Литературная викторина по творчеству Г.-Х.Андерсена. (4класс)

Предмет, класс: литературная викторина, 4 В класс.
Тема : «Ганс Христиан Андерсен».
Цель: развитие познавательной активности детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с фактами биографии писателя.
2. На основе работы с художественными произведениями обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся.
3. На примерах героев сказок воспитывать доброту, смелость; посредством различных видов искусства развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить красоту.
4. Развивать образное мышление, воображение, память, внимание.
5. Расширить кругозор детей, воспитывать любовь к чтению книги.
 6.Воспитывать в детях умение видеть и чувствовать прекрасное.


Оборудование: презентация «Ганс Христиан Андерсен» в PowerPoint, иллюстрации к сказкам, поделки, выставка книг.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Постановка темы и цели классного часа.
II. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
1. Вступительная беседа
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков»)
- Как называется музыкальное произведение?
- Кто композитор?
-А кто автор произведения, на чьё имя написана музыка?
И так, вы наверно уже догадались, что мы сегодня отправимся в путешествие в мир сказок Г. Х. Андерсена.

Слайд 1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Кто мне подскажет, какие виды работ и заданий, кроме чтения сказок, нам помогали знакомиться с творчеством автора и с самим автором?
А почему именно сегодня Мы говорим об этом удивительном писателе? Что вы узнали о жизни и творчестве этого удивительного человека? (Во время ответов детей, показ слайдов).
Слайд 2. Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Сегодня мы узнаем: кто из вас самый внимательный, кто лучше всех знает и понимает героев сказок, кто умеет выделять главную мысль произведения, то, что хотел до нас донести автор.
2. Подготовка к викторине
- Какое задание вы должны были подготовить?
Ученики: Придумать название для команды и объяснить свой выбор; найти загадки для других команд; представить лучшее сочинение-отзыв о понравившейся сказке от каждой команды; подготовить кроссворды для команд соперников.
- Победит та команда, которая не только правильно ответит на все вопросы, но и даст возможность каждому члену получить отличительный знак участника.
3. Викторина
- Как называются ваши команды и почему? (Объяснения детей.)
Выберите в каждой команде человека, который будет фиксировать ваши ответы. Это должен быть ученик, который красиво и грамотно пишет. (Команды выбирают учащихся, которые будут записывать ответы.)
Итак, для вас приготовлены слова, которые мы ежедневно употребляем в речи. Но, учитывая знакомство с героями сказок Г. Х. Андерсена, их приключениями, попробуйте определить, о каких произведениях они напоминают:
1) дружба, верность, горячее сердце, смелость («Снежная королева»);
2) твердый характер, сила духа, смелость, отвага, влюбленность («Стойкий оловянный солдатик»).
(Пока дети записывают ответы на вопросы викторины, звучит «Турецкий марш» Моцарта. Отгадавшим вручаются специальные значки.)
- Во время ваших ответов звучала музыка. Назовите композитора написавшего эту музыку и название произведения.
- Что нам известно о жизни этого писателя? Выберите правильный ответ.
Слайд 4 Слайд5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Теперь настало время ваших музыкальных, поэтических загадок.
Первая команда готовит монолог феи из сказки «Дикие лебеди»,
игрок второй команды исполняет мелодию «Дюймовочка»,
третья команда представляет музыкально-танцевальную композицию по сказке «Стойкий оловянный солдатик».
Задача соперников – угадать, к каким произведениям относятся выступления ребят. Ученикам, ответившим верно, вручаются значки участника викторины.

- Следующие загадки – литературные. Дается 2 мин на подготовку.
Каждая команда самостоятельно выбирает чтецов и отрывки из сказок, которые они будут исполнять. Нужно угадать, монологи каких персонажей читают ученики. По итогам задания угадавшим вручаются значки участников.
- Наш урок еще не закончен, каждая команда подготовила для своих соперников кроссворд. Представители команд, вручите их друг другу. (Команды отгадывают кроссворды.)
4. Подведение итогов викторины
- Все ответили на вопросы викторины верно. Кроссворды отгаданы. Значки участника есть у всех членов команд.
А теперь скажите, были ли у кого-то трудности во время викторины?
Может ли каждый из вас с уверенностью сказать, что он достаточно подробно изучил творчество Г. Х. Андерсена?
Помогали ли вы друг другу сегодня, как герои сказок Г. Х. Андерсена?
III. Итог викторины.
- Наш урок подходит к концу, давайте еще раз вспомним, чему учат герои сказок Г. Х. Андерсена. (Дети перечисляют.)

Анализ урока внеклассного чтения в 4а классе.

