Презентация Обобщение опыта работы по теме Формирование экспериментально — исследовательских компетенций на уроках физики в основной школе


Торгушина Наталья Валерьевна учитель физикиМБОУ Итмановской СШ Гагинского районаНижегородской области Профессиональное кредо: «Не мыслям надо учить, а мыслить» (И.Кант) Формирование экспериментально – исследовательских компетенций учащихся на уроках физики в 7-9 классах Тема опыта Условия формирования личного вклада в развитие образования Актуальность личного вклада в развитие образования Опыт работы является актуальным в настоящее время в соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной парадигмой образования В настоящее время недостаточно разработаны вопросы организации деятельности учащихся при выполнении физического эксперимента, направленной на формирование у них экспериментально- исследовательских умений Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Цель и задачи педагогической деятельности Ведущая педагогическая идея Формирование знаний и умений школьников через включение учащихся в экспериментально –исследовательскую деятельность на уроках физики Я слышу - я забываю, Я вижу – я запоминаю,Я делаю – я понимаю. (Китайская пословица) Ученики – это " УЧЕНЫЕ", открывающие новые (для них) знания, а учитель – организатор их деятельности Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Простые опыты по инструкции (устной или письменной) Задача учителя -сформулировать задачу и выдать учащимся устные или письменные руководства. Учащиеся, опираясь на систему вопросов, предложенную учителем и на самостоятельно проведенный эксперимент, устанавливают связи или закономерности по изучаемому вопросу. Специфическая цель этих работ – воспитание познавательных интересов и эвристического мышления учащихся, поэтому работы такого типа целесообразно приводить при рассмотрении нового материала. В конце всегда обсуждаем результаты, что наблюдали, какие выводы можно сделать. РЕЗУЛЬТАТ: - Повышение познавательной активности и мотивации при изучении физики -Навыки в формулировании выводов - Более прочные знания Примеры включения простых опытов в изучение нового материала Поэтапное обучение  методике экспериментально- исследовательской деятельности Поэтапное обучение методике экспериментально – исследовательской деятельности предполагает использование памяток, которые становятся «настольной книгой» учащихся 7 класса (периодически мысленно к ним возвращаемся и в 8 – 9 классах). Слабые учащиеся и в 8-9 классах пользуются памятками. Экспериментальная задача Все лабораторные работы на определение величин проводятся по следующему алгоритму:Актуализация знанийПостановка цели учителемСовместное обсуждение способа достижения целиПроектирование эксперимента (совместно или самостоятельно)Реализация эксперимента индивидуально или в парахОформление отчетаОбсуждение и оценка результатов (возврат к цели работы) Рефлексия деятельности Выполнение п. 3-4 может быть домашним заданием. Примеры: 1. После изучения в 7 классе выталкивающей силы предлагается определить объем картофелины при помощи динамометра2. Экспериментально определить давление твердого тела на опору (деревянного бруска или человека в зависимости от возможностей учащихся). Исследования Все лабораторные работы на изучение зависимостей, исследования проходят по алгоритму:Актуализация знанийПостановка проблемы учителемОбсуждение вопроса «Как провести исследование?» (памятка)Проектирование эксперимента (совместно или самостоятельно)Реализация эксперимента индивидуально или в парахОформление отчетаОбсуждение итогов, выводов, результатов (возврат к цели работы) Рефлексия деятельности Примеры: 1. Исследование силы трения2. Исследование архимедовой силы3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины Этапы экспериментальной деятельности Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Результативность профессиональной педагогической деятельностиУровень внутренней мотивации(Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой) Достигнутые эффекты Внутренняя мотивация к изучению физикиКомфортность на уроке Осознание собственной значимости, как результат ситуации успеха и творчестваОсвоение научного метода познанияПонимание смысла своих действий Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Выступления на РМО и педсоветахПроведение открытых уроковПубликация в сети Интернет Адресная направленность личного вклада: опыт доступен учителю с любым опытом работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания Литература Выготский Л.С. Проблемы сознания. Собр. сочинений. – М., 1982.т.1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986Зверева Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников в процессе обучения физике. - Л., 1986Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учебное пособие.-М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1985Разумовский В.Г., Корсак И.В. Научный метод познания и государственный стандарт физического образования - Физика в школе, 2008, № 6Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии.-Волгоград:Учитель, 2013Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург, 2009Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.-М.:Просвещение, 1988Физика. Планируемые результаты. Система заданий: пособие для учителей общеобразоват. организаций/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение, 2014 (Работаем по новым стандартам)Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова – М., 2011 Учитель должен точно знать, какой вопрос и когда задать, чтобы побудить мысль ученика; как создать ситуацию успеха для «слабых», дать возможность проявить себя «сильным».Ученик должен иметь навык элементарных действий, должен понимать смысл своих действий.Именно это позволяет проводить уроки, главными слагаемыми которых являются развитие, увлеченность, комфорт.