Конспект урока на тему Разряды количественных числительных

Конспект урока по морфологии, 6 класс
Преподаватель МАОУ «СОШ № 5 г.Челябинска»
Петухова С.С.
2013-2014 учебный год

Тема урока: Разряды количественных числительных.
Цели урока:
Обучающая цель:
познакомить с разрядами количественных числительных
учить определять разряд количественного числительного;
повторить («сверхзадачи»):
правописание Ь в числительных и для смягчения согласных в середине слова;
постановку знаков препинания при обращении;
правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением путем подбора сложносокращенного слова;
понятие ФЕ;
изученное в разделе «Имя числительное»;
4. расширить лексический запас учащихся за счет новых лексем и ФЕ.
Развивающая цель: развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, классифицировать, делать выводы, развивать связную грамотную речь.
Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, к изучению родного языка, понимать учительное зерно народной мудрости, зафиксированной в народном слове - пословицах, поговорках, крылатых словах.

Тип урока: урок изучения нового материала по морфологии.
Оборудование:
справочник,
толковый словарь, ученические словари,
учебник,
доска,
мел.
План урока:
Орфографическая зарядка............................................................................2 минуты
Проверка домашнего задания и опрос работающих у доски....................5 минут
Изучение нового материала:
предварительная беседа.............................................................2 минуты
работа с материалом для наблюдений......................................2 минуты
работа с таблицей в справочнике..............................................4 минуты

4. Закрепление:
устное морфологическое упражнение......................................5 минуты
диктант с грамматическим заданием.........................................7 минут
устный распределительный диктант......................................... 2 минуты
5. Словарная работа...........................................................................................5 минут
6. Задавание на дом...........................................................................................2 минуты
7. Итоги урока....................................................................................................4 минуты

Ход урока
1. Орфографическая зарядка.
У: Запишем сегодняшнее число. Двадцатое февраля. Классная работа. Обозначим орфограммы в записи числа. Как можно охарактеризовать числительное, исплдбзованное для записи числа?
Д: Двадцатое - числительное простое, порядковое.
У: Выполните морфемный разбор этого слова. Обратите внимание на выделение суффикса числительного. Вспомните правила выделения корня и суффикса в слове.
Образец записи числа после обозначения орфограмм.
Двадцатое февраля (февраль).
Классная (какая?) работа (прораб).
Образец выполнения морфемного разбора.
д в а д ц а т о е 2 - числ.
2. Проверка домашнего задания и опрос:
работа проверяющих;
проверка выполнения письменного домашнего задания.
Один ученик записывает на доске колонку «Ь в середине числительных» с обозначением орфограммы. При проверке формулирует правило.
Второй ученик выписывает на доску составленные предложения, графически объясняя постановку знаков препинания, и выполняет морфемный разбор.
Остальные по цепочке читают колонку «Ь для обозначения мягкости», объясняя условия выбора орфограммы.
Образец выполнения домашнего задания (упр. 354)
Ь в середине числительных
Ь для обозначения мягкости согласного

девятьсот
семьдесят
восемьдесят
шестьсот
пятьдесят
возьми польза сельдь
помощник нянчить вскользь
четырьмя кочка почка
письмо меньше восьмой
седьмой каменщик


помощник - сущ., ( г//ж//щ )
Дима, сложи восемьсот и пятьдесят.
Пожалуйста, одолжи мне семьдесят рублей, Катя!
3. Изучение нового материала.
Предварительная беседа.
У: Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
Д: Мы изучаем морфологию.
У: Что изучает морфология?
Д: Морфология изучает слово как часть речи.
У: Сейчас мы продолжаем узнавать новое о числительном. На какие две большие группы делится имя числительное? Что обозначают числительные каждой группы?
Д: Имена числительные бывают количественными, если обозначают количество предметов, и порядковыми, если обозначают порядок предметов при счете.
Работа с материалом для наблюдений, записанным на доске.
Материал для наблюдений.
семь
семь десятых
семеро
семьдесят
семидесятый
седьмой
У: Прочитайте слова, записанные на доске. К какой части речи они принадлежат?
Д: Это числительные.
У: Какие из них порядковые, а какие количественные?
Класс определяет, один из учащихся подписывает.
Материал для наблюдений после определения группы числительных.
семь к
семь десятых к
семеро к
семьдесят к
семидесятый п
седьмой п
У: Но все количественные числительные в нашем примере разные. Какое количество предметов они обозначают?
Д: Целое число (семь, семьдесят), дробное число (семь десятых).
У: А семеро?
Учащиеся рассматривают таблицу в справочнике, узнают о целых, дробных и собирательных числительных, их морфологических признаках, приводят свои примеры на каждый разряд.
Таблица в справочнике.
Разряды числительных

