Рекомендации педагогам и родителям по целенаправленному воспитательному воздействию на подростка с осложненным поведением

Рекомендации педагогам и родителям
по целенаправленному воспитательному воздействию
на подростка с осложненным поведением
Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростков с осложненным поведением не дают желаемого результата. Педагогу, родителям, если они действительно озабочены проблемами подростка, чем бы они ни были инициированы, необходимо постоянно корректировать в первую очередь свое поведение и искать приемы и методы эффективного воздействия на ребенка.
Метод - это способ прямого или опосредованного влияния на личность. В нашем случае под способом влияния понимается совокупность факторов: личностные качества педагога, социально-психологический климат учебного учреждения, коллектива сверстников; весь инструментарий образовательного процесса.
Под приемом принято понимать часть метода, его фрагмент. Методы и приемы нередко переходят из одного состояния в другое, меняют свои роли, оставаясь неразрывно связанными.
Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представлять себе, чего вам необходимо добиться с его помощью.
В литературе описаны следующие группы педагогических приемов.
I. Созидательные, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и подростком, установлению взаимопонимания:
Проявление доброты, внимания, заботы.
Просьба.
Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения. Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:
совершение подростком нерядового для него положительного поступка;
поощрение должно вызвать у подростка положительные эмоции;
учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы и значимости поощрения для компенсации усилий, затраченных подростком на совершение положительного поступка;
не оставлять без поощрения каждое положительное проявление в поведении подростка;
чтобы не случилось, нельзя оставлять без награды каждое положительное проявление личности;
никогда не отнимать полученную награду, так как вы реагируете на поступок, а не на подростка как личность, чтобы не случилось, ребенок должен знать, что он «хороший»;
подростку необходима доля личной свободы и право на секрет; не усердствуйте в приказаниях, внушениях, распоряжениях, уговорах, помните о внушаемости ребенка;
если обстоятельства диктуют, приказывайте твердо и решительно, но только оживленно и оптимистично;
всегда учитывайте настроение ребенка и его состояние здоровья;
не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением, если хотите от него такого же отношения;
помните о неприкосновенности личности, выказывайте отношение только к поступкам, действиям: не «ты бессердечный», а «ты поступил бессердечно», не «ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».
Не учитывая в своих действиях этих правил, вы рискуете потерять надежду на взаимопонимание и возможность положительного влияния на подростка.
«Авансирование личности» (в качестве приема педагогического воздействия введен А.С. Макаренко) - предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, даже если он пока еще его не заслужил в полной мере. Аванс в данной ситуации побуждает к проявлению лучших качеств.
«Обходное движение» (название дано А.С. Макаренко). Отношение педагога к ребенку, подростку в каждой конкретной ситуации находит свой отклик. Например, ученик совершил некий неблаговидный поступок и находится в затруднительном положении: сверстники относятся к нему враждебно, подозревают, или обвиняют его в чем-то. Нарастает конфликт, возможен взрыв негативных эмоций. В таких условиях однозначная поддержка педагога, силой своего авторитета, способна произвести сильное впечатление. Подросток растерян, удивлен; тревога и напряжение сменяются облегчением и чувством благодарности.
Задача педагога: ненавязчиво дать подростку понять, что неблаговидный поступок - досадное недоразумение, случайность и больше не повторится, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.
6. Прощение. Умение прощать, важнейшее человеческое качество, однозначно должно присутствовать в педагогической практике. Главное - сознательно оценивать факты, понимать ситуацию и прощать, памятуя о том, что любая ситуация всегда только следствие, а не причина осложненного поведения ребенка.
II. Некоторые приемы, способствующие формированию у подростка социально-одобряемого поведения.
Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство необходимости либо недопустимости определенного поведения, поступка. Личный пример - полновесный аргумент правоты взрослого человека.
Моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности.
Вовлечение в интересную деятельность.
Пробуждение гуманных чувств
III. Приемы, основанные на понимании динамики формирования чувств и интересов подростка.
Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого-либо промежуточного компонента.
«Фланговый подход». Взрослый, обнаружив какой-то проступок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает такие чувства ребенка, которые побуждают его к проявлению своих лучших черт. Беседа не сосредотачивается на совершенном нарушении ребенка, но влияет на его осмысление содеянного. В этом принцип «флангового подхода».
Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поиске взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления подростка.
IV. Прямые и косвенные тормозящие приемы.
Констатация поступка. Прямая - высказывание, акцентируемое на данном проступке, косвенная - высказывание или действие, указывающее подростку на то, что его проступок для взрослого не тайна.
Необычный подарок, без слов укоризны вручаемый подростку в качестве намека на невыполненную, согласно предварительной договоренности, работу.
Осуждение, как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких-либо норм поведения.
Наказание может быть результативным только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и является для ребенка неожиданностью.
Приказание как прием успешно только при правильном выборе взрослым тона его произнесения (твердо и весело, например).
Предупреждение.
Вызов тревоги относительно предстоящего наказания.
Возмущение недопустимостью совершенного поступка.
V. Вспомогательные приемы.
Создание внешней опоры социально-одобряемого поведения заключается в формировании культурных и нравственных привычек с помощью нравственных упражнений, заключающихся в многократной организации проявлений социально-одобряемого поведения ребенка, подростка.
Отказ от концентрации внимания на отдельных проступках позволяет поддерживать с подростками нормальные взаимоотношения, а также предотвращает несправедливые упреки в злоупотреблении осуждением и наказанием.
Тончайшим инструментом влияния на формирование личности ребенка является слово взрослого. Ни в коем случае нельзя в процессе общения с ребенком, подростком переходить на крик, который является признаком педагогического невежества. Он однозначно воспринимается ребенком как несправедливость.
Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.







ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Профессионально организованное влияние педагога на учащегося, способствующее социальной адаптации подростков, одна из традиционных и, тем не менее, актуальных проблем педагогической психологии. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату, оно может вызвать у учащегося как положительную, так и отрицательную или же нейтральную реакцию.
Только при условии положительной реакции на воспитательное воздействие возможна успешная социальная адаптация подростка.
Необходимость профессионально организованного воздействия педагога на учащегося определяется:
поиском технологических приемом и способов по преодолению психологических барьеров во взаимоотношениях;
определением специфики педагогического воздействия на слабоуспевающего учащегося в системе учитель - ученик;
стимулированием не только видимого поведения, но и управление взаимоотношением скрытого от глаз психологического воздействия (установок, ожиданий эмоциональных реакций и др.)
Одним из психологических барьеров во взаимоотношениях детей испытывающих затруднения в обучении является острая эмоциональная реакция, возникающая в ответ на оценку учителя, не соответствующую самооценке подростка и проявляющаяся в неадекватном поведении.
Данный психологический феномен исследован Р.И. Цветковой (1990) и определены пути его коррекции. К технологическим приемам относятся:
организация направленности интересов в становлении личности подростка;
расширение сферы деятельности подростков, а главное - качественные изменения ее характера, усложнение видов и форм деятельности;
индивидуальный подход, учет индивидуально-типологических особенностей личности;
коррекция развития личности подростка с учетом определения ее направленности и интересов, определение условий, положительно влияющих на формирование личности подростка;
управление системой ведущих мотивов;
анализ типичных психолого-педагогических ошибок в индивидуальном подходе к подросткам, испытывающих затруднения в обучении.
К типичным педагогическим ошибкам в организации работы с подростками можно отнести:
слабое знание возрастной психологии, непонимание педагогами целей и мотивов поведения подростков, особенно с осложненным поведением;-
предубежденность в отношении таких подростков, ориентация в развитии их личности только на негативных проявлениях;
непонимание педагогами того, что воспитывающим средством является не деятельность учителя, а, в основном, деятельность самих подростков, которую необходимо педагогически выверено организовывать и направлять;
далеко не всегда педагогически целесообразное взаимодействие педагогов с семьей и ближайшим окружением;
неумение педагогов активизировать стремление подростков с отклонениями в эмоционально-волевом развитии к общественно-значимой деятельности;
формальный подход педагогов к осуществлению контроля над ходом исполнения проблемным подростком поручения, задания;
непонимание педагогом важности в оценке подростка ориентации на достижения;
неумение многих педагогов снимать эмоциональный и смысловой барьеры во взаимоотношениях с подростками;
сложность в организации творческого поиска приемов, ведущих к переориентации ценностных установок в поведении подростков.
Названные выше и ряд других типичных педагогических ошибок должны побудить педагогов не только переосмыслить свое профессиональное кредо, но и способствовать поиску наиболее эффективных путей в работе с проблемными подростками.
Психолого-педагогические исследования и педагогическая практика позволяют определить некоторые пути преодоления типичных педагогических ошибок в работе.
