Выступление Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования


Мониторинг учебных достижений младших школьников
как средство повышения качества начального образования

Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не позволяет объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Любой процесс имеет определенные временные характеристики, свою историю. Понимание процесса, его анализ, а тем более целенаправленное воздействие на него становятся эффективнее при наличии возможности отслеживания истории данного процесса во времени. Необходимым инструментом для этого является мониторинг.
Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Что же это собственно такое?
Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
При анализе работы класса все время приходиться сравнивать результаты, полученные по классам. Чертя графики, мы и не подозревали, что занимаемся мониторингом.
Основные цели мониторинга:
проанализировать и оценить результативность обучения;
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента;
обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Задачи мониторинга качества обучения:
– соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;
– эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
– уровень сформированности универсальных учебных действий;
– проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.
Объектом мониторинга является класс в течение четырёх лет.
При проведении мониторинга необходимо учитывать:
Учебные возможности младших школьников;
Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.
Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.
Этапы осуществления мониторинга:
1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)
2 этап – входная диагностика
3 этап – текущая диагностика
4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)
5 этап - итоговая диагностика (в конце 4 класса).
Стартовая диагностика это:
методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей 7-летнего возраста (Методика состоит из четырёх тестов. Первый тест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, их словарного запаса. Например, среди пяти – шести изображений предметов требуется отметить названный педагогом. Второй тест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше - меньше, выше - ниже, старше - моложе и т. д. Третий тест выявляет уровень логического мышления ребенка. Четвертый тест направлен на диагностику математических способностей. В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей),
методика «Образец и правило» (В тесте включено задание в виде «точек», которые надо правильно соединить),
анкета школьной мотивации Лускановой Н.Г. (В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов),
диктант пространственных действий,
методика «Беседа о школе» модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина,
А.Л. Венгера (индивидуальная беседа с ребенком.)
Текущая диагностика это:
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса.),
оценка уровня сформированности целеполагания,
оценка уровня сформированности учебных действий,
оценка уровня сформированности действий контроля
оценка уровня сформированности действий оценки.
Цель итоговой диагностики – оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в средних классах.
Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах:
анкетирование;
тестирование;
самооценка;
наблюдение;
контроль ЗУН учащихся;
накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.





















ЛИТЕРАТУРА

Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества обучения в школе», М., «Российское педагогическое агентство», 2010.
Егорова Л., Калинина Н. «Мониторинг учебных возможностей младших школьников», «Народное образование», 2010.
Антипова В.М. «Система внутри школьного мониторинга», «Ростов-Дон», 2009.
Андреева В.А., Челышев И.А., Сучкова Т.Л. «Мониторинговые исследования – одно из основных направлений в работе администрации школы», «Завуч», 2012.
Абрамовских Н.В. «Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольных учреждений», 20011.



15