Урок русского языка в 6 классе Разряды количественных числительных


Урок русского языка в 6 классе
РАЗРЯДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Цели урока:
ученики– будут знать разряды количественных числительных;
– смогут различать целые, количественные и собирательные числительные;
– находить в тексте количественные числительные;
– смогут взаимодействовать между собой, решая учебные задачи;
учитель
– обеспечит условия для учебно-познавательной деятельности учащихся;
– создаст благоприятную атмосферу сотрудничества и учебного взаимодействия.
Планируемые образовательные результаты: по завершении изучения темы учащиеся
– самостоятельно формулируют тему, цель урока;
– планируют предстоящую познавательную деятельность;
– выполняют задания в сотрудничестве друг с другом (в паре, группе);
– выделяют существенные признаки понятия;
– аргументируют свое мнение;
– применяют знания для объяснения правописания слов;
– оценивают свои учебные действия на основе модельного ответа и по критериям
Тип урока: формирование новых знаний
Форма учебного занятия: коллективные формы учебного взаимодействия (парная, групповая)
Методы и приёмы: «Верю – не верю», Инсерт, «Лови ошибку», Шкалирование, Свободный микрофон, фронтальный
Оборудование: ИАД, ресурсы к уроку, учебно-информационная карточка, медиа-презентация
Использованные модули: новые подходы к преподаванию и обучению, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, управление и лидерство, критическое мышление, обучение талантливых и одаренных, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование ИКТ
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время
I Прогнозирование
УД 1.Организует начало УД на уроке
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
2.Актуализация знаний. Прием «Верю – не верю».
3.Постановка учебной цели.
–Ответьте на вопросы.
1)Сколько месяцев в году?
2)По сколько учеников сидит за одной партой?
3)А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели?
– На какой вопрос отвечают эти числительные?
– Что они обозначают?
– Одинаковое ли количество обозначают данные числительные? Сумеете ли вы ответить на этот вопрос сразу?
Выход на цель урока: уметь определять разряды количественных числительных. – Потому что Вы хотели быстрее с нами встретиться.– Потому что скоро наступит весна (и прочее)
Говорят, начиная словами: «Да, верю, потому что …» или «Нет, не верю, потому что…»
Отвечают на вопросы:
12
По двое
Одну вторую часть яблока
–Сколько?
–Количество
Ищут верные ответы 1 мин.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
II Аккумуляция знаний 1.Орфографическая минутка
– Вставьте нужную букву (-ы), графически обозначьте условия выбора буквы (-в).
Свинц…вый, груш…вый, тума…ый, оловя…ый, гуси…ый, серебря…ый, (не)настный, (не)трудный, не (узкий), а широкий, (восточно)европейский, (серо)зеленый,(юго)восточный
**Оценивание по шкале
«5» 0 ошибок
«4» 1-3 ошибок
«3» 4-5 ошибок
«2» 6-7 ошибок
2.Работа с информационной карточкой «Разряды количественных числительных»
Прием Инсерт (изучение учебного текста методом помет, приложение 1)
V – знаю
+ – новая информация
? – непонятная информация
3.Прием «Лови ошибку»
– Исправьте ошибки в данном тексте, опираясь на содержание информационной карточки, (приложение 2)
3.Сообщение ученика дополнительного материала по теме «Имя числительное» 1.Учащиеся вставляют необходимые буквы, затем проверяют правильность по модельному ответу, слайд 1 (самопровека)
СвинцОвый, грушЕвый, тумаННый, оловяННый, гусиНый, серебряНый, ненастный, не трудный, не узкий, а широкий, восточноевропейский, серо-зеленый, юго-восточный
**Самооценивание учащихся
по критериям
(выставляют полученную оценку на полях напротив словарной работы)
2.Изучают учебный текст методом помет индивидуально, затем в паре,
в группе. Выявляют ошибки в предложенном тексте индивидуально, затем проверяют друг друга в паре, в группе и представляют от группы спикера для отчета о проделанной ошибке. (Учащимся даны для исправления 5 разных текста по количеству групп).3.Ученик заранее получил задание и ссылку на поиск дополнительной информации энциклопедического характера по изучаемой теме. 4 мин.
2 мин.
4 мин.
4 мин.
2 мин.
III Валеологическая минутка «Да» – «Нет»
Верная информация – да – руки учащихся подняты вверх;
Неверная информация – нет – руки учащихся отведены в стороны
–Имя числительное обозначает предмет.
– Числительное распределяется по двум лексико-грамматическим разрядам.
(Так задаются 7-8 вопросов). Учащиеся, стоя, выполняют физминутку, при этом по ходу повторяют учебный материал.
– Нет (руки отведены в сторону).
– Да (руки подняты вверх). 2 мин.
IVКонсолидация знаний 1.Распознайте количественные целые числительные среди идентичных форм слов
1) Один день заменит три, если все делать вовремя.
2) Сколько уголь камнем ни три – белым не станет.
3) Оглядывайся на себя по три раза в день.
4) Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.
5) Ворона белой не станет, сколько ни три ее песком.
– Какие разряды количественных числительных?
– Как называются такие слова?
2.Замените, где возможно, целые числительные собирательными.
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (козлята), 2 (друг).
3.Из всех числительных текста определите дробные числительные и запишите их словами.
Употребление отдельных частей речи писателями подчиняется определенной закономерности.У Куприна, например, на 500 знаменательных слов 2/13 приходится на глаголы, у Пушкина – чуть больше, у Чехова – 1/12, у Шолохова – 3/8. У Лермонтова 1/3 существительных обретают признаки прилагательных. Учащиеся выбирают нужные номера предложений, затем проверяют друг друга в паре (взаимопроверка) по модельному ответу (слайд 2).
Верный ответ: предложения №1, 3, 4.
Целые
Омонимы
Выполненное задание соотносят с модельным ответом (слайд 3), самопроверка.
Три девушки, четверо гусят, пятеро брюк, семеро козлят, два друга (двое друзей)
3. Выписывают из текста только дробные числительные (самопроверка), слайд 3
Две тринадцатых, одна двенадцатая, три восьмых, одна третья. 3 мин.
3 мин.
3 мин.
V Контроль ЗУН
– Приведите в соответствие.
1)шестеро друзей А) целые
2)одна вторая метра 3)пять яблок 4)обе сестры Б)дробные
5)семь раз отмерь 6)полторы тонны 7)шестеро щенков В)собира-тельные8)две третьих урожая 9) триста сорок тонн Приводят в соответствие
А – 3, 5, 9
Б – 2, 6, 8
В – 1, 4, 7
**Взаимооценивание по модельному ответу (слайд 4)
«5» 0 ошибок
«4» 1-3 ошибок
«3» 4-5 ошибок
«2» 6-7 ошибок
3 мин.
1 мин.
VI Рефлексия, домашнее задание 1.Домашнее задание (на выбор)
А) Используя количественные числительные, запишите рецепт фирменного блюда вашей семьи.
Б) Расскажите о себе, используя количественные числительные.
2.Рефлексия.
Прием «Шкалирование»
– Оцените свою работу на уроке по шкале от 1 до 10.
Прием «Свободный микрофон»
– Поделитесь, как вы оценили свою деятельность на уроке. Почему? 1.Учащиеся записывают задание, выбранное в ходе инструктажа учителя.
2.По шкале отмечают уровень своей работы на уроке.
По желанию высказываются, на каком уровне они, что нужно еще сделать, чтобы достигнуть 10 баллов. 2 мин.
3 мин.