Описание водных ресурсов села Кета и определение качества воды


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕХОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Направление ЭкологияОписание водных ресурсов села Кехта и определение качества воды
Исследовательская работа
Выполнена учеником 5 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кехотская средняя школа»
Фоминым Максимом Юрьевичем

Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кехотская средняя школа»
Алипатова Дарья Георгиевна

с. Кехта, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u
ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc433919561 \h 3ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc433919562 \h 41.1 Характеристика района исследований PAGEREF _Toc433919563 \h 41.2 Водные ресурсы села Кехта PAGEREF _Toc433919564 \h 4ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ PAGEREF _Toc433919565 \h 6ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ PAGEREF _Toc433919566 \h 83.1Оценка внешнего вида PAGEREF _Toc433919567 \h 83.2 Определение степени прозрачности воды PAGEREF _Toc433919568 \h 83.3 Цветность воды PAGEREF _Toc433919569 \h 9 3.4 Определение жесткости воды PAGEREF _Toc433919570 \h 103.5 Определение запаха PAGEREF _Toc433919571 \h 103.6 Определение осадков PAGEREF _Toc433919572 \h 11ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc433919573 \h 12СПИСОК ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc433919574 \h 14ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….15
Приложение 1. Расположение мест взятия проб воды……………………15

ВВЕДЕНИЕВода – источник жизни на Земле. 75 % площади земной поверхности занято водой. Ни одно живое существо на планете не обходится без воды, и человек также не является исключением.
На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые знания. Люди использовали природные богатства. И по мере увеличения населения все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека [6].
Быстрое развитие промышленности во второй половине XX века повлекло за собой заметное загрязнение окружающей среды и резкое ухудшение экологической ситуации в различных регионах планеты. [4].
Воды суши в пределах Архангельской области представлены водами рек, озер, болот, ледников и подземными водами [2]. Значительного уровня достигло загрязнение воды в устьях Северной Двины и Вычегды. Объем сточных вод Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Коряжмы и Котласа многократно превышает способность Северной Двины к самоочищению. Крайне неблагополучно обеспечение населения чистой питьевой водой. Малые мощности, несовершенство очистных сооружений, хозяйственно-бытовые стоки стали причиной низкого качества питьевой воды [5].Далеко не вся вода пригодна для питья. Поскольку она является универсальным растворителем и местом обитания многих живых организмов, включая болезнетворные, вода должна в обязательном порядке проходить проверку.
Цель работы – описание водных ресурсов села Кехта и определение качества воды.
Задачи: анализ литературных источников, сбор проб воды, анализ проб воды.
Конечно, самым надежным способом оценки качества воды является ее профессиональный анализ в химической лаборатории. Тем не менее, если нет возможности, то можно провести домашний анализ воды.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ1.1 Характеристика района исследованийХолмогорский муниципальный район расположен в центральной части Архангельской области, площадь его территории — 16,8 тыс. км². Административный центр — село Холмогоры. Граничит: на западе с Плесецким муниципальным районом, на северо-западе с Приморским муниципальным районом, на востоке с Пинежским муниципальным районом, на юге с Виноградовским муниципальным районом [11].
Район расположен в нижнем течении Северной Двины. По характеру рельефа территория представляет собой волнистую равнину. Холмогорский район расположен в подзоне северной тайги. Эта хона характеризуется большой заболоченностью и отсутствием широколиственных пород [9].
На северо-западе Холмогорского района (на левом берегу реки Северная Двина), на границе с Приморским районом находится муниципальное образование «Кехотское». В состав муниципального образования входят восемь деревень. [8].
Кехта – слово финское – сочная река или ленивая, то есть текущая тихо, без шума. Кехтою называется несколько деревень, расположенных на устье реки Кехты, а именно Григоровская, Реутовская, Марковская и Васильевская [3]. По неофициальным данным, первые упоминания о Кехте относятся к XV веку.
1.2 Водные ресурсы села КехтаАрхангельская область располагает значительными запасами водных ресурсов. В её пределах насчитывается более 72 тыс. рек и ручьев общей протяженностью 260 тыс. км и 2500 озёр общей площадью 500 тыс. га. Много болот, есть ледники и многолетняя мерзлота. Разведаны крупные запасы подземных вод [5].
На территории села Кехта имеется два крупных водных объекта: реки Северная Двина и Кехта.
Северная Двина – важнейшая река северной полосы Европейской России и бассейна Белого моря; сливается у Шабуринского острова из соединения при городе Великом Устюгерек Сухоны и Юга, отчего и получила исстари название Двины, то есть двойной реки. Длина реки составляет 744 км [7]. Дельта Северной Двины, ширина которой достигает 45 км, а длина 37 км, представляет собой лабиринт из более чем 150 рукавов и проток [5].
На протяжении многих веков она служила главной водной дорогой из центральной части Русского государства не только в северный край, но и в Европу [7].
Река Кехта – левосторонний приток Северной Двины. Протекает в Холмогорском районе Архангельской области. Она берет свое начало из озера Слободское. Длина реки Кехта составляет 76 км. Впадает в рукав Северной Двины – Мечка, в 15 км от устья реки. В устьевой части реки Кехта расположены деревни, относящиеся к Кехотскому муниципальному образованию: Матвеевская, Васильевская, Григоровская.
Река Кехта протекает в целом по равнинной сильно заболоченной местности. Берега в основном возвышенные. Питание реки Кехта преимущественно снеговое. Река Кехта богата рыбой: щука, окунь, лещ и др [10].
На территории села имеются: водопровод с системой водных колонок, колодцы и Кехотский родник.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯЭтапы выполнения исследовательской работы:
1. Сбор проб воды;
2. Проведение эксперимента;
4. Выводы.
Материалы и оборудование: Пробирки, колбы, штатив, мыло, электрическая плитка, предметные стекла.
Определение качества воды была проведено по методике описанной в учебнике О.С. Габриеляна [1], но данная методика была нами доработана.
Первый этап – сбор проб воды.
Пробы воды были взяты на территории села Кехта (Приложение 1):
Река Северная Двина;
Кехотский родник;
Река Кехта;
Колодец;
Колонка;
Контрольный вариант (очищенная вода), используется для сравнения.
Второй этап – проведение эксперимента.
Мы анализировали пробы воды в «домашних условиях» без специального оборудования. Анализ включал в себя следующие этапы:
Оценка внешнего вида (вода должна быть прозрачной, без осадка и запаха);
Определение степени прозрачности воды (воду наливаем в колбу, через этот слой надо прочитать текст);
Цветность воды ( наливаем в колбу 100 мл воды и рассматриваем его на фоне белой бумаги);
Определение жесткости воды (в домашних условиях определяется намыливанием);
Определение запаха (нагреваем воду до 20 0С);
Определение осадков ( испарением капли жидкости).
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯТестирование воды в домашних условиях можно провести с помощью органов чувств. Для этого необходимо нагреть воду до 20 0 С и приступить к диагностике.
3.1Оценка внешнего видаОценка внешнего вида показала следующие результаты. Исследуемые пробы имеют разную окраску (цветность) и запах. Что говорит о разной степени загрязненности воды.

