Технологическая карта урока по теме Орнамент в вышивке народов Пермского края (6 класс)


Технологическая карта к уроку технологии в 6 классе по теме:
«Орнамент в вышивке костюмов народов Пермского края».
Тема урока Орнамент в вышивке костюмов народов Пермского края
Тип урока Комбинированный
Цель Составление эскиза с орнаментом народной культуры.
Планируемый результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
- научить различать вышивки разных народов;
Личностные:
-самооценка умственных и физических способностей;
-проявление познавательных интересов и активности в деятельности;
-развитие ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные:
-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-алгоритмизированное планирование учебного процесса;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
-отражение в устной и письменной форме своих действий;
-выбор для решения познавательных и коммуникативных задача различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
-согласование и координация совместной познавательно – трудовой деятельности с другими ее участниками;
Предметные:
-владение алгоритмами и методами решения организационных задач;
-владение кодами и методами чтения и способами графического представления какой либо информации;
-планирование технологического процесса и процесса труда;
-проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-соблюдение норм и правил безопасности труда, правил санитарии и гигиены;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
-дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
-разработка варианта защиты выполненного объекта или результатов труда;
-формирование рабочей группы для выполнения проекта;
-публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
-достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Основные понятия Вышивка, орнамент.
Межпредметные связи Русский язык, ДПИ, умение пользоваться словарями, чтение.
Ресурсы Толковый словарь русского языка, мультимедийное сопровождение урока технологии.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа и работа в микрогруппах.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Обучающие и развивающие задания каждого этапа Формируемые УУД
1. Подготовка класса Парты расставлены таким образом, чтобы можно было заниматься в группах. Для каждой девочки лежит оценочный лист с критериями. Для каждой группы в файле лежат картинки с изображением костюмов. Ватман, цветные карандаши. На доске на ватмане кроссворд. 2. Мотивация к учебной деятельности.
(3 минуты) Включение в деловой ритм работы. Устное сообщение. Готовятся к работе. У: -Здравствуйте! Я рада вас всех здесь сегодня видеть. Ребята у нас сегодня на уроке присутствуют гости и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Поздоровайтесь и присаживайтесь на свои места. Я желаю вам хорошего настроения, удачной и продуктивной работы. Думаю, что сегодняшний урок принесет не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут знания, которые вы приобрели на прошлых уроках, а также смекалка и сообразительность. Личностные: самоопределение роли ученика.
Коммуникативные:
Умение слушать и слышать.
3. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
(5 - 7 минут) Выявляет уровень знаний. Определяет типичные ошибки. Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции. У: Девочки, а вы умеете отгадывать кроссворды?
Д: Да.
У: Я хочу вам предложить отгадать прямо сейчас кроссворд. Посмотрите на экран. Там написано задание. Ваша задача по цепочке читаете задание и отвечаете. Если затрудняетесь ответить, просите помощь. После правильного ответа вписывайте его в кроссворд на доске.
Д: По цепочке отгадывают кроссворд и записывают правильные ответы.
У: Посмотрите на доску. Вы отгадали весь кроссворд. Молодцы. Красной нитью прослеживается слово «вышивка». Кто знает что такое «Вышивка»? Давайте обратимся к словарю, уточним наши ответы.
Д: ищут в толковом словаре определение.
У: На ваших столах лежат файлы с иллюстрациями народных костюмов. Посмотрите на них. Чем украшали одежду?
Где применяется вышивка? Где видели?
Д: Ответы учащихся. Вышивали одежду, сумки, предметы быта, обувь и т.д.
У: Учитель показывает презентацию.
Как вы считаете какова тема сегодняшнего урока?
Д: Вышивка.
У: Переворачивает заполненный кроссворд, который находится на доске. На обратной стороне написана тема урока: «Орнамент в вышивке костюмов народов Пермского края». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: прогнозирование.
4. Постановка учебной задачи.
(5 минут) Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Ставят цели, определяют задачи. Выявляют место и причины затруднения. У: Все ли слова в теме урока вам понятны? Что такое орнамент? Если затрудняетесь ответить давайте обратимся еще раз к словарю.
Д: девочки зачитывают определение «орнамента».
У: Посмотрите на иллюстрации на ваших столах. Чем отличаются вышивки друг от друга?
Д: в каждом костюме есть свои особенности.
У: Можем ли мы сейчас назвать эти особенности?
Д: нет не можем.
У: что перед нами стоит?
Д: проблема.
У: Какая? Кто может озвучить?
Д: отсутствие знаний об особенностях орнаментов народов Пермского края.
У: какова будет цель урока?
Д: составление эскиза с орнаментом народной культуры.
У: вывешивает на доске проблему и цель урока. Вместе с детьми составляют задачи, которые тоже вывешиваются на доску. (представление подготовленных сообщений о национальных костюмах народов Пермского края, выявить особенности (цветовые и фигурные) орнаментов костюмов народов Пермского края, составить на бумаге эскиз вышивки для костюма). Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.
5. выступление учащихся с сообщениями.
(10 минут) Организует деятельность учащихся. Внимательно заслушивают выступления учащихся, сопоставляют их с иллюстрациями на столах. У: как мы уже поняли вышивка и орнамент разных народов всегда отличались друг от друга. Вышивка тесно связана с трудом, бытом и природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Народные вышивки издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.
Давайте сейчас послушаем выступление девочек.
Д: выступают четыре человека.
У: во время выступления детей учитель заостряет внимание учащихся на особенностях вышивки и цветовой гамме.
Физкультминутка. Познавательные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное.
Физиолого-психологические, коммуникативные: умение выступать на публике.
6. реализация и защита проекта.
(15 минут) Организует работу учащихся над проектом в соответствии с планом. Работают в соответствии с составленным планом. Работа в группах. У: обратите еще раз внимание на доску. Мы составили план работы. Давайте еще раз проговорим его. Мы выполнили два этапа, решили две задачи. Осталась последняя – выполнить эскиз.
Д: приступают к работе. Им необходимо на листе ватмана, на котором нарисовано женское платье, изобразить орнамент для вышивки. Орнаментом необходимо украсить ворот, рукава, низ.
У: наблюдает и выявляет недочеты. Смотрит как дети могут работать с источниками информации, умением общаться друг с другом, умеют ли поддерживать беседу.
Д: после выполнения работы, каждая группа защищает свой эскиз. (Защита: орнамент какого народа они рисовали, какие цвета использовали, особенности орнаментов этих народов). После выступления работы вывешиваются на доску.
У: Когда все работы будут защищены, проводится голосование. Девочкам выдаются цветные стикеры, которые они приклеивают на понравившуюся модель. Тем самым определяется победитель, лучшая работа. Заполняется оценочный лист. Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.
7. Рефлексия деятельности. Итог урока.
(5 минуты) Организует рефлексию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и, соотносят цель и результаты. У: Какую цель мы ставили на уроке? Мы ее достигли? Что больше всего понравилось на уроке? Что не понравилось? Домашнее задание: составить эскиз, рисунок орнамента народной вышивки. Взять те народы, которые не разбирали сегодня на уроке. Написать сообщение. Подготовить защиту работы.
Д: подсчитывают общее количество набранных баллов.
У: главное чтобы все остались довольны проделанной работой и с желанием пришли на следующий урок. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.