Статья Самообразование педагога как условие гармоничного развития личности ученика

Самообразование педагога как условие гармоничного
развития личности ученика

Аниськова Л.Ю.
Учитель биологии ГОУ лицей №344 Невского района Санкт-Петербурга

Тот, кто так озабочен просвещением других,
никак не выберет времени для
собственного просвещения.
Оскар Уальд


Школьный возраст, безусловно, является одним из самых сложных и самых важных этапов развития личности. В школе дети не только приобретают новые знания и навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, но и просто взрослеют, заводят друзей, которые останутся с ними на всю жизнь, учатся спорить со старшими, отстаивая свою точку зрения, и уходят в «самостоятельное плавание» - будь то университетская скамья или военная казарма – уже совсем взрослыми людьми. Личностный рост ученика происходит на глазах учителя, который, с одной стороны, отслеживает происходящие изменения, а с другой – имеет непосредственную возможность направить эти изменения в правильное русло, при этом имея иногда больше влияния на школьника, чем даже его родители. Более того, многие родители позволяют своему ребенку развиваться самостоятельно, справедливо полагая, что все необходимое для гармоничного развития личности есть в школе. И, действительно, возможностей для этого при соответствующей мотивации учеников в настоящее время много – это и привлечение школьников к научной деятельности, и стимулирование посещения дополнительных кружков/секций в отделениях дополнительного образования, и развитие поисково-творческой активности учащихся при выполнении необычных (сложных, требующих креативного подхода) домашних заданий по программе предмета. Кроме того, выявляя какие-либо отклонения в развитии личности ученика (например, затруднения при общении со сверстниками, что, несомненно, препятствует личностному росту), учитель может не только обратить его внимание на пути разрешения существующей проблемы (в том числе с участием родителей), но и посоветовать ему общение со школьным психологом, если это необходимо. Взрослея, получив от школы определенный «багаж знаний» и жизненный опыт, учащиеся тем осознаннее и рациональнее выбирают свою дорогу в жизни, чем больше они получили от своих учителей. Следовательно, каждый педагог должен находиться в процессе постоянного профессионального роста, чтобы быть для своих учеников не столько примером, сколько стимулом для движения вперед. Ведь недаром сказал В.Г. Белинский: «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника».
Ступени профессионального роста учителя – это определенные педагогические знания, умения, мастерство, творчество и новаторство.  Все эти этапы достигаются постепенно, начиная с обучения в вузе и принятия решения о выборе будущей специальности, с первой педагогической практики, и в последующем реализуются посредством самообразования учителя. Потребность в самообразовании не уникальна для педагогов, - это необходимый компонент личностного и профессионального роста любого специалиста, однако именно для тех профессий, которые в наибольшей степени связаны с работой с людьми – к этой категории относятся, прежде всего, врачи и учителя, - самообразование оказывается ключевым моментом для полноценной работы. Важной характеристикой самообразования является его добровольный характер, так как только сам человек может принять решение о необходимости личностного роста. Ни один руководитель учебного заведения не сможет заставить своих педагогов развиваться, однако он не только вправе, но и обязан создать все условия для реализации их самообразования. К этим условиям можно отнести создание возможности посещения курсов повышения квалификации, получения второго высшего образования, участия в конференциях, семинарах, конкурсах педагогического мастерства, защиты диссертаций и т.д. Немаловажную роль в процессе самообразования учителя играет и индивидуальная работа, включающая изучение научно-методической и учебной литературы, посещение открытых уроков коллег из своего города и обмен опытом с педагогами из других городов, который в настоящее время может осуществляться не только лично (например, на конференциях и семинарах), но и посредством участия в сетевых педагогических сообществах. Следовательно, у каждого учителя должен быть обязательный доступ к педагогическим интернет-ресурсам, где он может, во-первых, поделиться своим опытом и знаниями, а, во-вторых, повысить свой профессиональный уровень посредством использования различных методических разработок, предложенных коллегами со всей России или даже мира.
Самообразование – процесс, который должен обязательно приносить свои плоды. В результате самообразования учителя должны появляться новаторские подходы к учебно-воспитательной работе; методические разработки уроков, меняющиеся год от года в соответствии с развитием науки и техники; новые методики оценки знаний учащихся и т.п. Персональные разработки могут быть опубликованы, в том числе в сетевых педагогических сообществах, или представлены на конференциях, однако не это является главным критерием эффективности профессионального роста учителя. К таковым можно отнести повышенный интерес учащихся к преподаваемому предмету, выражающийся в желании выполнять научно-исследовательскую работу и выступать с докладами на различных конференциях школьного, городского или даже Всероссийского уровня, участвовать в предметных олимпиадах и конкурсах. Важно также, чтобы этот интерес был у ученика не к одному предмету, а к нескольким, когда возникает возможность реализации междисциплинарных работ - именно в таком случае создаются все условия для гармоничного разностороннего развития личности школьника. Таким образом, от каждого учителя, его образования и желания профессионально и личностно развиваться зависит, какой путь выберут его ученики, в полной ли мере они реализуют заложенные в них способности, что, в конечном итоге, является основой благополучия всей страны в целом.