Конспект урока в 9 классе по русскому языку Систематизация и обобщение изученного по теме Обособленные члены предложений


Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»
Цель: повторить и закрепить материал по теме «Обособленные члены предложения».
Тип уроков: повторительно-обобщающие.
Ход уроков
I. Работа со словарным словом: интонационная.
II. Заслушивание текста «На стадионе» (индивидуальное д/з) с обособленными уточняющими дополнениями.
III. Устный зачет.
Вопросы:
1. Обособленные второстепенные члены предложения.
2. Обособленные определения.
3. Обособленные приложения.
4. Обособленные обстоятельства.
5. Одиночные деепричастия и ДО.
6. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.
7. Уточняющие члены предложения.
8. Запятая перед союзом как.
9. Использование в речи деепричастий и ДО.
10. Использование в речи причастий и ПО.
IV. Практическое задание: синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Вставьте недостающие знаки препинания.
1. И ручеек толкаясь в камнях спешит зовет куда-то вдаль к неведомым просторам.
2. На озере среди лесов зеленых кувшинки белые как звезды расцвели.
3. Так и не заснув Феня разбудила Машу ни свет ни заря со вторыми петухами.
4. Однажды в будний день поутру я с дедом разгребал на дворе снег обильно выпавший за ночь.
5. Толпа казаков звонко в несколько голосов говорила на берегу.
6. Заросли усыпанные большими в кулак красными цветами были видны вдалеке.
7. Ночью ближе к утру прошел дождь.
8. Посреди леса, на расчищенной и на разработанной поляне возвышалась одинокая усадьба Хоря.
9. Ночью перед рассветом меня разбудил караульный.
10. Вечером после ужина я пошел немного побродить по галечниковой отмели.
11. Две старушки пили чай или играли в карты или просто разговаривали сидя в плетеных креслах.
12. У столика покрытого длинной скатертью стояла ваза.
13. Ночью в час я вышел и увидел высокое звездное небо.
14. Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды смородина черника малина.
15. Там на берегу Волги в мачтовом сосняке водились клесты.
16. Я один ходил ловить птиц почти за тридцать верст в дальний лес.
17. На шее дубленой от желтого загара собирались толстые в палец складки.
18. Бабушка вообще очень любила грибы грузди опята маслята.
19. Берега заросли высокими старыми в три обхвата осокорями.
20. Длинная в несколько верст тень ложилась от гор на степи.
21. С утра шел тихий дождичек висевший капельками на листьях на сучьях на траве.
22. Противоположный степной берег уходил куда-то вдаль и терялся в мутной серебристой мгле.
23. В самом дальнем углу парка расположился шахматный павильон любимое место нашего дедушки.
24. Летом охота на зверя возможна только утром, на рассвете, и в сумерки, до темноты.
25. Я шел по узкой тропинке у самого края железнодорожной насыпи и напевал какую-то песенку.
26. Я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели, среди прибрежных зарослей.
27. После ночного дождя утром был густой туман поглотивший всю окрестность.
28. Школьный музей разместился в маленьком в две комнаты помещении.
29. Подле палатки около самой батареи на расчищенной площадке была устроена игра в городки.
30. Самые скороспелые грибы березовики и сыроежки достигают полного развития в три дня.

Задание: исправить грамматические ошибки.
Вопреки указания директора, график проведения ремонтных работ был нарушен.
По завершению эксперимента результаты будут обнародованы.
По приезду я нашел всех учеников в сборе.
Он уволен согласно приказа.
Сдайте отчет по возвращению из командировки.

V. Комментированное письмо.
Задание: найти обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами; расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Ввиду приближения экзаменов, он занимался с особым усердием.
Вследствие сильных заморозков, соревнования по лыжам отменены.
За неимением свободного времени в течение последних недель, я не мог хорошо тренироваться.
Ехали только днем, во избежание всяких дорожных случайностей.
Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин.
Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну.
Вопреки нашим опасениям, бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами.
В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на возраст, своей страсти.
На ночь, в целях экономии тепла, мы укладывались один к одному.
В тот же день, несмотря на хорошую погоду, нам удалось пройти немного.
Тренировки, по случаю приближения спортивных соревнований, на стадионе усилились.
Домашнее задание: составить 4–5 предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, и схемы этих предложений; подготовиться к словарному диктанту.
Карточка
Задание: расставьте необходимые знаки препинания. Какие члены обособлены в данных предложениях?
1. Пока гребем скрипя уключинами едва не утыкаемся в клочок суши.
2. Страшно усталые но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику.
3. Ввиду затянувшихся дождей река вышла из берегов.
4. Со старшей Наташей я училась в одном классе.
5. Мокрая шерсть на ней обвисла хвост тонок глаза поблескивают хитринкой.