Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов по теме: Рациональное использование природных ресурсов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Школа № 30 города Донецка»
Внеклассное мероприятие по теме:
« Рациональное использование природных ресурсов».
Разработала: учитель математики: Сивоненко И.М.
"Проснулся утром, умылся, привел себя в порядок - приведи в порядок свою Планету". ( С. Экзюпери, « Маленький принц»)
Цели:
- внедрение принципов устойчивого развития в учебный процесс;
- формирование у учащихся сознательного и бережного отношения к природным ресурсам планеты;
- формирование навыков рационального использования электроэнергии в быту.
Содержание.
Класс предварительно разбивается на 3 группы.
Учащимся объявляется тема и цели занятия.
Поговорим сейчас о том. Что вся земля наш общий дом – Наш добрый дом, просторный дом, Где все с рожденья мы живём.
Сегодня здесь ведём мы речь, Что этот дом должны беречь.
Докажем делом, что не зря, На нас надеется земля.
Мотивация.
Игра: "Территория".
Класс делится на команды (важно, чтобы во всех командах было одинаковое количество участников). На пол ложится лист бумаги формата А-3. Ведущий предлагает каждой группе 10 секунд простоять внутри площадки, причем, не наступая на линии и не заступая за них. Сначала на площадке по 2 представителя от группы, затем к ним присоединяются постепенно остальные участники команд. Каждый раз предлагается «новой» группе простоять 10 секунд. Команда, в которой кто-либо заступил за черту, выбывает из игры. Выигрывает команда, продержавшаяся 10 секунд на площадке всей группой.
Скажите, какие трудности возникали у вас в процессе игры?
А если представить, что лист бумаги – это наша планета?
С каждым годом население Земли растет, а значит, увеличиваются и потребности.
Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Что вы видите? (ответы учащихся)
Очень трудно представить себе наш быт сегодня без подобной техники. Подумайте и скажите: « Без чего не сможет работать ни один из данных приборов в наших домах? Благодаря чему все это чудо цивилизации приходит в действие?»
Правильно, благодаря электроэнергии.
Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию.
Энергия – удивительное явление. Ею пропитан наш мир. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях и растениях, в ископаемом топливе, деревьях и воздухе, в реках и озерах. Энергия поднимает в космос ракеты, движет автомобилями, кораблями и самолетами, зажигает миллионы огней больших городов. Энергия дает нам свет, тепло, связь.
Энергия – явление многостороннее и многозначное. Само слово «энергия» заимствовано из греческого языка и означает «действие».
Что является основным источником электроэнергии, где она вырабатывается?
Верно, на электростанции.
Какие виды электростанций вам известны? (ответы учащихся)
Благодаря каким природным ресурсам осуществляется работа на данных электростанциях? (ответы учащихся записываются на доске).
Перечисленные вами ресурсы разделены на две группы по определенному принципу. По какому?
Верно: есть ресурсы возобновляемые, а есть те, запасы которых ограничены.
УГОЛЬ, ГАЗ, НЕФТЬ, ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ,ЗАТРАТИВ КОТОРЫЕ, ЧЕЛОВЕК УЖЕ НЕ В СОСТОЯНИИ ВОССТАНОВИТЬ ИХ ИЛИ РАССЧИТЫВАТЬ НА ТО, ЧТО ОНИ ВОССТАНОВЯТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ПУТЕМ.

Посмотрите, как используются сегодня в мире природные ресурсы для получения энергии; проанализируйте данные диаграммы.
Основными источниками получения энергии являются ресурсы, запасы которых ограничены!!! К чему приводит такая деятельность человека?
Ответы учащихся.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сегодня энергия сопровождает нас на каждом шагу. Она приводит в действие огромное количество приборов и механизмов, которые делают нашу жизнь такой комфортной. Пока природные запасы тают, наши запросы ощутимо растут. На сегодняшний день очень остро стоят вопросы энергосбережения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Каждый из нас может внести посильную лепту в процесс энергосбережения хотя бы на бытовом уровне. Убедимся в этом на практике.
Сейчас каждая группа получит практическое задание:
Группа 1.
Практическая работа. Используя данные таблицы, рассчитать, сколько угля, нефти, газа нужно сжечь для получения израсходованной вашей семьей за сутки электрической энергии и сколько углекислого газа выделится при этом.
Группа 2.
Практическая работа.
Выполнить расчет и определить, сколько платит в год за потраченную электроэнергию потребитель, если у него горят в квартире 8 лампочек 6 часов в сутки. Подсчитать экономию электроэнергии с заменой ламп накаливания на энергосберегающие лампы на примере двухкомнатной квартиры.
Группа 3.
Практическая работа.
Разработать способы экономного потребления энергии на примере отдельно взятой семьи.
Представление результатов работы каждой группы.
Заключение.
Запомнить основные правила экономного потребления энергии и следовать им несложно, но этим вы вносите свой маленький вклад в большое дело сохранения природных богатств нашей планеты.
Простые действия помогут сэкономить ценные природные ресурсы и сократить выброс вредных веществ в атмосферу. Ваш выбор – в ваших руках!


Приложения к практическим заданиям:
Практическая работа 1.
Посчитать экономию электроэнергии при замене обычной лампы накаливания в 60 Вт на энергосберегающую на примере 2-х комнатной квартиры в течение года.
Расчет выполнить при условии, что в квартире 8 ламп по 60 Вт горят в течение 6 часов в сутки.
Какова экономия семейного бюджета при замене хотя бы одной ЛН на энергосберегающую за год?
Для расчета используйте следующие данные:

Мощность
Ресурс
Стоимость лампы

Лампа накаливания
60 Вт
1000 часов

· руб.

Энергосберегающая лампа
12 Вт
8000 часов

· руб.

Стоимость 1 кВт/ч – руб.

Практическая работа 2.
Используя данные таблиц, посчитать, сколько топлива необходимо сжечь и сколько углекислого газа выделится при этом, чтобы обеспечить суточные потребности семьи из 3-х человек в электроэнергии.
Таблица 1.
Электроприбор
Кол-во
Мощность
Время работы

Электролампы
8
60 Вт


Холодильник
1
350 Вт


Стиральная машина
1
600 Вт


Телевизор
1
150 Вт


Компьютер
1
450 Вт


Утюг
1
1200 Вт
0,5ч


Таблица 2.
Вид топлива
Удельная теплота сгорания ( кВт/ч кг, кВт/ч м3)
Удельное кол-во СО2 в м3/ кг

Уголь
8,1
1,7

Нефть
12,8
1,5

газ
11,4
1,2



Практическая работа 3.
Рассмотреть возможные способы экономии электроэнергии в быту на примере отдельно взятой семьи.
Данные представить в виде проекта.




15