Методический материал Воспитание физических качеств у детей среднего возраста на уроках физической культуры












Воспитание физических качеств у детей среднего школьного возраста на уроках
физической культуры





Исполнитель: Воронин Андрей Владимирович








Сургут 2009 г.

Содержание
Введение
.
3

Глава 1.
Характеристика физических качеств
5

1.1.
Понятие о физических качествах.
5

1.2.
Выносливость.
7

1.3.
Гибкость.
11

1.4.
Двигательно - координационные способности.
13

1.5.
Скоростные способности
16

1.6.
Сила
19

1.7.
Скоростно – силовые способности
20

1.8.
Физиологические механизмы обеспечения скоростных и силовых качеств

23

1.9.
Биомеханические механизмы обеспечения скоростных и силовых качеств

27

Глава 2.
Организации и методы исследования..
29

2.1.
Организация исследования...
29

2.2.
Анализ специальной литературы.
31

2.3.
Педагогические контрольные нормативы...
31

Глава 3.
Определение отставленного эффекта при использовании модульной технологии в развитии физических качеств у младших школьников


39

3.1
Определение наличия следового эффекта после применения стандартной тренировочной программы развития скоростно-силовых качеств быстроты у детей младшего школьного возраста.


39

3.2.
Определение наличия следового эффекта после применения модульной тренировки развития быстроты у детей младшего школьного возраста...


44

Выводы
.
50

Список литературы: .
52


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Она дает больший и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды, которые называются чувствительными или сенситивными. В эти периоды повышается восприимчивость организма к избирательно направленным воздействиям среды (З.И. Кузнецова, 1976; И.В. Азарова, 1983; Н.А. Масальгин 1989).
В специальной литературе (А. А. Гужаловский, 1978; Л.В. Волков, 1981; В.К.Бальсевич, 2000; В.И.Лях, 2000) также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования благоприятных периодов для развития определенных физических качеств и координационных способностей, а также для сбалансированного развития физического потенциала ребенка.
Между тем существующая школьная программа не предусматривает такой целенаправленной ориентации на использование сенситивных периодов для стимулируемого развития двигательных функций школьников среднего возраста и не предлагает научно-обоснованных технологий педагогического решения этой проблемы (Л.В.Волков, 1981).
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что научным разработкам методики формирования физической подготовки детей и их кинезиологического потенциала уделяется крайне мало внимания (С.В.Хрущев, А.Д.Дубогай, 1986; В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, 1993). В то же время имеется целый ряд работ, раскрывающих методику направленного физического воспитания школьников, в том числе и младшего возраста, но без ее тесной взаимосвязи с физическим развитием (А.П.Алябышев, 1980; З.И.Казанцева, 1980; И.В.Азарова, 1983; А.Г.Карпеев, 1990; В.А. Панов, 1996; В.П.Губа, 1999).
Цель исследования – определить наличие следового эффекта после применения модульной тренировки интенсивного развития у детей, в условиях учебного процесса в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1) Выявить особенности методики развития физических качеств у детей среднего школьного возраста.
2) Выявить уровень развития быстроты и скоростно-силовых качеств у участников эксперимента.
3) Провести анализ изменения уровня быстроты и скоростно-силовых качеств за время эксперимента и после его окончания.
Объект исследования - физическая подготовка детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - уровень развития быстроты и скоростно-силовых качеств у школьников, после применения модульной тренировки.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение модульной тренировки интенсивного развития быстроты и скоростно-силовых способностей у детей, вызывает отставленный тренировочный эффект, проявляющийся на протяжении нескольких лет.






Глава 1.Характеристика физических качеств

Понятие о физических качествах
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфо-функциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков.
анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и само регуляции |психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать Определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).

Выносливость
Выносливостьэто способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, Можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 1520 с.
Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 56 мин.
Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энерго- обеспечением организма во время работы, а так как энергоросурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой |им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить |активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние I проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,620,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской при работе умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Гибкость
Гибкость это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.
При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.
По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая в позах.
Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, который осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.
На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С); 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания \ в сауне).
Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).
Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.
Результаты немногих генетических исследований говорят о вы-1 соком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 1517 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 910 лет, а для активной 1014 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 7 лет. У детей и подростков 914 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Двигательно – координационные способности
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко - развитое мышечное чувство и так называемая пластичность нервных корковых процессов. От степени проявления последних за - висит срочность образования координационных связей и быстро-1 ты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилив.
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 46 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий низкая.
В возрасте 78 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
В период от 11 до 1314 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 1314 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В возрасте 1415 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16--17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.
В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 1112 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных воспитании способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Скоростные способности
Скорость- это пространственно-временная мера движения точки (быстроты изменения её положения). Скорость величина векторная она характеризует быстроту движения и его направление (Д. Д. Донской, В. М. Зациорский 1979г.).
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. (Лях В.И.«Двигательные способности школьников». Москва, 2000год.)
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей.
К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 56 секунд. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднее генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных пактах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. (Холодов Ж. Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания и спорта). Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. В этом возрасте фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты в циклических двигательных действиях (бег, плавание и т.д.).