Учитель: Доронина Г.А.
Дата проведения: 18.05.2009 года.
Цель посещения: выявить уровень владения методикой преподавания со стороны учителя – предметника, обмен педагогическим опытом.
·
Тема урока: «Викторина по сказкам Ганса Христина Андерсена».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках Г.Х. Андерсена.
Задачи:
1.Формировать умение учащихся определять главную мысль произведения, анализировать характеры героев.
2.На основе работы с художественными произведениями обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся.
3.На примерах героев сказок воспитывать доброту, смелость; посредством различных видов искусства развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить красоту.

Тип урока: обобщающий.

Выявлена предварительная подготовка учителя и учащихся к уроку:
- наличие плана – конспекта;
- подбор художественных текстов к работе на уроке;
- подбор музыкальных композиций;
- предварительная подготовка команд учащихся и выполнение ими домашнего задания.
Данная работа позволяет учителю построить урок творчески, эмоционально, многопланово, используя активную позицию учащихся с опорой на их жизненный опыт и раннее изученного программного материала, что положительно отражается на качественном усвоении материала со стороны учащихся.
Структура урока построена методически верно в соответствии поставленными задачами и программным содержанием. Содержание урока основывается на программных требованиях, насыщено предметной терминологией, в соответствии с темой урока.
Необходимо отметить, что в ходе построения структуры урока учитель использует элементы интегрированного урока, на основе пересечения с уроком музыки.
Ведущая позиция на уроке принадлежит самим учащимся, что формирует у учащихся положительные элементы соревнования, чувство единой команды, получение совместного результата. При этом, в ходе постановки цели урока именно на эти качества обращает внимание учитель – умение детей работать в команде. Но, несмотря на активную позицию учащихся, роль учителя является координирующей.
Урок насыщен по объему, несет большое количество информации и деятельности учащихся и чтобы уложиться во временные рамки, учитель четко следит за соблюдением времени, отведенного на каждый этап урока, вовремя приходит на помощь, если во время выступления у учащихся возникают заминки. Во время поиска ответа на вопрос учитель не затягивает обсуждение, используя наводящие вопросы.
Особое внимание на уроке отводится словарной работе, развитию монологической речи. Здесь ведущим приемом выступает вопросы со стороны учителя, которые носят поисковый, творческий характер, что побуждает детей к сопоставлению, анализу, использованию развернутого ответа. Используя произведения Г.Х.Андерсена, учитель вводит в активный словарь ребенка такие слова как дружба, верность, горячее сердце, твердый характер, сила духа, при этом решается не только словарная, но и воспитательная задача.
Музыкальные и поэтические загадки делают урок эмоционально насыщенным, развивают творческие возможности учащихся, что в дальнейшем учитель может использовать и во внеклассных мероприятиях. Также такие приемы урока позволяют учащимся раскрыться, быть более «откровенными» на уроке, что позволяет учителю объективно оценить усвоение материала со стороны учащихся, а ребенка ставит в активную позицию на протяжении всего урока. Литературные загадки развивают выразительность чтения учащихся, умение почувствовать понять те эмоции и чувства, которые хотел донести до слушателя автор.
Многообразие форм и приемов, активная позиция учащихся на протяжении всего урока, творческий подход к его построению позволяет учителю достигнуть в полном объеме все поставленные задачи урока. Атмосфера урока доброжелательна, содержит элементы инсценировки и игры, что также создает теплую атмосферу урока.
Итог урока учитель подводит совместно с детьми.
Домашнее задание носит творческий характер, позволяет учащимся еще раз соприкоснуться с творчеством Г.Х, Андерсона.

Выводы:

1. Урок построен методически верно в соответствии с поставленной целью и типом урока.
2.Приемы, используемые со стороны учителя, позволяют многопланово отработать предложенный материал, что качественно влияет на закрепление и отработку программного материала со стороны учащихся.
3.Учитель оптимально определяет содержание учебного материала, выделяя его главные и второстепенные стороны.
4.Плотность урока высокая, содержание соответствует программным требованиям.
5.Речь учителя выдержана, обстановка урока доброжелательна.
6.На основе форм и приемов используемых в ходе урока учащиеся занимают активную позицию, что позволяет им успешно закрепить и отработать программное содержание.


Рекомендации:
1. Разработать цикл уроков интегрированного характера, которые помогут учащимся на основе разных предметов соприкоснуться с творчеством писателя, что в свою очередь будет способствовать использованию полученного опыта со стороны учащихся в различных ситуациях.




Зам. директора по УВР: /Чубенко Л.А./

Ознакомлен: / Доронина Г.А./



15