Программа по внеурочной деятельности Вежливые ребята.


Программа внеурочной деятельности «вежливые ребята» 2 класс
Пояснительная записка.
    Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Участники образовательной программы: учащиеся 2 класса.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа курса рассчитана на 68 часов в год, 1 занятие в неделю.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы курса:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
                   
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культураРезультаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Учебно-тематический план
N п\птема всего часов теория практика
1. Вводное занятие 1 1 -
2. Я среди людей 14 3 3
3. Речевой этикет 14 2 4
4. Культура поведения 28 6 6
5. В мире сказок. 6 - 7
6. Заключительное занятие 2 - 2
Итого: 68 12 22
Содержание курса:
1 раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (14ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3 раздел ( 14ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 28ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Ожидаемые результаты реализации первого раздела программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Тематическое планирование курса
Раздел программы № п/пТема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата
1 2 3 4 5 6
Вводное занятие 1 Давайте познакомимся. Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» 1 04.09.
2015г.
Я среди людей
(14 час) 2-3 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 2 11.09.
4-5 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. 2 18.09.
6-7 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 2 25.09.
8-9 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. 2 02.10.
10- 11 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями. 2 09.10.
12-
13 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 2 16.10.
14-
15 Верность слову Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову. 2 23.10.
Речевой этикет
(14 час) 16-
17 Что такое этика и этикет Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. 2 30.10.
18-
19 Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». 2 13.11.
20-
21 О вежливых словах и их применении. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. 2 20.11.
22 -23 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. 2 27.11.
24- 25 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 2 04.12.
26- 27 Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. 2 11.12.
28- 29 Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. 2 18.12.
Культура поведения
(28 час) 30- 31 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. 2 25.12.
32- 33 Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. 2 15.01.
2016г.
34- 35 Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. 2 22.01.
36- 37 Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. 2 29.01.
38- 39 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 2 05.02.
40- 41 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». 2 12.02.
42- 43 Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. 2 19.02.
44- 45 Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» 2 26.02.
46-
47 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 2 04.03.
48- 49 Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 2 11.03.
50-
51 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций. 2 18.03.
52- 53 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. 2 01.04.
54-
55 Как вести себя в Храме Знакомство с правилами поведения
в Храме. 2 08.04.
56- 57 Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. 2 15.04.
В мире сказок
(6 час) 58-
59 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 2 22.04.
60-
61 Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 2 29.04.
62- 63 Сказка – ложь, да в ней намек Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. 2 06.05.
Итоговые занятия
(2 час) 64- 65 Что мы узнали и чему научились  Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».
2 13.05.
66-68 Праздник вежливых ребят 20.05.
Используемая литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Календарно - тематическое планирование
«Вежливые ребята»
Раздел программы № п/пТема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов
1 2 3 4 5
Вводное занятие
(1ч) 1 Давайте познакомимся. Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» Я среди людей
(6 ч) 2 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 1
3 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. 1
4 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 1
5 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. 1
6 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями. 1
7 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 1
Речевой этикет
(6 ч) 8 Что такое этика и этикет
Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
1
9 О вежливых словах и их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
1
10 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. 1
11 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 1
12 Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. 1
13 Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. 1
Культура поведения
(12 ч) 14 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. 1
15 Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. 1
16 Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отнош-ю к маленьким. 1
17 Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. 1
18 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 1
19 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». 1
20 Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. 1
21 Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» 1
22 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 1
23
Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 1
24 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. 1
25 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. 1
В мире сказок
(7 ч) 26-27 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 2
28-30 Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 3
31-32 Сказка – ложь, да в ней намек Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. 2
Итоговые занятия
(2 ч) 33-34 Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят 2
Календарно – тематическое планирование
«Моя родословная»
№ Тема занятия Содержание
Моя родословная 1 Вводное занятие. Понятие о родословной. У меня  есть своя история. Понятие родословной.
2 Моя семья. Моя семья.
3 Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение»,  «потомки», «предки».
4 Родословное древо. Родословное древо.
5 Практическое значение родословных в прошлом. Нужно ли знать свою родословную?
6 Составление родословного древа семьи. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.
Я и моё имя 7 «Кто я?»   «Где живу?» Географические названия – свидетели прошлого.
8 Что означают наши имена. Знакомство с историей  возникновения имён.
9 Как родители выбирают имя ребёнку. Происхождение современных имён
10 Имена и прозвища в Древней Руси. Имя и прозвище.
11 Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён.
12 Тайны наших имён. Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена.
13 Имя и ангел – хранитель. Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.
14 Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств.
15 Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое  семьи.
16 «Говорящие» фамилии. Что могут рассказать  фамилии о прошлом.
История моей семьи 17 Профессии моих родителей. Профессии.
18 Мои братья и сёстры. Степени родства в семье.
19 Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. Степени родства в семье.
20 Кто, кому и кем доводится. Степени родства в семье.
21 Мои прабабушка и прадедушка. Связь поколений.
22 Профессии моих предков. Профессии предков.
Семейные обязанности и традиции 23 Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием «традиции».
24 Мир семейных увлечений. Увлечения моей семьи.
25 Семейные обязанности. Обязанности членов семьи.
26 Семейные традиции. Какие традиции в моей семье.
27-28 Фамильный герб и фамильный девиз. Знакомство с символами  семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.
29 Семейные династии. Знакомство с понятием «династия»
30 Семейные реликвии. Что хранится в бабушкином сундуке?
31-32 О чем поведал семейный альбом. Детские, взрослые фотографии членов семьи
33
34 Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»
Итоговое занятие Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.
Обобщение знаний
Используемая литература
Гербы городов, губерний, областей Российской империи: Планета, 1990. Дворянский календарь.
Даль В. И. Пословицы русского народа. М, 2005
Никонов В. В. География фамилий. Наука, 1988
Сапронова О. В. Моя родословная. Создание генеалогического древа (электронный ресурс)
Этимологический словарь русского языка для школьников. М,: ООО. Дом славянской книги, 2004
Курс «Моя родословная»
Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.
Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников. Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.Цель:   Подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета  истории в старших классах;
обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации;
пробуждение  интереса к истории своей семьи, Отечества
способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи:
       ввести  ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
       научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
       помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Учащиеся познакомятся с понятиями «генеалогия»,  «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;Учебно-тематический план
№ тема кол – во часов
1 Моя родословная 6
2 Я и моё имя 10
3 История моей семьи 6
4 Семейные обязанности и традиции 12
итого 34

узнают
       историю возникновения имён и фамилий;
       степени родства в семье;
       о профессиях предков;
       о семейных увлечениях и традициях;
составят
       «ленту времени» своей жизни;
       родословное древо;
       вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
       подберут семейный девиз.