Сила
Сила - это мера механического действия одного тела на другое (Д.Д.Донской, В.М.Зациорский 1979г.), способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) (Лях В.И.)

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. ( Холодов Ж. Кузнецов В.).
При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:
собственно мышечные;
центрально-нервные;
личностно-психические;
биомеханические;
биохимические;
6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
Наиболее распространенной является следующая классификация силовых качеств (Д.Д.Донской, В.М.Зациорский 1979г.):
Силовые качества Условия проявления
1.Собственно-силовые Медленные движения и
(статическая сила) статический режим
2.Скоростно-силовые
а) динамическая сила Быстрые движения
б) амортизационная сила Уступающие движения

Скоростно-силовые качества
Это способности, характеризующиеся непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту. (С места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом, где развиваемые усилия близки к максимуму: I=Fmax\tmax
где Fmax-уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении; tmax - максимальное время достижения максимальной скорости(Fmax).
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой.
Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить, как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.
Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от факторов внешней среды. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам -33%, а к 17-18 годам-45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфо-функциональные возможности растущего организма.

Физиологические механизмы обеспечения скоростных качеств
Скоростные движения отличаются высокой специфичностью физиологического механизма. Несмотря на внешнее сходство, движения различны по скорости, например бег с предельной и средней интенсивностью, - это совершенно различные режимы работы организма. (Н.Н. Яковлев, 1983; R.Davies, 1973). Разница здесь прежде всего заключается в мощности потока импульсации со стороны центральной моторной зоны, определяющей мощность функционирования локомоторного аппарата и требования к её энергообеспечению. Однако если разница в мощности центральной импульсации в этих случаях чисто количественная, то на уровне систем, обеспечивающие движения, различия носят качественный характер. Они выражаются в преимущественной активизации быстрых или медленных мышечных волокон, мобилизации разного по составу спектра гормональных регуляторов метаболизма, использовании различных энергетических субстратов и путей их утилизации для ресинтеза АТФ.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
силы мышц;
способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота АТФ и креатинфосфат КТФ);
амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
Экспериментальные данные (М.Л. Шик и др., 1966; Г.Н. Орловский, 1970; М.Л. Шик, М.Г. Сирота, 1972) свидетельствуют, что увеличение скорости бега связано с частотой импульсации и числом активируемых нейронов ретикулоспинальной системы, имеющей прямые связи с мотонейронами спинного мозга. Непосредственное управление работой мышц приходится на долю спинного мозга, причём частота движений определяется афферентной импульсацией от проприорецепторов мышц.
Энергообеспечение скоростных движений, характеризуется быстротой и мощностью мобилизации энергии в мышечных волокнах, т.е. быстротой расщепления АТФ после поступления нервного импульса.
Увеличение возможностей за счёт дыхательного ресинтеза АТФ имеет важное значение для результативности повторяющейся скоростной работы. (Ю.В. Верхошанский 1988). Во время отдыха энергообеспечение репарационных синтезов осуществляется дыхательным фосфорилированием. Чем больше его возможности, тем быстрее и эффективней проходит восстановительный период между повторяющейся скоростной работой. Это в свою очередь даёт возможность увеличения количества эффективного выполнения высокоинтенсивных скоростных упражнений в тренировочном занятии. Например, спринтер затрачивает на преодоление 100м дистанции около 10с, для чего нет необходимости в высоком уровне аэробной производительности. Однако для того чтобы быстро восстанавливаться после скоростной работы, ему необходим достаточно высокий уровень аэробной мощности.
Для высокой скорости движений существенное значение имеет навык расслабления мышц. Особенно важно это для скоростных циклических локомоций в связи с необходимостью ресинтеза АТФ в промежутках между мышечными сокращениями. Именно поэтому время расслабления мышц подвержено наибольшим изменениям с ростом мастерства спринтеров (И.М.Янкаускас,1972). В качестве важного условия эффективности и экономичности высокоскоростных движений в циклических и ациклических локомоциях выступает использование эластичных свойств мышц, выражающееся в их способности накапливать упругую энергию в подготовительных фазах и реализовывать её для повышения результативности двигательного усилия в рабочих фазах.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
Возникновения возбуждения в рецепторе, (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала.
Передачи возбуждения в центральную нервную систему.
Перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала.
Проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
К собственно мышечным (силовым) факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблении, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Биомеханические механизмы обеспечения скоростно-силовых качеств
В практике приходится обычно встречаться с комплексным проявлением скоростных качеств. (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский 1979г.)
Так, в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, сведения бёдер в безопорной фазе) и частоты шагов. Также скорость бега зависит от длины шагов, силы и техники отталкивания.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость)
Собственно силовые способности проявляются:
1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными и предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);
2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.
Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.
Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).
Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.)



















Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования
Исследования по развитию скоростно-силовых качеств проводились с 1996 по 2001гг. на базе Сургутского государственного университета и общеобразовательной школы № 38 г. Сургута, в несколько этапов.
Первый этап – анализ научно-методической литературы и практического опыта с целью отбора тренировочных средств, контрольных тестов и апробация их на уроках физической культуры в начальной школе (1996 - 1999гг.).
Второй этап – экспериментальная проверка состава средств и методик развития скоростно-силовых качеств (ноябрь-декабрь 1999г.). Уточнялись формы, средства и методы развития скоростно-силовых качеств, проводился выбор контрольных тестов для определения уровня развития скоростно-силовых качеств обучающихся.
Третий этап – экспериментальная проверка эффективности выбранной методики для развития скоростно-силовых качеств (ноябрь-декабрь 2000 года). При тестировании (в начале и в конце эксперимента) использовались тесты второго этапа, оценивающие уровень развития скоростно-силовых качеств. Целью этого эксперимента являлось подтверждение или опровержение нашей исследовательской гипотезы об эффективности модульной (направленной на развитие только скоростно-силовых качеств) педагогической технологии стимулируемого развития скоростно-силовых качеств обучающихся 14-15 - тилетнего возраста.
Четвертый этап – педагогический анализ, математическая обработка полученных результатов, их интерпретация, внедрение результатов исследования в практику, формулирование выводов, литературное оформление диссертационной работы. Содержание модульной программы формировалось на основании результатов анализа литературных источников, изучения нормативных документов и программ /44, 53, 141 44. Стадников В.И., 1977; 53. Петровский В.В., 1978; 141 Balsevich V.K., Luzgin V. N., Verner V.V., 1985.
Для оценки уровня скоростно-силовых качеств различных мышечных групп на всех этапах исследования использовались тесты: прыжок в длину с места, пятерной прыжок в длину с места, бросок набивного мяча массой в 1 кг, челночный бег 10х5м, подъем туловища за 30секунд. Измерения проводились с помощью рулетки. Измерения времени челночного бега 10 по 5 метров и количества подъёмов туловища из исходного положения, лежа на спине за 30 секунд производились с помощью электронного секундомера "Электроника ИТ-01".
Эффективность разработанной технологии подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством показателей результатов тестирования экспериментальных групп над аналогичными показателями контрольной группы. Во всех 4 тестах результаты экспериментальных групп превосходили таковые в контрольной группе, причем в 2 достоверно.
В педагогическом эксперименте участие 67 учеников седьмых классов школы № 38, г. Сургута, который проводился в ноябре-декабре 2000г. Контрольная группа (n=24) обучалась по стандартной школьной программе, а экспериментальная (n=43) выполняла модульную тренировочную программу в основной части урока в течении 10-12 минут.
Спустя 2,5 года, для определения достоверности прироста результатов скоростно-силовых качеств, принимали участие 17 человек из экспериментальной и 14 из контрольной группы, которые обучались в той же школе. Все учащиеся занимались по одной программе под руководством одного учителя.
Было проведено тестирование по 4 тестам: прыжок в длину с места, пятерной прыжок с места, челночный бег 10 х 5 м.
подъем туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд (в исходном положении ноги согнуты в коленях).
Все выше перечисленные тесты не требуют специальных приспособлений и устройств для их проведения, поэтому они являются очень удобными в использовании.

2.2. Анализ литературы
При подготовке дипломной работы в течение года было изучено 25 источников литературы. Данный материал позволил составить представление о состоянии изучаемого вопроса, а также сформулировать рабочую гипотезу исследования. На все источники имеется ссылки в работе.

2.3. Педагогические контрольные испытания
Требования к тестированию
Тестирование - качественное или количественное испытание для выявления уровня физической подготовленности испытуемого.
Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах.
Для определения уровня отставленного эффекта после применения модульной тренировки для развития скоростно-силовых качеств у младших школьников, использовались следующие контрольные тесты:


Тест "Прыжок в длину с места".
Тест предназначен для измерения силы мышц ног.
Методика выполнения. Упражнение выполняется на полу. И.П.- полу присед, стойка ноги врозь, руки отведены назад. По команде «Можно!» совершается прыжок в длину, и так три раза, засчитывается лучший результат. Измерение производится по пяткам.

Тест "Челночный бег 10 х 5 м".
Тест предназначен для измерения скоростных качеств.
Методика выполнения. Упражнение выполняется на полу. На линии старта, тестируемый занимает положение высокого старта. По команде «Марш!», начинает бег максимальной скоростью, 10 отрезков по 5 метров.