Количественные
Порядковые


Целые
Дробные
Собирательные


1. Значение
обозначают целые числа
2, 110, 3860
обозначают дробные числа
3 4 2 2,1 5,4
5 11 7
обозначают несколько предметов как единое целое
трое, семеро, четверо
обозначают порядок предметов при счете
первый, шестой, сорок первый

2. Состав

числитель - количественное числительное, знаменатель - порядковое числительное в Р.п.
две пятых, семь восьмых



3. Изменение (склонение)
один, два - изм. по числам, родам, падежам;
другие - по падежам
при склонении изменяются обе части
три пятых - тремя пятыми
склоняются как прилагательные во множественном числе
четверо - четверых (ср. веселых)
Изменяются по родам, числам, падежам. Простые: склоняются как прилагательные (на пятом этаже).
Составные: склоняется последнее слово (на тридцать пятом этаже)

4.Употребление в речи
У составных числительных склоняются все слова, из которых оно состоит
семь десят - семидесяти
И=В полтора часа, полторы минуты
Р=Д=Т=П полутора часов, полутора часам, полутора часами, о полутора часах

С собирательными числительными не сочетаются:
1. сущ. жен. рода (две девочки)
2. сущ, обозначающие единичные неодушевленные предметы (два стола),
3. названия взрослых животных (два медведя)


5. Образование


-й- : два - дво[йэ]
-ер- :пять - пятеро
десять - десятеро
1. от количественных числительных пять - пятый
2. сложением: триста - трехсотый
3. от количественных при помощи другого корня: один - первый

6. Синтаксическая роль


Двое друзей пошли в кино.
А кино мы встретили троих одноклассников.
Я сижу за первой партой.
Я, Иванов Сережа, родился первого января 1991 года.


4. Закрепление.
Упражнение № 356 - устно.
Исправить ошибки в распределении числительных по разрядам. Разъясняются причины ошибок.

Образец таблицы после исправления.
Числительные,
обозначающие целые числа
Дробные
Собирательные

Семнадцать рублей Тринадцать походов
Двадцать два градуса
Восемь груш
Одна пятая сада
Две десятых урожая
Пять седьмых пути
Три четвёртых метра
Трое суток Четверо малышей
Двое очков
Пятеро друзей


Запись под диктовку с грамматическим заданием.
Записать предложения под диктовку, определить разряд количественных числительных. Образец записи.
собир. целое целое целое дробн.
Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь - один раз отрежь. К одной
дробн.
седьмой прибавить пять седьмых.
У: Число 7 не простое. Оно с древних времен считалось священным и было весьма распространено. Сколько дней в неделе? Что такое святая седмица? Это не случайно! Вспомните пословицы, поговорки, крылатые выражения, где бы упоминалось число 7.
Д: Семь чудес света.
До седьмого пота.
Семь пядей во лбу.
Семь верст до небес.
Семь верст киселя хлебать.
Быть на седьмом небе.
Семь пятниц на неделе.
Семь бед - один ответ.
Семеро одного не ждут.
Спустить семь шкур.
Объясняется значение каждой фразеологической единицы.
Записать три ФЕ и определить разряд числительного.
3. Физминутка. Устный распределительный диктант.
Если прозвучит целое числительное - хлопок над головой, дробное - дробь ногами, собирательное - подружитесь с соседом, пожмите друг другу руки.
Ц С Д С С Ц С Д Д
Семь, трое, три пятых, двое, десятеро, пять, пятеро, одна пятая, две
Д
седьмых, одна девятая.




5. Словарная работа.
У: К какому разряду числительных относится числительное тысяча?
Д: Количественное, целое.
У: В домашнем задании вам встретится это числительное, только вы его можете не узнать, потому что оно будет звучать по-гречески. Для того чтобы узнать это слово и правильно его написать, давайте познакомимся с новыми словами.

километр (греч.) кило - тысяча мера длины, равная
килобайт 1000 метров.
килограмм
килотонна

бассейн (лат.) baccus - чаша, сосуд 1 ...
бассейновый Кузбасс 2 ...
Донбасс 3 ...

Определить три лексических значения слова бассейн, используя толковый словарь
6. Задавание на дом.
1. Уточнить три лексических значения слова бассейн.
2. Справочник на странице 56 - рассказ о разрядах количественных числительных.
3. Упр. 357.
Дается инструктаж по выполнению упражнения.
7. Итоги урока.
У: Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Д: Количественные числительные делятся на три разряда: целые, дробные, собирательные.
У: Выяснить, насколько хорошо вы научились отличать числительные одного разряда от другого, а также насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков, нам поможет игра «Третий - лишний!»
1. Два, две шестых, вдвое - (наречие).
2. Двое, двумя, двойка - (сущ.)
3. Двадцать два, двенадцать, два - (составное).
4. Четыре шестых, четверо, четвертый - (порядковое).
5. Сорок четыре, сороковой, четвертый - (количественное).
6. Шесть, семеро, девятеро - (целое).








13PAGE 15


13PAGE 14115




15