Во-первых, очень важно постоянно повышать психолого-педагогическую квалификацию учителей, воспитателей, родителей; активизировать в каждом учреждении образования работу социальной психолого-педагогической службы в отношении просвещения родителей, учителей.
Во-вторых, проблемных учащихся необходимо изучать всем учительским коллективом (педконсилиумы), совместно искать реальные средства для максимально полной самореализации таких детей.
В-третьих, нельзя допускать в группах изолированности трудного подростка, для этого необходима высокопрофессиональная работа мастера п/о, социальной психолого-педагогической службы образовательного учреждения.
В-четвертых, установить строгую научно-обоснованную преемственность воспитательной работы училища и внеучилищных учреждений.
В- пятых, уделять внимание внутреннему миру подростка, тому, чем он живет, что его побуждает к деятельности. Все это может быть гарантией того, что он не дойдет до грани, с которой начинается правонарушение.
Наиболее успешно воспитательный процесс реализуется в рамках психолого-педагогического сопровождения, которое требует от педагога учёта следующих принципов:
безусловное принятие ребенка;
понимание своеобразия психического развития подростка и его самочувствия;
видение реальных возможностей каждого подростка, а не предъявление ему завышенных требований;
проявление гибкости в воспитательной тактике, которая должна быть подчинена индивидуальным особенностям ребёнка, а не личным воззрениям, привычкам и настроениям;
уважение к личности подростка;
готовность к «диалогу на равных».
Уважение к личности включает в себя не только отказ от оскорблений и пренебрежительного отношения, но и от заискивания, приспособления под его систему ценностей. Искреннее уважительное отношение к личности, умение увидеть в другом человеке качества, за которые можно его ценить и уважать, помогают не только найти контакт с подростком, но и помочь ему «подняться в собственных глазах», увидеть свои достоинства, научиться действенному самоуважению.
Стремление «подстроиться», заигрывание, как правило, вызывает неприятие и презрительное отношение со стороны подростков, т. к. в основе такого поведения взрослого человека обычно лежит страх и неуважение.
Педагогу необходимы:
эмпатическое понимание - способность становиться на точку зрения другого человека и видеть ситуацию его глазами, что даёт возможность иначе взглянуть на особенности поведения подростка и, следовательно, помочь ему разобраться в себе и своих проблемах, найти способ с ними справиться;
открытость и доброжелательность педагога - его способность быть естественным в любой педагогической ситуации, всегда оставаться самим собой, не отступая от своих принципов и проявлять искренное, доброжелательное отношение к людям;
стремление показать подростку, что он не безразличен другим, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают;
демонстрация оптимистического взгляда на подростка и его будущее;
вера в положительные изменения в его поведении, судьбе;
понимание сложности воспитательной задачи;
осознание того, что в данной работе не может быть быстрых положительных результатов, что срывы возможны, но «дорогу осилит идущий».
Таким образом, при организации педагогического процесса, направленного на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, необходимо помнить, что разчичные техники, методы и приемы воспитательного воздействия работают только если педагог смог сформировать у себя самого правильное психолого-педагогическое отношение к подростку









Рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения подростка
с осложненным поведением
Цель: оказание подростку поддержки и помощи в его полноценной социализации и реализации его личностных возможностей.
Задачи:
создание условий для включенности подростка в позитивные социальные отношения;
предоставление подростку возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия.
Компоненты специально организованной психолого-педагогической работы:
нравственное просвещение (развивающие занятия по этике, нравственные беседы, индивидуальные консультации);
активизация всех источников нравственного опыта учащихся (учебная и внеклассная деятельность, общественно-полезный труд, взаимоотношения в классе, в семье, стиль работы педколлектива учебного учреждения и пр.)
введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности подростка.
Самое важное в организации работы - оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения с учетом половозрастных особенностей учащихся.

Алгоритм индивидуального подхода к подростку
с осложненным поведением в воспитательной работе

1. Изучение личности подростка в условиях учебно-воспитательного процесса и семейных отношений:
анализ и обобщение результатов диагностической программы, на основании чего ставится первичный «диагноз»;
непосредственное наблюдение поведенческих реакций подростка в социуме (на уроке, в межличностном общении, во время досутовых мероприятий и т. д.);
создание педагогических ситуаций как средства для изучения личности ребенка, позиции в группе, его интересов и склонностей;
сравнительный анализ результатов использования различных методик и уточнение «диагноза».
Методы изучения личности подростка можно разделить на две группы:
констатирующие, которые позволяют собрать необходимую информацию о личности ребенка и его окружении (наблюдение, тестирование, анкеты, социометрия, опросы, интервью, беседы и др.);
формирующие - для определения уровня податливости подростка воспитательному влиянию (педагогические приемы, такие как «просьба», «поощрение», «авансирование личности», «обходное движение» (по А.С. Макаренко), «прощение», «огорчение»; включение в различные виды деятельности и др.).
Самая главная задача: понять причины осложненного поведения подростка и оценить меру негативного влияния микро- и макросреды на формирование личности. Для этого необходим также анализ следующих данных о воспитательной атмосфере семьи ребенка:
отношение членов семьи к жизненным ценностям (труд, семья, развитие, образование, досуг и пр.);
взаимоотношения взрослых, членов семьи;
отношение взрослых к подростку, его учебе, друзьям, организации совместного досуга и т. д.
Следует понять, что именно в семейной ситуации провоцирует изменения в поведении подростка, а также выявить факторы, которые смогут послужить опорой для его поддержки и последующих позитивных изменений.
Определение цели, выбор форм и методов нравственной переориентации личностного развития воспитанника.
Разработка и осуществление плана работы по реализации индивидуального воспитательного подхода.
Анализ результатов и оценка деятельности по реализации плана индивидуальной воспитательной работы.
При частичном или неполном успехе план работы, формы и методы воспитательного воздействия коррекгируются или видоизменяются.

РЕКОМЕНДАЦИИ, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими
При опросе слабоуспевающим учащимся дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Учащимся задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых учащийся отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, преподаватель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.















РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Агрессивные дети часто бывают вооружены.
Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
Обсуждайте поведение только после успокоения.
Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
Пусть за что-то отвечает в школе.
Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слашавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
Свое плохое настроение не разряжать на нем.
Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
















РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте -ипохондрия - за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИ ЦИДУ (самоуничтожение).
Внушаемы:
Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
Включать в общественные посильные дела.
Хвалить самостоятельность.
Стимулировать личную ответственность.
Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.
Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы дать время успокоиться.
Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.





















РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-ого этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т. к. дли него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.
Не призывать к совести, не читать морали.
Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжен с любопытством помочь преодолеть эту стену.
Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике и т. д.
Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.












РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ с гиперактивными детьми с истерическими реакциями
Игнорировать истерические реакции.
Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.
Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
Не стремиться угодить.
Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение -это ему и надо (подсознательно).
Чаше давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не повелением, т. к. неутолимая жажда признания.
Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
Требует много льгот для себя.
Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков - одно замечание или наказание.
Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
Усилить систему поощрений и наказаний (наказание - неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек - требования всех членов едины.
Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.
Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо*, «надо».















Психолого-педагогические характеристики двух групп лиц с олигофренией, подлежащих обучению в профессиональном училище.

Дети с эритическим типом нервной системы все делают быстро, бездумно, не склонны анализировать задание, почти не способны программировать деятельность, при этом злятся на неудачи, обижаются. Обычно у них завышена самооценка. Они бывают дезорганизаторами в группе. Такие подростки не дослушивают, инструкции, отвечают не думая, сразу же. Если ответ неправильный, то начинают доказывать свою правоту, отстаивать оценку. В силу своей импульсивности и некритичности часто попадают под чужое отрицательное влияние, имеют слабую волю. Таким детям в группе рекомендуется давать поручения, не связанные с руководством. Тон общения с ними должен быть спокойным, но требовательным. Нельзя позволять им бездельничать, не следует провоцировать их на грубость и нарушения. Обсуждать их поведение лучше наедине, а если в коллективе, то сначала поощрить, подчеркнуть положительное и только затем обсудить проступок. На уроках рекомендуется задание членить на части, попросить учащегося повторить задание или вопрос, подумать перед ответом, проговорить план действий.
Дети с торпидным типом нервной системы, наоборот, заторможенные, пассивные, быстро утомляются. У них слабо выражены эмоции. Они испытывают затруднения в учебе, стесняются говорить и выступать. Устные предметы даются им трудно, письменные лучше. Такие дети могут отказываться отвечать на уроке («Не могу», «Не знаю», «Не хочу»). Поэтому их надо вовлекать в работу, стимулировать активность. Хвалить их надо обязательно при всех за любое достижение, повышая тем самым их самооценку. Оценивать не только баллами, но и словами. Осмеивать нельзя, тем более при коллективе. Поручать простые задания, на уроках давать индивидуальные задания, лучше в письменном виде.