Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка


Урок 2. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
Целевые ориентации урока
Личностные: развитие интереса к познанию эволюционного развития живого мира; раскрытие практического применения знаний эволюционной теории в настоящее время.
Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.
Предметные: изучение сущности эволюционной теории, сложного и противоречивого пути ее становления, вклад биологов-классиков в формирование естественно-научной картины мира.
Планируемые результаты
Личностные умения: понимание сложности и противоречивости процесса познания, как извечного стремления к истине; оценивать вклад Ж.Б.Ламарка в развитие биологической науки; личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.
Метапредметные умения
ПУУД: осознание основных мировоззренческих идей урока в ходе изучения работ биологов-классиков.
РУУД: навык планирования своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане; умение участвовать в совместной деятельности.
КУУД: учет разных мнений, умение выражать свои мысли, владение монологической формы речи.
Предметные
Ученик должен знать: историю развития эволюционной теории, вклад Ж.Б. Ламарка в развитие биологической науки , основные положения его эволюционной теории
Ученик должен уметь: определять ключевые понятия эволюционной теории Ж.Б. Ламарка; формулировать законы «Упражнение неупражнение органов», «Наследование благоприятных признаков»; объяснять единство живой и неживой природы.
Организация образовательного пространства
Ресурсы: презентация №1 «Шевалье Ламарк», презентация № 2 «Теория Ж.Б.Ламарка» раздаточный материал: тесты, оценочный лист.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Актуализация и проверка домашнего задания
Фронтальная работа
Работа с дидактическими карточками.
К-№1; К-№2; К-№3; К-№4; К-№5.
(Оценивание деятельности учащихся. За правильный ответ 1 б, максимальное количество баллов 2б, ключевые слова выведены в слайд №2 презентации))Мотивационная деятельность.
“Роковая ошибка профессора Ламарка...”
Ученый – Жан-Батист-Пьер-Антуан де Моне, шевалье де Ламарк. Мне бы очень хотелось, чтобы вы не только запомнили основные положения его эволюционной теории, но и благородный облик этого человека, чтобы на уроке вы пережили вместе с ученым все его взлеты и падения, прожили на уроке его жизнь... И его боль стала вашей болью....
Ведь только это поможет нам избежать поспешных и высокомерных суждений типа “Ламарк недопонял”, “Линней не учел” и т.п., которые увы, столь часты в устах наших современников, привыкших постигать науку только разумом. Но ведь процесс познания – это не только работа ума, мозга, но и души...
Готовы ли вы прочувствовать и понять грустную и прекрасную историю Ламарка, историю непризнанного, но несломленного гения, пережившего бедность, насмешки, несправедливые гонения невежд, страдающего и ошибавшегося, боровшегося, умершего в нищете и ... победившего! Победившего, спустя столетие после своей смерти...
Целеполагание.
II. Учебно-познавательная деятельность.
Первичное усвоение материала
Формирование новых понятий и способов действия.
Фронтальная работа.
Ознакомительное чтение текста учебника на стр. 13.
Ответьте на вопросы:
-Что такое эволюция?
-Какой вклад в биологию внес Ж.Б.Ламарк
-Назовите основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка
Просмотр презентации № 1 «Шевалье Ламарк». Оцените свои ответы, сверив с тексом на слайде № 4 презентации. За правильный ответ 1б.
Групповая работа.
Задание для 1 группы.
Текст учебника стр 14. Составьте бумажную схему градации организмов, заполните таблицу.

Задание для 2 группы.
Сравнить классификацию животных К.Линнея с классификацией Ламарка. В чем сходство и в чем отличие?
(Правильный ответ 5 б Проверка схемы "Градация Ж.Б. Ламарка" на основе презентации №2 , слайд №3
Сравнить схемы «Систематика К.Линнея и Ж.Б. Ламарка» на основе презентации , слайд №4)
"Правила работы в группе"
1. Сформируйте группу, для продуктивной работы в группе не должно быть более 5-6 человек
2. Выберите лидера группы (организует и руководит деятельностью группы); эксперта (осуществляет связь с учителем, решает вопросы спорного характера); тайм-менеджера (отслеживает время выполнения заданий, ведет записи).