Тест "Бросок набивного мяча весом 1кг из положения сидя на полу".
Тест предназначен для измерения силы мышц верхних конечностей.
Методика выполнения. Упражнение выполняется на полу или ковре. И.П.- сед ноги врозь, руки за голову, в руках набивной мяч, по команде «Можно!» тестируемый выполняет несколько раскачиваний и затем бросок.

Тест "Подъем туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд" (в исходном положении ноги согнуты в коленях).
Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.
Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. И.П.- лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, руки скрестно на груди. Партнёр прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» энергично согнуться до касания локтями бёдер; обратным движением вернуться в и.п. Засчитывается количество сгибаний за 30 сек.


Для оценки уровня быстроты, на всех этапах исследования использовались следующие тесты: челночный бег 10*5 метров, бег на месте за 10сек, частота постукиваний.
Измерения проводились с помощью рулетки и электронного секундомера "Электроника ИТ-01".
Эксперимент проходил в 5 этапов.
Первый этап (1997 – 1999г.г.)- анализ научно-методической литературы и практического опыта с целью отбора тренировочных средств, контрольных тестов и апробации их на уроках физической культуры в школе.
Второй этап (октябрь-декабрь 1999г.)- экспериментальная проверка состава средств и методики развития быстроты. Уточняли формы, средства и методы развития быстроты.
Третий этап (июнь 2000г.)- экспериментальное определение длительности интервалов отдыха после выполнения упражнения учебно-тренировочного модуля. Исследование проводилось на пришкольной площадке школы №37 г. Сургута.
Четвёртый этап (октябрь-декабрь 2000г.)- проверка эффективности выбранной методики для развития быстроты. Целью этого эксперимента являлось подтверждение или опровержение исследовательской гипотезы об эффективности модульной технологии развития быстроты.
Пятый этап – анализ, математическая обработка полученных результатов, их интерпретация, внедрения результатов исследования в практику, формирование выводов.
Тестирование проводилось в конце учебного года (март 2005г.).
Для оценки уровня быстроты использовались следующие тесты:

Тест "Частота постукиваний".
Этот тест предназначен для измерения скорости движения конечности, и по его результатам оценивается такое проявление скоростных способностей детей, как частота локальных движений.
Содержание теста, заключается в поочередном касании двух площадок кистью удобной руки (для правшей -правой, для левшей-левой).
Для проведения теста необходимо иметь следующее оборудование: стол, высоту которого можно изменять; два резиновых диска диаметром по 20 см, положенных горизонтально на стол; расстояние между центрами дисков - 60 см., опорную площадку (10x20 см), расположенную между дисками на равном удалении от каждого из них; секундомер.
Инструкция для испытуемых. "Встань перед столом, немного разведя стопы. Положи кисть левой (для правшей) руки на опорную площадку. Положи правую руку на левый диск. Ты должен будешь перекладывать кисть правой руки с диска на диск, так чтобы при движении она проходила над кистью левой
Выполнять задачу с максимально возможной быстротой, но обязательно каждый раз касаться правого и левого дисков. Заняв исходное положение, жди моего сигнала. Я скажу: "Внимание... марш!" Сразу же после сигнала начинаешь тест; нужно сделать 25 циклов и прекратить выполнение задания по сигналу "стоп". Я буду считать число циклов и подам сигнал, как только их будет 25. Ты повторишь тест два раза, и в зачет пойдет лучший результат. Старайся выполнить тест как можно быстрее, потому что его результатом является время 25 циклов". Указания для преподавателя:
- установите высоту стола так, чтобы его поверхность была ниже уровня пупка;
- сядьте сбоку от стола; внимательно проверьте правильность исходного положения школьника и приготовьтесь к регистрации числа касаний, включите секундомер после слов: "Внимание, марш!" и начинайте считать число переносов руки с одного диска на другой. Их должно быть 25. Как только вы досчитаете до этой цифры, выключите секундомер. Подсчитывается число полных циклов: если в исходном положении правая рука школьника на левом диске, то закончить тест он должен в этом же положении. Поэтому один цикл это: начать движение с диска А, коснуться диска В, вновь коснуться диска А. Всего в тесте 25 циклов, или 50 касаний; следите, чтобы во время теста испытуемый не убирал опорную руку с центральной площадки; разрешается пробная попытка, чтобы школьник решил, какой рукой ему предпочтительнее выполнять тест; разбейте группу школьников на пары. Так как в этом тесте выполняются две попытки, второй из пары начнет выполнять свое задание во время отдыха первого;
Лучше всего проводить этот тест двум специалистам (или учителю и его помощнику из числа школьников): один контролирует время, другой вслух считает число циклов. Услышав "25!", первый немедленно выключает секундомер; если во время теста школьник, оторвав кисть от диска А, коснулся не диска В, а поверхности стола рядом с ним, ему добавляется еще один цикл и т д. Результат теста - время (в секундах) 25 циклов.


