ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ


ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Г.Н. Киселева, учитель I категории, заместитель директора по УВР
ГБОУ ЛНР «Успенская гимназия №1» Лутугинский район, п. Успенка
galykiss@mail.ruВ статье раскрывается использование эколого-развивающей среды для социализации детей с особыми образовательными потребностями. В статье даётся краткий обзор компонентов составляющих эколого-развивающую среду гимназии, описывается их применение.
Ключевые слова: социализация, формирование личности, эколого-развивающая среда, дети с ОВЗ.
Современное общество во всем мире признает необходимость и целесообразность создания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) условий, способствующих их социализации, формированию у них самостоятельности и навыков социальной и жизненной компетентности.
Актуальность данной темы заключалась в необходимости формирования личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, меняя ее к лучшему. На первом плане стояли определенные требования к такой личности: творческой, активной, социально-ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом.
Несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других - с формированием личности. В широком (философском) смысле под социализацией понимается процесс и результат освоение индивидом социального опыта: культуры, знаний, навыков общения, социальных норм, ролей, общественных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности нашей гимназии. Она решается при одновременной реализации экологического воспитания, через применение ранее созданной нами эколого-развивающей среды, использования разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.
Воздействие экологического воспитания на личность следует рассматривать не только в педагогическом ракурсе, но и в социальном. В процессе экологического воспитания происходит социализация школьника — он включается в социальные отношения через взаимодействие с окружающей средой, через отношения к социальному окружению, обществу, педагогам, родителям, сверстникам.
Для становления личности ребенка – школьника, созданная нами эколого-развивающая среда является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.
На занятиях кружка «Юные лесники» дети получают представления о лесничестве, как науке о жизни леса, роли лесного хозяйства. У них воспитываются качества рачительного и разумного природопользования, чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу, прививается любовь к родному краю, дети учатся бережному отношению к «зеленому другу». Саженцами, выращенными учениками озеленяется территория нашего поселка. Развиваются практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ.
Для детей с ОВЗ школьная рекреационная зона «Школа природы» уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Работая с растениями, дети становятся внимательными по отношению к окружающим, доброжелательными и уравновешенными.
На верхней террасе расположены клумбы с цветами, на которых учащиеся 1-5 классов формируют клумбы, высаживают семена и рассаду, ухаживают за растениями, проводят фенологические наблюдения.
На нижней террасе – расположены экспериментальные участки, на которых дети знакомятся с различными видами семян овощных культур, сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты. Растения, выращенные на участках, находят свое применение в столовой, в сенсорной комнате. Дети угощают своих одноклассников и родителей ароматным чаем на занятиях «Фито-бара». Наблюдая и ухаживая за растениями в течение садово-огородного сезона, обучающиеся получают знания об этапах развития культуры, приобретают навыки работы с инвентарем, умение трудиться сообща. У детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, взаимовыручка, ответственность.
В рамках работы кружка «Юные цветоводы» проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми, где их знакомят с многообразием растительного мира, с условиями выращивания, со строением растений, формируют навыки ухода за ними. Дети под руководством руководителя кружка проводят наблюдения и эксперименты. В зимний период, для представительниц прекрасной половины учащимися изготавливаются сувениры – травянчики, выращивается рассада цветов для благоустройства школьной территории, территории около Храма поселка.
Работа с растениями позволяет преодолеть детям негативные переживания, комплексно воспитывает в них уверенность в себе, значимость.
После учебных нагрузок в сенсорной комнате обучающиеся расслабляются и восстанавливаются. Сенсорная комната это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорная комната используется нами не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта процессов, происходящих в организме. Секрет заключается в сочетании разных стимулов: тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных.
Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: массажная дорожка, волшебное зеркало, сухой душ, сухой бассейн, напольная сенсорная дорожка, сюжетное напольное покрытие и др.
Сенсорная комната дарит ощущение безопасности и безмятежности, спокойствие и радость. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка помогает педагогу в построении эффективной коррекционно-развивающей работы.
Занятия в сенсорной комнате помогают ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.
Мы считаем, что проектно-исследовательская деятельность – это необходимый и идеальный инструмент достижения важной цели – самоопределения детей с ОВЗ в обществе, их социальная адаптация. Дети по своей природе исследователи. Жажда получать новые впечатления, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать новое, способствуют развитию у них всех психических процессов. Ребенок становится общительным, умеющим ориентироваться в окружающей обстановке, старается решать возникающие проблемы соответственно возраста. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», «откуда?», «что будет, если?» он делает множество открытий, которые побуждают его искать что-то новое и неизведанное вновь и вновь. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными, более прочными и остаются в памяти ребенка. «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит и видит это сам» (Р.Эмерсон)
Исследовательская работа вызывает большой интерес у детей. Когда ребенок-исследователь находит поддержку у педагогов, из него вырастает исследователь взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Ребенок становится общительным, умеющим ориентироваться в окружающей обстановке, старается решать возникающие проблемы в контакте с взрослым, сверстниками или самостоятельно.
На занятиях кружка «Умелые руки» дети создают игрушки-фигуры животных для школьного «Эко-зоопарка». При этом используют вторичное сырье (автомобильные шины, пластмассовые бутылки) для, создания игрушек, которые применяются для оформления интерьера школьного двора. У школьников формируются навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки экономного использования ресурсов. Дети получают эколого-эстетическое развитие через озеленение территории, участие в экологических конкурсах.
Все это составляющие эколого-развивающей среды.
Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.
Таким образом процесс социализации личности детей с ОВЗ становится эффективным при условии интеграции их в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни через включение детей в активную экологическую среду и одинаковые виды деятельности со своими сверстниками.
Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка проходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира, отношения и поведения.
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. завед./ Г.М. Андреева. -  М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.
2. Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге.М., Теревинф, 2011.
3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – СПб: Речь, 2004. – 272с.
4. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 5, с.53-56
5. Москаленко В. В. Социализация личности (философский аспект). - Киев: Вища школа, 1986. - 199 с.
6. Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.