урок русского языка в 6 классе по теме Разряды количественных числительных


Урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Разряды количественных числительных».
Учитель русского языка и литературы Виткалова Татьяна Митрофановна
Цели урока.
Обучающие: закрепить умения правильного написания числительных; повторить правописание мягкого знака на конце и в середине числительных, различать количественные и порядковые числительные; отработать навыки определения морфологических признаков этой части речи; познакомить с разрядами количественных числительных.
Развивающие: развивать умение определять разряд числительных, совершенствовать творческую, речевую, мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.
Воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, таблицы.
Раздаточный материал: словари, дидактический материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(Показать смайлик).
2.Проверка домашнего задания:
-Спасибо, ребята, отложите рисунки, а теперь проверим домашнее задание. Консультанты, доложите о готовности класса к уроку.
(Анализ готовности детей к уроку по докладам консультантов).
- Прежде чем выполнить следующее задание, вспомните о правописании мягкого знака на конце и в середине числительных? В выполнении этого задания вам поможет таблица 14.
(Анализ учителем выполненной работы).
-Следующая работа в группах: 1-3 группы работают с тестом. Тест№1; задание для 4 группы (Раздаточный материал, стр. 92, упр. 147). (Инд. задание – работа со словарём –блокада) (слайд №1)
Двад*цать, пят*десят, шест*десят, пят*сот, сем*надцать, шест*сот, сем*десят, девят*надцать, сем*сот, девят*сот, восем*десят, восем*сот, восем*надцать.
-Проверьте и оцените свои знания с помощью кода. (слайд №); 1 – мягкий знак пишется в середине числительных, 2 – мягкий знак не пишется в середине числительных: 2, 1,1,1,2,1,1,2,1,1,1,1,2) Кто получил 5, 4? Молодцы.
3.Сообщение темы и цели урока.
- Изучение какой темы мы закончили на прошлом уроке? Приведите примеры. Сегодня мы продолжим знакомство с числительными. Мы будем учиться определять разряды количественных числительных.
(слайд 2)
-Но поможет нам в этом экскурсия в замечательный город России, который называют Санкт – Петербург. А как назывался этот город раньше? ( Ленинград.) Какой юбилей сейчас отмечал недавно город? ( 65 лет со дня снятия блокады города во время ВОв). Как вы понимаете слово «блокада»? Прошло много лет, город стал ещё красивее. Сегодня мы познакомимся с его архитектурой, историей и культурой. (слайд 3)
Прочитайте эпиграф.
Почти что триста лет назад
Царь Пётр к Неве привёл солдат.
Е.Ефимовский.
Есть ли в эпиграфе числительные? Дайте им характеристику. (Простое количественное числительное, отвечающее на вопрос сколько?)
(Запись в тетрадях темы урока и эпиграфа).
Запишите предложение. Сделайте синтаксический разбор. (слайд 4)
А.С.Пушкин п..селился в Санкт –П..тербурге и прожил в Северной ст..лиц.. п..тнадцать лет. (Слайд №4) (эталон ответа – повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое, двусоставное, полное, осложнено однородными членами).-Найдите в этом предложении синонимы. Есть ли в этом предложении числительные, определите разряд.
(Слайд 5)
-Прочитайте текст. На какие разряды можно разделить количественные числительные, которые встречаются в этом тексте? Запишите эти числительные.
- Одним из старейших петербургских садов является Летний сад. Он лишь на один год моложе города. Летний сад создавался пятнадцать лет на площади чуть меньше двенадцати гектаров. В нём посажено около трёх тысяч деревьев. Одну третью часть сада занимают липы, а на двух третьих площади высажены вязы, дубы. Менее сорока лип сохранилось с Петровских времён, и они старые-престарые. (Целые и дробные числа)
-Прочитайте параграф 62 (с.144) и скажите, какие ещё бывают разряды количественных числительных?
-Это собирательные числительные, обозначают определённое количество как одно целое. Собирательных числительных всего девять. Попробуем их назвать.
- Сколько существует разрядов количественных числительных? Следующая наша задача – научиться определять их.
4.Закрепление материала. (Слайд 6).
- Распределите следующие числительные по разрядам. Тест №2 в таблице.
1-дробное числительное
2- целое числительное
3- собирательное числительное
101 остров, двое суток, 3,2 метра, 234 бульвара, 2 тысячи человек, в 3,5 раза меньше, шесть наводнений, пятеро спасателей, ¼ часть города.
Код: 2,3,1,2,2,1,2,3,1
ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять- (маршируем)
Все умеем мы считать! (сгибают пальцы)
Шесть, семь ,восемь -(наклоны в стороны)
О числительном мы спросим? (махи руками)
Как читать и как писать, (кисти рук на плечах, круговые движения)
Документы заполнять (вращение кистями).
Девять, десять – не зевай: (наклоны головы вперёд – назад)
С нами правила повторяй! (наклоны головы вправо –влево).
Орфографический диктант. (слайд 7)
-Выпишите из предложений словосочетания с числительными.
Санкт – Петербург украшают 69 парков, 170 садов, 740 скверов.
Каждый вечер в Северной Венеции зажигается 250 фонарей.
В Петербурге, включая пригороды, насчитывается 800 мостов.
-Какие это числительные? ( Целые количественные числительные).
-Как пишутся эти числительные?
-А сейчас мы познакомимся с историей числа СЕМЬ. (сообщение учащихся). (слайд 8)
- Укажите имена числительные в следующем ряду. (слайд 9) Упр. 1
Тройка Три
Пятёрка Пятерня
Тройник Трилогия
Пять Пятиклассник
-Какими частями речи являются остальные слова?
- Соотнесите части пословиц. (Слайд 10)
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За семь вёрст комара искали, а он на носу.
Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит.
5.Итог урока.
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какой темой объединены все предложения? В связи с чем? С каким настроением вы уходите с урока?
(слайд 11) Домашнее задание: 1-2 группа составьте тест по разрядам количественных числительных, 3 группа выполнит упражнение 357 в учебнике, 4 группа составит ребусы.