Тест "Челночный бег 10x5 м".
Предназначен для оценки скоростных способностей. Выполняется в виде рывка на максимальной скорости, из высокого старта с поворотами на ограничительных линиях.
Необходимое оборудование: чистый, нескользкий пол (дорожка), секундомер, рулетка для измерения длины 5-метрового отрезка; ограничительные указатели.
Указания для испытуемых: "Встаньте позади ограничительной линии, при этом одна стопа, располагается у самой линии, вторая - сзади в удобном для каждого испытуемого положении. После сигнала бегите как можно быстрее к противоположной ограничительной линии, переступите ее, развернитесь и бегите к линии старта. Добежав до нее, точно так же заступите за неё, и после поворота продолжайте бег в обратную сторону. Таким образом, вы должны выполнить 5 циклов "туда - обратно", Тест выполняется один раз, поэтому с самого начала настройтесь на его выполнение с максимальной скоростью и не снижайте ее на поворотах".
Инструкции для преподавателя:
1) разметьте две параллельные линии на расстоянии 5 м одна от другой (мелом или белой лентой);
2) линии должны быть длиной 1,2 м и ограничиваться конусами (или любыми другими предметами);
во время теста следите, чтобы каждый раз поворот для бега в обратную сторону выполнялся после того, как обе стопы испытуемого пересекут ограничительную линию; извещайте испытуемого после каждого цикла; при слове "пять" он должен прекратить тест; окончанием теста служит постановка испытуемым одной ноги в конце пятого цикла за ограничительную линию;
нельзя выполнять тест на скользкой поверхности. Тест выполняется один раз.
Оценка: время выполнения 5 полных циклов (туда и обратно) в секундах.

Тест "Ускорение 10 м".
Предназначен для оценки скоростных способностей. Выполняется в виде рывка на максимальной скорости, из высокого старта.
Необходимое оборудование: чистый, нескользкий пол (дорожка), секундомер, рулетка для измерения длины 5-метрового отрезка.
Указания для испытуемых: "Встаньте позади ограничительной линии, при этом одна стопа располагается у самой линии, вторая – сзади в удобном для каждого испытуемого положения. После сигнала бегите как можно быстрее к противоположной ограничительной линии, переступите ее.
Инструкции для преподавателя:
1) разметьте две параллельные линии на расстоянии 10 м одна от другой (мелом или белой лентой);
2) линии должны быть длиной 1,2 м и ограничиваться конусами (или любыми другими предметами);
окончанием теста служит постановка испытуемым одной ноги за ограничительную линию;
3)нельзя выполнять тест на скользкой поверхности. Тест выполняется один раз.
Оценка: время выполнения в секундах.

Тест "Бег на месте ".
Предназначен для оценки частоты движений ног. По сигналу испытуемый за 10 секунд стремится, как можно чаще поочерёдно касаться коленями резинового шнура, который подвешивается горизонтально на высоте поднятого под прямым углом бедра испытуемого. Ставилась задача совершить как можно больше касаний.
























Глава 3. Определение отставленного эффекта использования модульной технологии в развитии физических качеств у детей среднего школьного возраста.

3.1. Определение наличия следового эффекта стандартной тренировочной программы развития скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста.
Эффективность разработанной технологии подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством показателей результатов тестирования экспериментальных групп над аналогичными показателями контрольной группы. Во всех 4 тестах результаты экспериментальных групп превосходили таковые в контрольной группе, причем в 2 достоверно.
Повторное тестирование проводилось через 2,5 года в конце учебного года (апрель 2003г.). В результате исследований было установлено, что в экспериментальной группе средние показатели всех контрольных тестов выше, чем в контрольной группе.
При проведение тестирования получены следующие результаты:
В тесте «Прыжок в длину с места» средний показатель в контрольной группе до эксперимента составлял 131,4(15,3см (рис.1.), после 129,08(13,98см, через 2,5 года 144,14(17,58см. Прирост за время эксперимента составил – 1,57(11,09см (p>0,05), за 2,5 года после эксперимента равен 16,07(8,96см, что в процентах составляет 12,23% (p<0,05).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.1. Изменение результатов в тесте «прыжок в длину» у участников эксперимента

В экспериментальной группе до начала эксперимента средний показатель составлял 138,94(16,36см (рис.1.), после эксперимента 147,24(19,32см, через 2,5 года результат составил 150,24(21,08см. Прирост результатов за время эксперимента составил 8,29+11,0 см (p>0,05), спустя 2,5 года равен 3,0(12,09см, что в процентах составила 2,16% (p<0,05). Прирост результатов у экспериментальной группы во время эксперимента достоверно выше, чем в контрольной (р<0,01), за 2,5 года после эксперимента прирост достоверно выше в контрольной группе.