3. Все обсуждения в группе строятся на основе конкретного задания
4. Осуществляйте персонификацию (говорить от своего имени)
5. Не выносите на всеобщее обсуждения всё, что происходило во время работы в группе
6. Не критиковать, не допускать непосредственные оценки человека, оценивать только действия, терпимо относиться к чужому мнению.
7. Активно сотрудничать
8. Не оказывать давления на участников группы.
9. Все участники делают замечания кратко и по существу
10. После завершения работы в группе, после окончания занятия проанализируйте деятельность вашей группы.
Работа в группах.
Текст учебника стр 14-15 и по карточки с выдержками из хрестоматии по биологии.
Задание для 1 группы. На основании хрестоматийного материала дайте ответ на вопросы : 1.Ламарк признавал эволюцию?
2. Что, на взгляд Ламарка, является причиной этого усложнения?
Карточка №1.
Обстоятельства влияют на форму и организацию животных: Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности: Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития
(Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения в двух томах. Том 1. - Изд. АН СССР. - 1955. - С. 333 ) 1.
Задание для II группы.
На основании хрестоматийного материала дайте ответ на вопросы : 1.В чем не прав Ламарк? (в том, что причиной эволюции жирафа было внутреннее стремление животного – упражнения)
2. Что по Ламарку является движущей силой эволюции?
Оценивание по ключевым словам.
Карточка №2.
Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту
(Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения в двух томах. Том 1. - Изд. АН СССР. - 1955. - С. 354 ) 1.
Групповое задание.
Задание для 1группы.
-Как, исходя из теории Ламарка, можно объяснить образование длинных ног у фламинго?
-Как, исходя из теории Ламарка, можно объяснить образование длинной шеи и коротких лапок у лебедя?
Задание для 1группы.
-Как, исходя из теории Ламарка , можно объяснить образование перепонок у утки?
-Как, исходя из теории Ламарка , можно объяснить образование хобота у слона?
(Оценивание по статьям из работ Ламарка, слайд № 6-7 презентации № 2, 2 б за каждый ответ)
Мозговой штурм - Оценка эволюционной теории Ж.Б. Ламарка его современниками.
1. Почему современники Ж.Б. Ламарка не оценили его труды?
2. Почему современные ученые все чаще обращаются к теории Ж.Б. Ламарка?
3.Главным оппонентом эволюционной теории Ламарка был Ж. Кювье, каковы были его взгляды на происхождение видов?
Диагностика качества освоения темы.
Тест "Основные положения учения Ж.Б. Ламарка
-Ж. Б. Ламарк в книге "Философия зоологии" разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени :………………………………………………………
-6 градаций животных по Ламарку :……………………………………………
-Его классификацию можно считать естественной, так как :………………….
-Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: :………………..-Как появилось многообразие видов по Ламарку?..............................................-В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку :….
-Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк?.................................................-Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было :………………………………………….
-Его гипотеза не была принята, не все признавали, что :……………………………..
Самооценка работы, заполнение оценочного листа, комментирование оценок.
Рефлексия.
№ Критерии Самооценка Оценка учителя
  Знаю термины и понятия темы    
  Знаю этапы развития эволюционных представлений    
  Умею по памяти нарисовать систему животного мира по Ж.Б. Ламарку    
  Могу объяснить принципы построения системы животного мира по Ж.Б. Ламарку    
  Могу рассказать о значении работ Ж.Б. Ламарка    
Домашнее задание:
Для всех учащихся: Прочитайте текст учебной статьи «Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка» стр. 13-16
Заполните задания Рабочей тетради по теме «Эволюционная теория Ж.. Ламарка»
По выбору:
1.Напишите небольшое эссе по теме:
а). Почему главный труд К.Линнея называется «Система природы», а Ж.Б. Ламарка «Философия зоологии».
б).Можно ли экспериментально проверить и, следовательно доказать или опровергнуть утверждения Ж.Б. Ламарка
2.Составить презентацию по теме «Теория катастроф Ж.Кювье».