Системно-деятельностный подход в обучении младшего школьника


Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение
системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась
многочисленными фактами, именами, понятиями. По исследованиям
российских учёных школьники лучше выполняют задания репродуктивного
характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями.
Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в
практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной,
нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных ,
сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений,
находятся на среднем уровне и уровне ниже среднего.
Ученики российских школ показали значительно более низкие результаты при
выполнении заданий, связанных с использованием научных методов
наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов,
планирования эксперимента, связанных с проведением исследования. Поэтому
ФГОС выдвинул новые требования к результатам освоения основных
образовательных программ.
Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и
универсальные способы действий, обеспечивающие возможность
продолжения образования в основной школе; развить способность к
самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в
изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация
быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том,
как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию
добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье –
результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.
Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Особое внимание и уже с давнего времени я уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения – на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта. Можно сказать, что у меня в классе каждый ученик выбирает собственную дорогу: кто-то из ребят только минимум, а другим надо больше.Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто" – пример из старого учебника.Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я пользовалась такими приёмами: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации учащихся.
Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.С первого класса обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предлагаю, по какому плану может пойти урок. Учу детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий.Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные правила работы в паре.