В тесте «Челночный бег 10х5 метров» средний показатель контрольной группы до эксперимента составлял 22,24(1,74сек (рис.2.), после – 21,69(1,49 сек, через 2,5 года составил 20,74(3,38сек. Прирост результатов за время эксперимента – 0,55(1,17см (p>0,05), прирост за 2,5 года после эксперимента – 1,04(3,15сек (p>0,05), что в процентах составляет – 4,68%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.2. Изменение результатов в тесте «Челночный бег» у участников эксперимента
В экспериментальной группе до эксперимента средний показатель - 22,19(1,79 сек (рис.2.), после – 20,74(1,8сек. Через 2,5 года результат равен 18,5(1,69 сек (p<0,05). Прирост за время эксперимента составил – 1,42(1,09сек (p<0,05), за 2,5 года равен 1,69(1,96 сек (p<0,05), разница в процентах составила 7,62%.
Прирост результатов у экспериментальной группы после применения модульной тренировки достоверен (p(0,05). После эксперимента результаты групп отличались, но не достоверно, а спустя 2,5 года различия стали достоверны.

В тесте «Бросок набивного мяча весом 1кг» из положения сидя на полу средний показатель контрольной группы до эксперимента составлял 296,14(44,75см (рис.3.), после эксперимента – 297,86(50,96см, через 2,5 года результат составил 463,57(50,93см. Прирост за время эксперимента составил 1,71(41,93см.(p>0,05), прирост за 2,5 года равен 165,71(68см (p<0,05), разница в процентах составила 55,96%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.3. Изменение результатов в тесте «бросок набивного мяча» у участников эксперимента
В экспериментальной группе средний показатель до эксперимента равен 294,82(52,73см (рис.3.), после эксперимента – 319,94(67,18см, через 2,5 года – 468(79,27см. Прирост за время эксперимента составил 25,12(23,6см (p>0,05), через 2,5 года 118,1(61,79см (p<0,05), разница в процентах составила 40,06%. Прирост результатов у экспериментальной группы после применения модульной тренировки достоверен(p<0,05). После эксперимента контрольная группа практически догнала экспериментальную.

В тесте «Подъём туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд» средний показатель контрольной группы составлял 19,86(4,15 раза (рис.4.), после 21,86(4,61 раза, через 2,5 года равен 25,14(4,05 раза. Прирост за время эксперимента составил 2,0(1,88 раза (p>0,05), прирост результатов спустя 2,5 года равен 3,29(3,5 раза (p>0,05), что в процентах составляет 16,57%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.4. Изменение результатов в тесте «поднимание туловища за 30 сек» у участников эксперимента
В экспериментальной группе средний показатель до эксперимента составлял 20,53(3,86 раза (рис.4), после эксперимента 22,94(4,08 раза, спустя 2,5 года равен 25,94(4,05раза (p>0,05), прирост за время эксперимента составил 3(4,37раза (p>0,05), разница в процентах 14,61%. Прирост результатов у экспериментальной группы также недостоверен (p>0,05).

По результатам видно, что показатели тестов экспериментальной группы выше, чем показатели тестов контрольной, однако достоверность прироста результатов экспериментальной группы, наблюдается только в «метании мяча» и «челночном беге 10*5м.»
На основании этого можно утверждать, что применение модульной тренировки является эффективным средством развития скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста. Через 2,5 года после её применения уровень развития скоростно-силовых качеств в экспериментальной группе стал практически таким же, как в контрольной, это прослеживается во всех проведённых тестах, что в свою очередь указывает на то, что уровень следового эффекта возникшего после применения модульной тренировки низкий. Следовательно, модульную тренировку на развитие скоростно-силовых качеств следует проводить чаще, чем через 2,5 года.

3.2 Определение наличия следового эффекта после применения модульной тренировки для развития быстроты у детей среднего школьного возраста
Для оценки уровня быстроты и скоростно-силовых качеств различных мышечных групп, на всех этапах исследования использовались следующие тесты: челночный бег 10*5 метров, бег на месте за 10сек, частота постукиваний.
Повторное тестирование проводилось через 4,5 года в конце учебного года (март 2005г.).
При проведение тестирования экспериментальной и контрольной групп, получены следующие результаты:
В тесте «Челночный бег 10*5 м.» средний показатель в контрольной группе до эксперимента составлял 23,03(1,08 сек (рис.5.), после – 22,84(0,96сек (p>0,05), через 4,5 года 22,75(1,25сек (p>0,05). Прирост равен 0,09(1,65сек, что в процентах составляет 0,39%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.5. Изменение результатов в челночном беге у участников эксперимента
В экспериментальной группе средний показатель составлял 22,81(0,87сек (рис.5.), после эксперимента 22,59(0,76сек (p>0,05), через 4,5 года составил 22,03(1,13сек, прирост равен 0,56(1,01сек. (p>0,05), в процентах составил 2,46% (рис.5).Через 4,5 года результат экспериментальной группы достоверно выше, чем контрольной (p<0,05).

