Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения (начальные классы)


Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения.
Перед образовательными учреждениями современное общество ставит задачу: подготовить человека думающего, способного активно участвовать в жизнедеятельности страны, проявляющего инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека.
Отношение человека к книге формируется в первые десять лет жизни. Начальная школа призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося.
Русский педагог Тихомиров Д.И. отмечал, что надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших школьников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Часто дети приходят в школу, даже не прочитав текст домашнего задания.
Меня, как и многих моих коллег, тревожит эта проблема. Мы понимаем, что необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
Так у нас появился проект «Читающие дети – будущее России»
Цель проекта
Привлечь внимание учителей, родителей и учащихся начальной школы к вопросу о проблеме чтения в современном обществе.
Задачи:
формировать навыки продуктивной деятельности (планировать свою деятельность, работать по плану, оценивать результаты работы);
- развивать коммуникативные умения, творческие и актёрские способности;
воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, целеустремлённость,
предприимчивость, самостоятельность, ответственность за результаты своей деятельности.
Мы выдвинули гипотезу: если повысить интерес к чтению, то дети будут больше и лучше читать.
Наша работа актуальна, потому что проблема современного общества: дети мало читают.
При проведении проектно-исследовательской работы были использованы следующие методы:
Анкетирование учащихся, их родителей, педагогов.
Собеседование со специалистами (библиотекарями, преподавателями).
Поиск и изучение данных соцопросов в Интернете.
Изучение литературы по данному вопросу.
Мы решили, что продуктом проекта будут памятки для родителей «Как помочь ребенку полюбить чтение» и предложение о проведении в школе «Дня активного читателя»
Большую помощь в подготовке проекта оказали родители, которые активно включились в работу в качестве консультантов. Я же выполняла направляющую, стимулирующую и корректирующую роль. 
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
первая неделя – выбор темы и уточнение названия проекта; сбор информации.
Дети были разделены на 3группы.
1 группа посещала библиотеки (школьную и городскую)
2 группа проводила анкетирование учащихся, родителей
3 группа изучала данные соцопросов и научную литературу по теме проекта
Практический этап:
Вторая неделя – анализ материалов;
Третья неделя – изготовление продукта: памятки для родителей, составление презентации;
Обобщающий этап:
четвёртая неделя – подготовка выступления для защиты проекта;
пятая неделя – защита проекта.
С этим проектом мы выступили перед одноклассниками, перед учениками своей параллели, на родительском собрании и научно-практической конференции.
Проектно-исследовательская деятельность дала свои результаты. Качество знаний по литературному чтению повысилось до 91 %. Все учащиеся стали читать целыми словами. Темп чтения только у двух человек менее 90 слов в минуту. Дети активнее стали посещать библиотеку, а родители получили памятки «Как помочь ребенку полюбить чтение». В школе ежегодно в первую субботу апреля стал проводиться праздник «День активного читателя».
Детям очень понравилось работать над этим проектом, они поняли важность затронутой темы и необходимость помочь всем детям читать много и с удовольствием.
Метод проектов, используемый в школе, - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания на практике, что готовит их к взрослой жизни. При организации проектной деятельности возможна индивидуальная, самостоятельная, групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. 
Проектная деятельность может быть организована практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения, как в рамках изучения конкретной темы, так и на основе изучаемого произведения.
Любую творческую работу детей я считаю, пусть и небольшим, но итогом проектно-исследовательской деятельности.