ПЛАН КОУЧИНГ-ЗАНЯТИЯ «Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников».


ПЛАН КОУЧИНГ-ЗАНЯТИЯ
«Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников».
Коуч: Стадникова Л.В., учитель школы-лицея №8 для одаренных детей
№ Тема занятия «Выявление и сопровождение одаренных и талантливых учеников».
1 Общие цели Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Формирование психолого-педагогической готовности учителя к работе с одаренными детьми.
Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.
2 Ожидаемые результаты Учителя будут принимать во внимание результаты исследований, касающихся талантливых и одаренных учащихся, и размышлять над определением понятий талантливых и одаренных учащихся. Учителя будут использовать новые подходы для постановки задач перед талантливыми и одаренными учащимися, которые опираются на принципы инклюзивной практики.
3 Ключевые идеи Поиск талантливых и одаренных учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников.
Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".
Структура детской одаренности.
Специфика детской одаренности.
Классификации детской одарённости.
Психофизиологическая основа одаренности.
Проблемы одаренных детей.
4 Материалы и оборудование Флипчарты, маркеры, стикеры, раздаточный материал, видеоролик.
Ход занятия
Этапы занятия Время оценку Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие 5 мин Упражнение «Ладошки» (рисуют ладошки свои, пишут на каждом пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те положительные качества, которые видит в этом человеке.Можно по желанию зачитать одно. Были ли названы качества, которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением?
Постановка проблемы 10 мин Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».
Просмотр видео.
Вопросы для дискуссии:
-Какая из произнесенных фраз вас удивила, обратила на себя внимание?
-Почему эта проблема актуальна для нас?
-Какого ребёнка можно назвать одарённым?
- Какой корень в слове одаренный( дар)?
- Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?
Задание №1. 10 мин Распределение по группам (считалочка: царь, царевич, король)
Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:
____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.
Осуждаем, заполняем на слайде.
Задание №2. 15 мин Распределение по группам (умный, добрый, активный)
Оформление флипчарта или презентации ( на выбор):
Эмоциональная характеристика одар. или тал. ученика
Социальная характеристика
Когнитивная характеристика
Представление и обсуждение работ.
2 звезды и одно предложение относительно работы другой группы
Задание №3. 15 мин Подвести итог первой части поможет следующее задание: «Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».
Слушателям предлагаются мифы об одаренных детях, в группах необходимо опровергнуть миф и рассказать о реальной обстановке, касающейся одаренных и талантливых детей.
Мифы и реальность об одаренных учениках
Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.
Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.
Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.
Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).
Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.
Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.
Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.
Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.
Теоретическая часть.
Пезентация 10 мин Видеоролик о детской одаренности. Обсуждение.
Презентация «Признаки и структура детской одаренности».
Беседа.
Задание №4. 10 мин Анализ анкеты, которая была дана перед коучингом. Зачитать ответы вопрос:
Как вы выявляете одаренных детей?
Распределение по группам (осень, зима, весна)
Достоинства и недостатки различных критериев
определения одаренности
Обсуждение в группе достоинств и недостатков каждого критерия, свои мысли заносят в таблицу.
Выступление групп. Каждая представляет по 2 критерия. Дискуссия.
Предоставить учителям писок сайтов, где можно найти большое количество различных тестов и методик по выявлению детской одаренности:
http://cptd.ippk.arkh-edu.ruhttp://www.effecton.ru/762.htmlhttp://intellektsystem.ru/articles_1_71.htmlhttp://klepikova.ucoz.ru/publ/diagnostika_odarennosti/1-1-0-5http://www.приреченскаяшкола.рф/index.php/shkolnyj-olimphttp://www.liga1199.ru/http://www.pms.ru/http://edu.tatar.ru/buinsk/lic-int/schАнкетирование 5мин "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми".Анализ результатов.
Просмотр слайда «Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися»
Тренинг 10мин Тренинг «Рисунок». Стимулирование креативного мышления через искусство
Изучите свою картину (созданную вами) и ответьте на следующие вопросы. Вас также могут попросить поделиться своей созданной картиной и подходу к этому заданию.
Сделайте список того, что вы видите на вашей картине.
Какие идеи ваша картина передает?
Какие чувства ваша картина вызывает у вас?
Какого ваше отношение к этим чувствам?
Если бы могли идентифицировать себя с объектом на картине, каким бы вы хотели быть объектом?
Придумайте стихотворение, утверждение или визуальную модель вашей картины, которая бы имела такую же тематику и чувства.
Рефлексия 7 мин Прием «Рюкзак».
-Отправляясь в путь по выявлению и поддержке одаренных детей, что возьмете с собой?
Закончит занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Задание №4
Критерии Достоинства Недостатки
Тесты на определение коэффициента умственного развития (IQ) Тесты, определяющие качество работы учащегося и преподавателя Рекомендации учителя Оценки Результаты учащегося Кандидатуры, выдвинутые родителями Выдвижение собственной кандидатуры Задание №5.
Из книги «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность»
Виктории Соломоновны Юркевич
Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да (+), нет (-), не знаю (v).
Приступайте!
1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.
2. Память - это самое главное для развития способностей.
3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.
5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.
6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.
7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования - от этого страдает личность.
8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности.
9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
10. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.
11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.
12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать.
13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных и т. д.
14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.
15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.
18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности - плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.
20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.
21. Одаренность только от Бога.
22. Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями.
23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать.
24. Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.
25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.
27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.
28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.
29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться.
30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.
31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.
 верно - (+), неверно - (-), не знаю - (v)
 1. (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v)
2. (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v)
3. (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v)
4. (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v)
5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v) 31. (v)
А теперь подсчитайте количество правильных ответов
Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.
Если неправильных ответов всего 5-7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике.
Если неправильных ответов всего 2-3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».
1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) да,
б) нет, они и так хороши,
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.
2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) да,
б) нет,
в) в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) да,
б) да при благоприятных обстоятельствах,
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?
а) да, наверняка,
б) это маловероятно,
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?
а) да,
б) часто думаю, что сумею,
в) да, часто.
6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) да, это меня привлекает,
б) нет, меня это не привлекает,
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?
а) да,
б) удовлетворяюсь тем, что есть,
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?
а) да,
б) нет, достаточно знаний передового опыта,
в) нет.
9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,
б) махнете рукой на затею,
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) да,
б) не совсем легко,
в) болезненно.
11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?
а) не всегда,
б) при хорошем настроении,
в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?
а) да, конечно,
б) запоминаю только то, что интересно,
в) всегда вспомнить не могу.
13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
а) да, без затруднений,
б) в некоторых случаях,
в) нет.
14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?
а) уклоняетесь от ответа,
б) тактично переносите ответ на другое время,
в) пытаетесь отвечать.
15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,
в) измените свое мнение, если давление будет мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы
а) средний,
б) достаточный,
в) оригинальный.
17. Во время отдыха Вы предпочитаете….
а) решать проблемы связанные с работой,
б) прочитать интересную книгу по проблеме,
в) погрузиться в мир любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….
а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,
б) Вы более или менее довольны,
в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Обработка результатов
Ответ:
а) 3 балла,
б) 1 балл,
в) 2 балла.
Результаты:
49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Список использованной литературы:
АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы". Руководство для учителя (второй уровень), 2012.
АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы». Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, 2012.
Рыбина О. С. Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной компетентности студентов// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Уфа: Лето, 2011.