ОЗЖ — как фактор социализации детей с ОВЗ.


Воспитатель Колобухина Н.В.МОАУ ПРОГИМНАЗИЯ «Кристаллик».
ЗОЖ – как фактор социализации в обществе детей с ОВЗ.
Сегодня в науке отсутствует единое определение ЗОЖ, что свидетельствует о сложной структуре этого феномена и необходимости междисциплинарного подхода к его изучению. Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ когнитивных и поведенческих представлений о здоровом образе жизни. Представления дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ мы рассматриваем как особое специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности. По нашему мнению, представления дошкольников с особенностями развития о ЗОЖ наиболее полно и всесторонне отражают их ориентировку в окружающем мире, обобщенные знания, семейные ценности, сформированность мыслительных операций. 
Здоровый образ жизни, с нашей точки зрения, можно характеризовать как осознанное поведение, адаптированное к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья при ценностном отношении к нему, достижения психологического комфорта, и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности. 
В настоящее время формирование культуры здоровья, ЗОЖ находит отражение в педагогической теории и практике, однако, эта проблема мало исследована по отношению к дошкольникам с ОВЗ Для современного периода социального развития общества характерно отношение к здоровью как к мере человеческих возможностей, способствующих самореализации, а к болезни или дефекту физического развития – как к одному из показателей здоровья человека в целом. Однако, игнорирование нарушения в развитии или расстройства здоровья, снижение медицинской активности родителей по отношению к подросшему ребенку и несформированность направленного на заботу о здоровье семейного поведения способствуют проявлению признаков ослабления и ухудшения здоровья в условиях увеличения учебной нагрузки на детский организм. Поэтому дети с ОВЗ особенно нуждаются во внимании педиатров и врачей-специалистов для проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий. 
Важно также найти тактичные формы вовлечения родителей в работу по здоровьесбережению детей и организации социально-педагогических условий формирования ЗОЖ в семье.
Приведенные в научных трудах результаты изучения поведения, связанного со здоровьем, показали отсутствие общей позитивной ориентации на здоровье, потому что большинство видов поведения, влияющих на здоровье, вызвано мотивами, непосредственно со здоровьем не связанными. Часто отмечается несоответствие между потребностью человека в здоровье и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия. Наиболее устойчивым в сфере здоровья является поведение, обусловленное культурой, социальной структурой общества, социальными нормами и традициями. 
Сегодня в науке отсутствует единое определение ЗОЖ, что свидетельствует о сложной структуре этого феномена и необходимости междисциплинарного подхода к его изучению.  Здоровый образ жизни, с нашей точки зрения, можно характеризовать как осознанное поведение, адаптированное к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья при ценностном отношении к нему, достижения психологического комфорта, и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности
Направления инновационной деятельности 
Разработка и апробация диагностической программы исследования готовности детей к здоровьесбережению, социализации и интеграции.
Разработка модели взаимодействия детского сада и семьи при формировании у старших дошкольников с ОВЗ когнитивных и поведенческих представлений о ЗОЖ.
Определение направлений, содержания, методов, организационных форм и средств, способствующих здоровьесбережению и социализации детей.
Формированию у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ способствует модернизации воспитательно-образовательного процесса. Расширение пространства общения дошкольников с ОВЗ как нововведение в организацию воспитательно-образовательного процесса в детском саду.  Инновация охватывает организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработку методического и дидактического сопровождения подготовки детей с ОВЗ к социализации и интеграции, модернизацию средств воспитательно-образовательного процесса.
Конструктивное соединение модифицированных новшеств как средство достижения интеграционного эффекта при формировании у детей представлений о факторах ЗОЖ. 
В основе разработки находится комбинаторное нововведение – сочетание элементов ранее известных методик: 
модификация содержания представлений,
 использование нетрадиционных форм преподнесения материала (в ходе развития сказочного сюжета, путешествия и др.), 
применение информационных технологий,
опора на непосредственный опыт детей,
активное включение дошкольников в предметно-практическую деятельность,
подведение к решению проблемных ситуаций.
Литературные источники:
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2.Болонина В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. (сост.) Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
3.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М.: просвещение, 1993.-324с.
4.Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова, 2005.
5.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.