Рисунок 1. Внешний вид исследуемых проб воды
3.2 Определение степени прозрачности водыВода, пригодная для питья, должна быть прозрачной. Мы налили воду в колбу и попытались прочитать сквозь нее текст. Наиболее прозрачной оказалась вода из Кехотского родника (проба № 2), текст хорошо читается. Во всех остальных пробах наблюдается мутность. Наиболее низкая прозрачность наблюдается в пробе № 5 (колонка), здесь текст прочесть можно, но с трудом.
Рисунок 2. Прозрачность исследуемых проб воды

3.3 Цветность водыГрунтовые воды редко бывают совершенно бесцветны. Гораздо чаще они имеют легкий бурый или желтоватый оттенок, поскольку насыщены соединениями железа.
Перед оценкой необходимо поместить за цилиндром белый лист бумаги. Для грунтовых вод допустима легкая окраска воды. Если вода взята из поверхностных источников, даже незначительная цветность говорит о её непригодности к употреблению.
Мы исследовали 3 пробы поверхностных водных источников (проба 1 – река Северная Двина, 3 – река Кехта, 5 – колонка) и 2 пробы грунтовых (2 –Кехотский родник и 4 – колодец).
Исследование показало, что пробы поверхностных водных источников имеют окраску (рисунок 1). Самая яркая цветность выражена в пробе № 3, 5 и менее выражена в пробе №1 , что говорит о непригодности к употреблению данной воды.
Исследование грунтовых вод показало, что цветность отсутствует в пробе № 2, а проба № 4 незначительно окрашена (рисунок 1). Данные пробы пригодны к употреблению. Проба №2 максимально сходна с контролем (6).
3.4 Определение жесткости водыВ домашних условиях намыливанием можно определить жесткость воды, если в воде плохо пенится мыло – вода жесткая.