В тесте «Бег на месте с за 10 сек» средний показатель контрольной группы составлял 29,45(3,84 раза (рис.6.), за время эксперимента вырос до 29,86(3,92 раза (p>0,05), через 4,5года результат стал равен 38,15(3,61 раза. Прирост за время эксперимента равен 0,41(1,01 раза (p>0,05), за 4,5 года 8,28(4,71 раза (p<0,05), что в процентах составляет 28,12%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.6. Изменение результатов в беге на месте за 10 сек. у участников эксперимента

В экспериментальной группе средний показатель составлял 30,96(3,67 раза, (рис.6.), во время эксперимента вырос до 32,6(3,21 раза (p>0,05), за 4,5 года до 39,32(4,25раза (p<0,05), прирост за время эксперимента равен 1,64(2,38 раза, за 4,5 года – 6,72(6,21раза, разница в процентах составила 21,71%.
Прирост результатов у экспериментальной группы после применения модульной тренировки достоверно выше, а через 4,5 года недостоверен (p>0,05). Различия в средних показателях групп после эксперимента были достоверны, а за 4,5 года после эксперимента они выровнялись (стали не достоверны), но экспериментальная группа все равно опережает своих сверстников.

В тесте «Ускорение 10 метров» средний показатель контрольной группы до эксперимента составлял 2,85(0,15 сек (рис.7.), во время эксперимента вырос до 2,99(0,16 сек (p<0,05), через 4,5 года – 2,65(0,38 сек (p<0,05). Прирост равен за время эксперимента равен 0,14*0,01, за 4,5 года – 0,34(0,43сек, что в процентах составляет 11,37%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.7. Изменение результатов в тесте «ускорение 10м.» у участников эксперимента

В экспериментальной средний показатель составлял 2,83(0,16сек (рис.7), за время эксперимента поднялся до 2,76(0,14сек (p>0,05), после 4,5 лет улучшился до 2,45(0,43сек (p<0,05). Прирост за 4,5 года равен 0,31(0,51сек, в процентах – 10,95%. Прирост результатов у экспериментальной группы достоверно выше (p<0,05).

В тесте «Частота постукиваний» средний показатель контрольной группы до эксперимента составлял 13,62(1,20 сек. (рис.8.), во время эксперимента вырос до 14,00(1,15 сек. (p>0,05), через 4,5 года – 11,33(0,81 сек. (p<0,05). Прирост за 4,5 года составил 2,29(1,35 сек, разница в процентах составила 16,36%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.8. Изменение результатов в тесте «частота постукиваний» у участников эксперимента

В экспериментальной группе средний показатель составлял 13,84(0,95 сек. (рис.8), за время эксперимента поднялся до 13,29(1,16 сек. (p>0,05), через 4,5 года до 11,12(0,65 сек. (p<0,05). Прирост за 4,5 года равен 2,17(1,52сек, разница в процентах составила 15,68%.
Прирост результатов у экспериментальной группы за время после эксперимента недостоверно ниже (p>0,05).

