Презентация Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы


Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Крупецкая СОШ» Носова С.В. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Сухомлинский В.А. 3Запросы семьи, общества и государстваКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииФундаментальное ядро содержания общего образованияОсновы ФГОС 4деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД)Особенности стандарта:Компетентный подход в образовании ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫНОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообщаРЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат




Цели образования 21 века:уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться. П Р О Е К Т Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственности за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Учебный проект учит:Исследованию, (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем , формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;Выбору, освоению и использованию подходящей технологии создания проекта проектирования;Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);Представлению результатов своей деятельности и хода работы;Презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (компьютерной презентации, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.)



Виды самостоятельной работы, этапы проектной деятельности: Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить с определённой темой, дать общую информацию, которая не требует научной проверки. Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации из различных источников. Исследовательская деятельность – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Преимущества проектного обученияНосит проблемный характер, что является обязательным условием развития самостоятельного и критического мышления;Производится с правом самостоятельного выбора тем, что повышает познавательную активность учащихся;Личностно ориентировано и самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере их выполнения;Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда


Проект обязательно должен иметь: Письменную часть – отчёт о ходе работы с описанием всех её этапов (определение проблемы, способы ее решения, анализ информации, эксперименты, наблюдения, опросы и т.д.)Презентацию – автор должен публично защищать и демонстрировать результат своей работы – что предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в её ходе опыта
style.rotation Этапы проектной деятельности: Погружение в проект;Организация деятельности;Осуществление деятельности;Презентация результатов. 1-ый этап – погружение в проект: Учитель пробуждает у обучающихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации учитель совместно с обучающимися определяют цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта. 2 -ой этап - организация деятельности :учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При определении заданий для каждой группы учитываем характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно - ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта. 3-й этап – осуществление деятельности Именно на этом этапе учащиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, учащиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Например, группа, работающая над сбором и оформлением воспоминаний, должна владеть такими методами, как составление опросника , проведение интервью, его обработка и речевое оформление. Учить этому необходимо заранее, до начала работы над проектом, при изучении курсов русского языка и литературы в средних классах.Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений. 4-й этап - презентация проекта Как одна из целей проектной деятельности обязательна и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Эффективность проектной деятельности Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она:личностно ориентирована;характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Учебный проектпо русскому языкудля 5 классаЮные редакторыАвтор проекта: Носова Светлана Викторовна Краткая аннотация проектаПроект предназначен для учащихся 5-ых классов. Данный проект реализуется на уроках развития речи в рамках преподавания русского языка в школе. Поскольку формирование коммуникативной компетенции учащихся является одной из приоритетных задач основного общего образования, то работу в данном направлении необходимо вести начиная уже с 5-го класса. Проект подразумевает создание игровой ситуации, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой для них профессией редактора, а также овладеют практическими навыками редактирования текстов.Краткая аннотация проекта Цели проектаОбразовательная: познакомить с понятиями «редактор», «редколлегия», «способы редактирования текстов»; формировать практические навыки совершенствования текста.Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, формировать навыки работы в коллективе.Развивающая: развивать критическое мышление, умение наблюдать и анализировать, лингвистические способности учащихся. Краткая аннотация проектаОбразовательные стандартыПроект ориентирован на овладение следующими пунктами обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку: Краткая аннотация проектаОбразовательные стандарты Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Сферы речевого общения. Публицистический стиль, его основные особенности. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности.В рамках формирования коммуникативной компетенции Краткая аннотация проектаОбразовательные стандарты Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.В рамках формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции Краткая аннотация проектаОбразовательные стандарты Русский речевой этикет.В рамках формирования культуроведческой компетенции В чем заключаетсяценность русского языка?Основополагающий вопрос Проблемные вопросы1.Для чего человеку необходимо владеть устной и письменной речью?Являются ли полезными навыки работы с текстами?2. Учебные вопросы1. Какие функции выполняет редактор печатных изданий?2. Что представляет собой редактирование текстов?3. Какие существуют способы редактирования? Ожидаемые результаты обученияПосле завершения проекта учащиеся смогут:осознанно употреблять в речи понятия «редактор», «редколлегия», «редактирование текста»;анализировать различные тексты и находить ошибки в их построении;редактировать тексты, используя простейшие способы правки;применять полученные знания для совершенствования собственных сочинений, изложений, учебных докладов. Ход работы над проектомАудиторная работа в рамках урока развития речи (продолжительность: 1 урок)Самостоятельная работа учащихсяв домашних условиях (продолжительность: 1 неделя)Проверка и оценивание учителем выполненных работ ВЫВОД Использование проектных технологий способствует формированию у ребенка целостного восприятия мира, что помогает: - успешно решать задачи обучения и воспитания; - обеспечить прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей; - развивать духовный мир ребенка, - воспринимать и понимать произведения живописи, музыки. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