях, уговорах, помните о внушаемости ребенка;
если обстоятельства диктуют, приказывайте твердо и решительно, но только оживленно и оптимистично;
всегда учитывайте настроение ребенка и его состояние здоровья;
не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением, если хотите от него такого же отношения;
помните о неприкосновенности личности, высказывайте отношение только к поступкам, действиям: не «ты бессердечный», а «ты поступил бессердечно», не «ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность». Не учитывая в своих действиях этих правил, вы рискуете потерять надежду на взаимопонимание и возможность положительного влияния на подростка.
4. «Авансирование личности» (в качестве приема педагогического воздействия введен А.С. Макаренко) – предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, даже если он пока еще не заслужил в полной мере. Аванс в данной ситуации побуждает к проявлению лучших качеств.
5. «Обходное движение». В этом случае задача педагога: ненавязчиво дать подростку понять, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.
6. Прощение. Умение прощать, важнейшее человеческое качество, однозначно должно присутствовать в педагогической практике. Главное – сознательно оценивать факты, понимать ситуацию и прощать, памятуя о том, что любая ситуация всегда только следствие, а не причина осложненного поведения ребенка.
II. Некоторые приемы, способствующие формированию у подростка социально – одобряемого поведения.
1. Убеждение и личный пример. Убеждение – и разъяснение, и доказательство необходимости, либо недопустимости определенного поведения, поступка. Личный пример – полновесный аргумент правоты взрослого человека.
2. Моральная поддержка и укрепление подростка в свои силы и возможности.
3. Вовлечение в интересную деятельность.
4. Пробуждение гуманных чувств.
III. Приемы, основанные на понимании динамики формирования чувств и интересов подростка.
1. Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого – либо промежуточного компонента.
2. «Фланговый подход». Взрослый, обнаружив какой – то проступок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает такие чувства ребенка, которые побуждают его к проявлению своих лучших черт. Беседа не сосредотачивается на совершенном нарушении ребенка, но влияет на его осмысление содеянного. В этом принцип «флангового подхода».
3. Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поиске взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления подростка.
IV. Прямые и косвенные тормозящие приемы.
1. Констатация поступка. Прямая –высказывание, акцентируемое на данном проступке, косвенная – высказывание или действие, указывающее подростку на то, что его проступок для взрослого не тайна.
2. Необычный подарок, без слов укоризны вручаемый подростку в качестве намека на невыполненную, согласно предварительной договоренности, работу.
3. Осуждение, как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких – либо норм поведения.
4. Наказание может быть результативным только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и является для ребенка неожиданностью.
5. Приказание как прием успешно только при правильном выборе взрослым она его произнесения (твердо и весело, например).
6. Предупреждение.
7. Вызов тревоги относительно предстоящего наказания.
8. Возмущение недопустимостью совершенного поступка.
V. Вспомогательные приемы.
1. Создание внешней опоры социально – одобряемого поведения заключается в формировании культурных и нравственных привычек с помощью нравственных упражнений, заключающихся в многократной организации проявлений социально – одобряемого поведения ребенка, подростка.
2. Отказ от концентрации внимания на отдельных проступках позволяет поддерживать с подростками нормальные взаимоотношения, а также предотвращает несправедливые упреки в злоупотреблении осуждением и наказанием.
Тончайшим инструментом влияния на формирование личности ребенка является слово взрослого. Ни в коем случае нельзя в процессе общения с ребенком, подростком переходить на крик, который является признаком педагогического невежества. Он однозначно воспринимается ребенком на несправедливость.