Рисунок 3. Определение жесткости воды
Наше исследование показало, что наибольшую жесткость (т.е. вода хуже пенится) имеет проба № 2 (Кехотский родник). По увеличению мягкости можно составить ряд: Кехотский родник (2) – колодец (4) – р. Северная Двина (1) – р. Кехта (3) – колонка (5).
Наиболее полезна для организма мягкая вода, т.е. наиболее полезной, на основании данного исследования, можно считать воду из колонки.
3.5 Определение запаха Специалистами была разработана пятибалльная шкала, в соответствии с которой:
0 балл – вода не имеет запаха;
1 балл – запах настолько легкий, что может быть замечен только специалистом;
2 балл – очень легкий запах, может быть замечен обычным человеком;
3 балла – явный запах;
4 балла – выраженный запах, который заставляет человека воздержаться от питья;
5 баллов – крайне выраженный запах, делающий воду непригодной для употребления внутрь [1].
Пробы из реки Северная Двина и Кехотского родника мы оценили в 1 балл, пробы из реки Кехта и колодца в О балла, а пробу из колонки в 2 балла. Таким образом, все исследуемые пробы или не имеют запаха, или этот запах не значительный.
3.6 Определение осадковДля того чтобы определить количество осадков мы поместили каплю жидкости (из пробы) на предметное стекло и дали ей высохнуть.

Рисунок 4. Определение осадков исследуемых проб.
Наибольший осадок имеет проба № 5 (колонка), что свидетельствует о большом содержании солей в данной пробе. Также значительный осадок наблюдается в пробах № 2 и 1 (Кехотский родник и река Северная Двина соответственно). Осадок практически отсутствует в пробах №3 и 4. Полученные данные сопоставимы с исследованием жесткости воды (см п. 3.4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенных нами исследований можно сделать вывод о качестве воды в селе Кехта Холмогорского района Архангельской области.
По полученным в ходе исследования результатам (рисунок 5) мы можем сказать, что наиболее пригодна для употребления вода из Кехотского родника. Данная проба пригодна по четырем показателям: прозрачность, цветность, запах и осадок.

Рисунок 5. Качество воды в селе Кехта (5 – вода максимально пригодна к употреблению, 0 – вода не пригодна к употреблению)
Наши исследования показали, что большинство водных ресурсов, расположенных в с. Кехта загрязнены. Это может нанести вред здоровью человека, т.к. пресные водоемы служат единственным доступным источником пресной воды. Основное отрицательное влияние человека на состояние рек и озер заключается в их загрязнении отходами химических производств.
Для поддержания высокого качества воды в реках Архангельской области и сохранения разнообразной флоры и фауны промышленные предприятия должны соблюдать нормы выброса загрязняющих веществ, а население – выполнять природоохранные законы и бережно относиться к тем богатствам, которыми наградила природа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВГабриелян О.С. Химия 8 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян. – 12-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267 с.
География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К. Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии / П.С. Ефименко. – М., 2008. – 560 с.
Лорентзен И. и др. Энергия и окружающая среда: учеб. пособие / СПб, 2008. 88 с.
Поморская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. акад., вице-президент РАН Н. П. Лаверов. Т. 2: Природа Архангельского Севера / Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ломоносовский фонд ; гл. ред. Н. М. Бызова. — Архангельск : Поморский гос. ун-т, 2007 (Правда Севера). — 603 с. : ил.
Природоведение. 5 класс. Плешаков А.А., Сонин Н.И. 6-е изд., стер. - М.: 2011. — 176 с.
Реки, моря, озёра, горы России: Начальная школа / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2009. – 96 с. – (Школьный словарик).
Сборник – Холмогорский район 80 лет.
Селезнев, С.А., Трофимов, Л.М. Архангельская область [текст] / С.А. Селезнев // Экономико-географическая характеристика / С.А. Селезнев. – СПб : Северо-западное книжное издательство, 1967. – 455 с.
Электронный ресурс / http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/severnaya-dvina/kexta-slobodskaya (дата обращения 25.102015)
Электронный ресурс/ http://ru.wikipedia.org/wiki /(дата обращения 25.102015)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Расположение мест взятия проб воды
Река Северная Двина, 2 – Кехотский родник, 3 – река Кехта, 4- колодец, 5 – колонка.