Эффективность разработанной технологии подтвердилась более высокими темпами роста показателей результатов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Различия между контрольной и экспериментальной группой после эксперимента достоверны в 3 из 4 тестов. Однако через 4,5 года разница в средних результатах групп существенно сократилась и стала недостоверной. На основании этого, можно утверждать, что применение модульной тренировки является эффективным средством развития скоростных качеств учащихся среднего школьного возраста. Для закрепления развития быстроты у детей следует применять данную технологию чаще, чем раз в 5 лет.
Выводы:
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что многие исследователи наибольший темп прироста скоростно-силовых показателей отмечают в среднем школьном возрасте. Вместе с тем, в литературе отсутствуют данные о конкретных технологиях развития скоростно-силовых качеств младших школьников. Это дает основание для поиска средств, методов и форм организации педагогического процесса физического воспитания, адекватных возрастным особенностям восприятия обучающимися направленности и характера тренирующих воздействий на уроках физической культуры.
Увеличение объема анаэробных нагрузок в 2-3 раза не привело к чрезмерному увеличению интенсивности работы сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений достигает 165-185 ударов в минуту лишь на несколько секунд по ходу модульного применения скоростно-силовых упражнений.
Увеличение длительности выполнения скоростно-силовых упражнений с 20 до 30 секунд приводит к статистически большему приросту скоростно-силовых качеств.
Использование короткой модульной тренировочной программы в среднем школьном возрасте позволяет существенно повысить уровень развития быстроты и скоростно-силовых качеств. Отставленный эффект применения таких программ наибольший эффект имеет в развитии быстроты и в меньшей степени в отношении скоростно-силовых качеств, что объяснимо тем, что у детей наступил сенситивный период в развитии силы, которая тоже вносит значительный вклад в проявление скоростно-силовых качеств.
Предлагаемая педагогическая технология существенно повышает интерес обучающихся к занятиям физическими упражнениями на уроке физической культуры. Их увлекает новизна формы занятия, «взрослость» и «серьезность» их сопричастности к решению задач урока. Необычность содержания урока, его информационная насыщенность способствуют высокому уровню активности обучающихся и их осознанности выполнения ими учебно-тренировочных заданий.
Разработанную модульную технологию развития скоростно-силовых качеств можно рекомендовать для широкого использования на уроках физической культуры и на секционных занятиях во внеурочное время с последующим закреплением средствами, предусмотренными школьной программой.
Представляется перспективным развитие нового направления научно-педагогических исследований – последовательности использования разных тренировочных модулей в процессе физического воспитания школьников.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста/ И.В. Азарова. – М.: Просвещение, 1983г.- 152с.
Алябышев, А.П. Стандартная программа определения детей к сложнокоординированным движениям на этапе начальной спортивной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук- Омск, 1986. -19с.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю.В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988г.- 331с.
Верхошанский, Ю.В. Програмирование и организация тренировочного процесса/ Ю.В.Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1985г.- 176с.
Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков/ Л.В. Волков. - Киев: Здоровье 1981г.- 120с.
Волков, Л.В., Филин В.П. Спортивный отбор/ Л.В. Волков, В.П. Филин- М.:ФиС, 1983г.- 176с.
Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития// А.А. Гужаловский – М.: Теория и практика ФК, 1977г. №7 С. 37-39
Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у дошкольников/ А.А. Гужаловский. – Минск.: Народна освита, 1978г. – 88с.
Донской, Д.Д., Зациорский, В.М. Биомеханика, учебник для институтов физической культуры./ Д.Д. Донской, В.М. Зациорский - М.: ФиС , 1979г.210с.
Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа/ А.Г.Карпеев- Омск.: СибГафк, 1990г.- 322с.
Кузнецова, З.И. Развития двигательных качеств школьников. – М.: 1987г.- 204с.
Лях, В.И. Двигательные способности школьников/ В.И. Лях - М.: Терра спорт, 2000г.- 192с.
Лях, В.И. Развивая координационные способности./ В.И. Лях - М.: Физическая культура в школе, 1994г.- №4 С. 17-22с.
Панов, В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы/ В.А. Панов-М.: ФиС, 1996г.-23с.
Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. / В.Н. Селуянов – М.: СпортАкадемПРесс, 2001г.- 210с.
Спортивная метрология/ Под общей редакцией В.М.Зациорского- М.: Медицина, 1991г.-272с.
Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин – М.: ФиС, 1984г.- 232с.
Филин, В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов/ В.П. Филин – М.: ФиС, 1988г.- 232с.
Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта/ В.П. Филин – М.: Просвещение, 1987г.- 128с.
Филин, В.П. Фомин Н.А. Основы юношеского спорта/ В.П.Филин – М.: ФиС, 1980г.- 255с.
Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология/ А.Г. Хрипкова-М.: Медицина, 1978г.- 286с.
Шадыев, А.Х. Скоростно-силовая подготовка в системе физического воспитания школьников/ А.Х.Шадыев– М.: Просвещение, 1987г.-115с.
Энока, Р.М. Основы кинезиологии/ Р.М.Энока – К.: Здоровье, 2000г.- 399с.
Фомин, Н.А. Филин, В.П. На пути к спортивному мастерству./ Н.А. Фомин, В.П. Филин - М.:ФиС, 1986- 186с.
Starosta, W. Interdependence between physical and coordination abilities – selected problems and their implications in the practice of physical education and sport training. In: V. Strojnik and A.Usaj, eds. Proceedings I of the 6-th Sport Kinetics Conference` 99, Ljubljana, Slovenia, University of Ljubljana, Faculty of Sport, September 1st – 4th; 1999: 3 – 13.








13PAGE 15


13PAGE 14215






Root Entry_-* #,##0"р."_-;\-* #,##0"р."_-;_-* "-""р."_-;_-@_-Оk)3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00"р."_-;\-* #,##0.00"р."_-;_-* "-"??"р."_-;_-@_-О{+;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·  ° ° °сводная 2…
·Марычева Т.С.
·
·
·
·
·
·
·
·10*5м
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Шилова В.А.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Бабоян Г.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Гузич Р.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ширшева В
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Головачёв В.