статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках.


Картабаева Валентина Амангельдиновна,
учитель географии и биологии
Бестюбинской средней школы
Камыстинского района.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую работу.
Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическая совместимость.
Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он владеет необходимыми умениями и навыками коллективного труда.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Достоинства проектной деятельности:
-создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
-возможность развивать универсальные умения школьников.
-повышение мотивации изучения предмета
-реализация комплексного восприятия учебных предметов
-возможность принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы.
Недостатки проектной деятельности:
-увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной;
-требование более сложной системы оценивания;
-увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
-наличие риска неудачного выполнения работы.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
-практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, района, области, государства;
-исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;-информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
-творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения художественного, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
-ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются и по числу участников (выделяются индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:
а) объект сбора информации;
б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (например, на школьной конференции и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. Именно такие проекты я использую на своих уроках. В 5-6 классах на одном из уроков в начале года ребятам рассказываю о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагаю им сделать творческий проект. Например, на тему «Методы изучения природы» на уроке естествознания, «Внутреннее строение Земли» на уроке географии в 6 классе. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. Например, на уроках биологии на обобщающем уроке по теме «Класс Птицы», «Насекомые» и т.д.
Следует отметить, что чаще всего многие работы исполняются вручную, и их мы стараемся вывешивать в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками. Но некоторые ребята в последнее время начинают создавать проекты с использованием компьютера. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает нашим учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов.
Наиболее сложным по своему выполнению является исследовательский проект.
К структуре исследовательского проекта относится:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных
- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- подготовка выводов, заключений.
Требования к проекту:
-проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
-содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
-все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
-приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
-приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
-если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
-при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
-отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
-использование в проекте соответствующей научной терминологии;
-в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
1. Название темы проекта;
2. Актуальность проекта, проблема;
3. Основополагающий и проблемные вопросы;
4. Цели и задачи проекта;
5. Гипотеза;
6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
7. Использованная литература и информационные ресурсы;
8. Сведения об авторе/авторах проекта;
9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
11. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.